СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомим малышей со счётом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультативный материал для работы с педагогами, родителями.

Просмотр содержимого документа
«Знакомим малышей со счётом»

Знакомим малышей со счетом.

Один много

Мы замечаем, что чем старше ребенок становиться, тем интересуется счётом, пытается сам что-то посчитать.

Давайте поддержим его начинания, но сделаем это правильно.

Не спешите учить ребёнка механическому запоминанию чисел. На первых порах познакомьте его с такими базисными категориями, как один - много, мало - много, один - ни одного.

Предлагайте задания: кулак один, а пальцев много, волос много, а коса…, много лепестков, а цветок…,стручок гороха, страницы книги и.т.д. Каждый раз читайте ему по одному сюжету, пусть в начале это будет маленький, коротенький рассказ из жизни симпатичных зверушек или птичек. Позже, когда ребёнок будет неплохо разбираться в понятиях много – мало, сюжет рассказов обогатится. Теперь уже можно не только считать, но и беседовать на морально – этические темы, неизменно возвращаясь к счету.

Рассказы помогут малышу уточнить, закрепить, осознать, что значит много (стая птичек) и ни одной (птички улетели), научат его проводить сравнение: много – мало(морковок на грядке), много – один (грибы – гриб). После такого подготовительного этапа можно начинать считать. Об этом мы подробно поговорим во IIчасти. Итак учим малыша считать.

Птички.

Сидели птички на ветке, песни распевали, солнышку радовались. Тепло, хорошо!! Много птичек сидело. Подкрался к дереву серый котёнок, увидел птичек, много птичек, удивился: «Мяу». Испугались птички: « Ой, страшно! Пи- пи-пи! Чирик –чирик!» -и улетели. Нет ни одной. Посмотрел котёнок на ветку – нет птичек! Ни одной. И ушел. Но одна самая храбрая птичка опять прилетела и села на ветку. Посидела, оглянулась – нигде котёнка не видать. Тогда она радостно зачирикала:

«Чирик – чирик! Летите сюда, друзья! Кошка убежала!» И опять сидит на ветке много птичек. Сидят, распевают, солнышку радуются: «Пи - пи- пи! Чирик –чирик!» Кто как хочет, так и поёт.

Котята.

Пошел котёнок гулять. Солнышко светит, птички поют, цветы растут. А одному все равно скучно. Правда? Вдруг видит котёнок – на лужайке котята играют. Обрадовался наш котёнок, подбежал, спрашивает: «Можно и мне с вами поиграть?» Закричали радостно котята: «Как нас много стало! Вот будет весело!» И давай все вместе кувыркаться, скакать, прыгать, бегать. Вдруг откуда ни возьмись – ворона. Огромная, чёрная. Летит прямо на весёлых котят и кричит: «Кар –р -р!» Испугались котята, разбежались, кто куда. Один в канавку прыгнул, другой под кустик спрятался. И не осталось на лужайке ни одного котёнка! Ворона посмотрела туда – сюда: пусто! Ни одного! И зачем распугала котят? Ведь одной совсем не интересно, верно?





Про зайчишку.

Мама зайчиха позвала сыночка: « Зайчишка! Сбегай в огород, нарви морковки. Только рви там, где морковок много. На грядке, где морковок мало, не рви. Пусть еще растут!» на одну грядку, смотрит на другую. И здесь морковка растет, и там растет тоже. На какой грядке рвать — не знает.

Мимо медвежонок идет. Кинулся к нему зайчик, просит: «Мишенька, дружок, помоги! Никак не пойму, на какой грядке много морковок, на какой мало!» Помог медвежонок другу. Как не помочь, ведь маленький еще зайчонок!

(А ты бы помог? Конечно, ты же уже разбираешься, где много и где мало. Ты совсем взрослый стал.)

По грибы

Пошла белочка по грибы, взяла корзин­ку. Внимательно смотрит по сторонам: как бы гриб не пропустить. Вон под кустиком один гриб виднеется — в корзинку его! А тут еще один на белочку смотрит, улыбается. Его тоже в корзиноч­ку. Некогда по сторонам смотреть, много грибов нужно на зиму запасти. Где по травке пробежит белочка, где по веточкам проскачет. Вот еще под листиком один гриб спрятался. Иди и ты в корзинку! Навстречу белочке медведь бредет: «Здравствуй, белочка! Много ли грибов набрала?» «Да нет, мало! — отвечает белочка. То там один, то тут.» Заглянул медведь к белке в корзинку, засмеялся: «Ай да белочка! Ай да умница! Там один, да тут один, да еще один, и
получилось много грибов. Целая корзина»

Зайцы и медведь

Наступила осень. Нечего зайчикам по­грызть, кругом голые кусты да сухие листья. Сидят они на полянке, приуныли. Вдруг затрещали кусты. Кинулись зайцы, кто куда, разбежались в разные стороны. Только один самый маленький зайчик никуда не убежал. Сидит на полянке, смотрит вокруг, удивляется: зачем все спрятались? Кто так в лесу шумит? На поляну вышел большой медведь с мешком за плечами. Увидел он маленько­го зайчишку, удивился: «Ишь ты, какой храбрый! Один, а не боишься!»

А чего вас, дядя Миша, бояться? —отвечает зайчишка.— Ведь вы же добрый!

Верно говоришь, — согласился мед­ведь. Сел он на пенек, развязал мешок, достал морковку. — Это тебе подарочек за храбрость!

Спасибо, дядя Миша, — радостно закричал малыш. — Я так люблю морков­ку грызть!

Услыхали это другие зайчата, выскочили на поляну, зашумели:

— Дядя Миша! Что же ты одну морковку принес, ведь нас тут много!

— Много? — удивился медведь.— Я вас что-то сразу и не приметил. Меня тут
только один храбрый зайчишка и встре­тил.

Заволновались зайчата, раскричались: «Мы тоже тут сидели! Мы опять сюда прибежали!»

Успокоил их медведь: «Полно шуметь. Вижу, много вас. И в мешке моем много морковок! Всем хватит».

Стал медведь всех угощать: «Тебе одну, и тебе одну, тебе тоже одну!» Много зайчат, много морковок. Всем хватило, даже самому дяде Мише досталась одна морковка.

Встреча

Бежит щенок по лесу, а навстречу ему лисенок. Залаял на него щенок, а лисенок остановился и говорит: «Не лай зря, не боюсь я тебя!»

Это почему же? — удивился щенок.
— Мама говорит, что нашего лая все жители лесные боятся.

Может, кто и боится, только не я! — гордо отвечает лисенок.

— Не боюсь, потому что я ученый. Вот!

Как это, ученый? — удивился щенок.

А вот так! Знаешь ли ты, сколько у меня хвостов?

Нет, не знаю, — признался щенок.

Хвост у меня один, — гордо произнес лисенок.

А у меня? — заволновался щенок. — А у меня, знаешь?

Конечно! — кивнул лисенок. — И у тебя один!

Правда? — обрадовался щенок. — А ты что еще знаешь?

— Много чего знаю! — признался лисенок. — Смотри, рот у меня один и язык один, посмотри, — стал показывать лисенок язык щенку,

— а лап много.

Тут из кустов выскочила собака, лисе­нок сразу убежал.

Щенок не заметил этого. Он радостно кинулся к собаке: «Мама, мама! Смотри, какой умный лисенок, он меня научил считать! Хвост у меня один, лап много, рот один! И язык один!»

А носов? — засмеялась собака.

Носов? — удивился малыш. — Про носов мне лисенок ничего не говорил. Сколько же у меня носов! Много или мало?

(Помоги щенку разобраться, ведь ты же знаешь.)

Посчитаем?

Малыши не устают удивлять нас своим стремлением познавать как можно боль­ше, вникать порой в суть весьма серьез­ных вещей. Карапуз, едва научившись говорить, бойко считает до 5, а то и до 10. Само по себе механическое запомина­ние порядка счета сродни запоминанию первых незатейливых стихов и песен. Намного ценнее продолжить с ним нача­тую планомерную работу по счету, перей­дя к знакомству с составом простых чисел. Например, два — это один и один. Пусть ребенок сам пересчитает свои сапоги, варежки. Затем покажите разные комбинации числа три (два и один; один, один и один). Не торопите малыша, дайте спокойно усвоить то новое, что без вас ему не понять.

Кто-то осилит счет до трех, кому-то интересно считать и дальше. У каждого свой темп развития. В качестве закрепле­ния новых знаний используйте незамыс­ловатые сказочные сюжеты на каждое из чисел от 1 до 5, предлагаемые в данной статье. Вы можете придумывать аналогич­ные сюжеты и сами, а также привлекать ребенка к решению задач в разнообразных жизненных ситуациях, используя предме­ты повседневной жизни. Главное, чтобы и вашему малышу, и вам все время было интересно.

Помимо закрепления умения считать малыши подружатся с лесными жителями, научатся различать зверей и птиц. Ис­пользуя приведенные ниже рассказы, можно беседовать с детьми на нравствен­но-этические темы, говорить о правилах дорожного движения. Некоторые из сю­жетов содержат юмор, понятный детям.

Если вашему малышу понравятся, а вам в работе помогут мои лесные друзья, буду искренне рада.



Ворона

С утра пораньше уселась ворона на елку и громко закаркала.

— Ты что, соседка, всех жителей лесных перебудила? — удивилась сорока.

— Пусть все знают, что это я, ученая ворона, прилетела к вам. Я в городе жила, ума-разума набралась, считать научилась.Ка-р-р-р!

Тут сорока ну по лесу летать, новость на хвосте носить!

Слетелись на поляну разные птицы лесные. Пошумели, покричали, а потом и примолкли — ждут, что умная ворона скажет.

А ворона уселась на пенек и важно так говорит: «Ну-ка, кто из вас скажет, сколько у меня хвостов?»

Переглядываются между собой птицы лесные, молчат. Видно, не знают.

То-то! — промолвила умная ворона.— Хвост у меня один!

Один у нее хвост! Один! — обрадова­лись птички, крыльями захлопали.

Долго бы так они еще шумели, да только ворона крыло подняла. Все разом и замолкли.

Оглядела всех ворона и гордо промол­вила: «Запомните: клюв у меня тоже один!»

Еще пуще загалдели птицы: «Хвост у нее один! Клюв тоже один!»

На шум-гам выглянула из дупла бабуш­ка-сова. Кинулись к ней птички лесные, друг друга перебивают, новостью каждая поделиться хочет.

Удивилась сова: «И что вы, глупые, расшумелись? У каждой из вас тоже и клюв один, и хвост один. Считайте дальше!»

А что дальше? Это все! — промолви­ли птицы.

Далеко не все! — строго ответила бабушка-сова. — Прилетайте завтра, я вас научу считать.

А ворона услышала это и боком-боком, скоком – скоком и улетела. Как ты думаешь: почему? Правильно. Стыдно ей стало. Хвастала на весь лес, что самая умная, а считать умеет только до одного!

Совушка-сова

На другой день прилетели на поляну любопытные птички-синички, а там каких только пташек нет! Все щебечут, по деревьям рассаживаются, знакомятся.

Но вот на середину поляны вышла совушка-сова. Тут все разом и замолкли.

Оглядела всех сова, похвалила, что хотят учиться, а потом и говорит: «Начнем урок. Запомните, у каждой из нас, птиц, одна голова, один хвост, один клюв. А вот сколько ног? Посчитаем: одна, две. У каждой птицы две ноги. (А у тебя сколько? Посчитай сам.) Стали птички лапками перебирать, считать: одна, две. Верно, две.

— А теперь, — предложила бабушка-сова, — внимательно посмотрите друг на
друга и посчитайте: что еще у каждой из вас есть всего по два?

Птички долго думали, считали и пра­вильно ответили сове: у каждой из них два глаза, два крыла. Верно?

Тут вдруг сорока-белобока крыльями захлопала, радостно закричала: «Ур-ра! Я считать научилась! Один и один — это два! Вот теперь я уж точно умнее вороны!»

— Ох, сорока, сорока! — покачала головой совушка-сова. — Все бы тебе
трещать без толку! Ты только начала учиться считать, а уже хвастаешь. (А ты
как думаешь? Правильно сказала совушка- сова? А у тебя сколько ног? Голов?
Хвостов? Может, ты птичка?)

Котенок и мышата

Бежит котенок по дорожке, весело напевает: «Я умею считать! Я умею считать! У меня один хвостик, один носик и два ушка!» Поглядел на себя в лужицу и добавил: «Ротик тоже один!»

Вдруг он остановился, вытянул шею и замер: над клумбой кружились красивые разноцветные бабочки. Малыш принялся считать их: «Одна бабочка и еще две!» Бабочки разлетелись в разные стороны. Еле успевает котенок считать: «Одна, еще одна, опять одна!»

Слышит котик — кто-то пищит внизу. Пригляделся: а в траве мышата смеются: «Ха-ха-ха! Такой большой, а считать не умеет!»

— Умею! — возмутился котенок. — Сей­час и вас сосчитаю: один, один и один!

весело закричали мышата. — Нас даже -мама так зовет: «Один, два, три». И ты запомни: трое нас!

— А у меня две лапки передние и две задние. В лапках острые коготки-царапки, — показал котик. — Будете смеяться — я как схвачу вас! Одной лапкой одного, другой второго. Сразу запищите!

Вот уж испугал! — фыркнули мыша­та. — А третьего как схватишь?

Не знаю! — честно признался котик.

— То-то! — засмеялись мышки. —Глупый ты еще, маленький. Мы тебя вовсе не боимся!

А потом все вместе мышки скомандова­ли: «Раз, два, три — к маме беги!» — и дружно нырнули в густую траву.

Котенок медленно поплелся домой, раз­мышляя по дороге: «Как же быть, если передних лапок только две, а мышат целых три! Надо спросить у мамы. Мама все знает». Так решил маленький котенок и быстро-быстро побежал домой.

Пара лап

На лесной опушке старый медведь учил считать лесных зверят. Нарисовал он на доске белку и спрашивает: «Отвечайте, сколько у белки глаз? А ушей? Не повторяйте каждый раз: один и один, а посмотрите и сразу говорите: два глаза, два уха. А можно еще сказать: пара глаз. Пара — это два. Понятно?»

Зашумели лесные зверята, считают, по­вторяют: «Два глаза. Пара глаз. Два уха, пара ушей».

— Это еще не все! — остановил их
медведь. — Запомните: у нас, зверей, пара
передних лап и пара задних». (А у тебя
пара глаз? А голов?)

После урока скачет зайчонок Дима домой и повторяет новое слово: пара. Присядет на дорожке, постучит передни­ми лапками: «Пара передних лап». Потом подпрыгнет высоко, хлопнет задними лап­ками: «Пара задних!» — и так всю дорогу.

И не заметил Дима, что за ним всю дорогу следом сорока-белобока летела. Тихо-тихо летела, перелетала с ветки на ветку, с дерева на дерево. Все прислуши­валась да приглядывалась. Потом уселась на пенек и задумалась: «Как это зайчишка считал? Две передние лапы, две задние? Чудеса какие-то! У меня и лап-то не хватает так сосчитать: одна лапа, две — и все! Значит, одна пара. Такая я большая, а всего одна пара лап, а у зайчишки, малыша, — две пары!» Тут она горестно вздохнула: «Видно, права совушка-сова.

Рано мне радоваться, я не до конца научилась считать».

(Помоги ей разобраться с лапами. Зачем же понапрасну грустить, ведь так?)

Волчишка Вася

Бежит, торопится по своим делам вол­чишка Вася. Снег под лапами похрустыва­ет. Морозно. Хорошо! Бежит, распевает Вася:

Раз, два, три, четыре —

Меня грамоте учили...

Не грамоте, а счету! — услышал он откуда-то сверху. Вася поднял мордочку,
глядит, а на ветках уселись синички-се­стрички. Сидят, на него с интересом
смотрят.

Вы что же это мне мешаете, а? —грозно, как учил папа, зарычал волчишка.

— А кто ты такой, чтобы на насрычать? — зашумели наверху синички.

Я волк Вася. Я здесь живу. Лесной житель я! — ответил волчонок.

Мы тоже лесные жители! — хором закричали сестрички.

На меня нельзя кричать, я ученый —умею считать. А ученье — это сила. Так
говорит мой папа.

— Ну и как же ты считаешь? —спрашивают птички-невелички.

А вот так: хвост у меня — один, нос — один, глаз — два, лап — одна, две, три,
четыре. Четыре лапы — вот! — ответил Вася.

У меня тоже один хвост, один нос, два глаза, две лапы, — ответила самая
храбрая синичка.

Ты неправильно считаешь, — заметил волчишка. — Хвост один, глаз два, а лап
четыре.



Так смотря у кого! — засмеялись дружные сестрички. — Может, ты и вовсе не лесной житель.

Как не лесной? — ахнул Вася. — И лап у меня одна, две, три, четыре лапы.Можно и по-другому посчитать: пара передних и пара задних. Два и два — опять четыре. Верно?

Оглянулся волчишка, а синичек уж и нет. Улетели. Зря старался, считал. Так и остался сидеть волчишка посреди зимнего леса. Сидит, думу думает: лесной он житель или нелесной? А может, это синички нелесные жители? Ведь у каждой всего по две лапы!

(А ты как думаешь? Поможешь волчонку разобраться? Молодец.)

Прятки

День прошел, второй прошел, третий наступил, а волчишка Вася все никак не

решит: лесной он житель или нелесной (А ты уж давно разобрался. Правда?) К так задумался малыш, что и не заметил как на полянке очутился. А там зайчиш­ки-шалунишки с пенька в сугроб прыга­ют, хохочут, в снегу кувыркаются.

Зайчата! — бросился к ним Вася.—Может, вы знаете, лесной я житель илр нет?

А вот ты сначала нас сосчитай! Тогдги скажем, — засмеялись озорные зайчиш­ки.

Делать нечего, стал их Вася считать «Один заяц, два, три, четыре и еще один!»

— Эх ты, горе луковое! Кто же та»считает? Четыре и один будет пять! —
радостно закричали зайчата и ну кувыр­каться вокруг волчонка.

А зайчонок Дима предложил: «Братцы зачем над малышом смеяться? Лучше научим его правильно считать».

Вася радостно закивал головой.

— Если согласен, начинай считать Только не забудь: после четырех — пять!

Стали зайцы перебегать с места нг место. (Покажите все комбинации числе пять на фасолинах, так малышу будет. понятнее.) То соберутся в двух местах пс несколько, то разбегутся в разные сторо­ны. Вася только успевает считать: «Два. два и один будет пять зайчат! Три и два — опять пять!». Даже устал, так старался.

— Молодец, быстро научился, способ­ный ученик! — похвалили зайчата волчон­ка Васю. — Теперь ты, как и все лесные жители, умеешь считать до пяти.

Обрадовался Вася.

Трехглазый командир

Подарили волчишке Васе велосипед. Сел он на него и поехал кататься по лесу. Выехал на полянку и повстречал зайчиш­ку Диму.

Дима, смотри, какой мне велосипед подарили! — радостно закричал Вася. —
И руль у него, и фара, и две педали, и три колеса!

Хороший велосипед, — согласился Дима. — Только детский, трехколесный. Я уже давно на настоящем катаюсь, на двухколесном.



Мой папа говорит: три колеса — значит, устойчивый, значит, лучше твоего! — обиделся Вася.

Да не в колесах дело! — возразил Дима. — Зря обижаешься. Дело в умении.
Умеешь ездить — крути педали, лети, как ветер! Пара колес — больше и не надо.
(Прав зайчишка Дима?)

Это велосипеду не надо, а машине и
трех колес мало, — услышали друзья.
Обернулись, а на машине выехал к ним
лисенок Тема.

Ты что? — возмутился Вася. — У
моего велосипеда — три, у Диминого —
два, а твоей машине еще подавай. Сколь­
ко же ей надо колес?

А ты сам посчитай! Это же машина,

— предложил Тема.

Стал волчишка вокруг машины бегать, колеса считать. Насчитал целых четыре. А лисенок смеется — еще одно колесо не заметил, оно сзади закреплено.

Четыре и одно — это же пять! — воскликнул он. — Зачем машине еще и пятое колесо? (А ты знаешь? Объясни Васе.)

А ты заметь, — продолжал лисенок Тёма. — И фар на машине больше, чем у
велосипеда. Едешь вечером, включил пе­редние фары — всю дорогу видно.

Значит, фары как глаза, — догадался зайчишка Дима. — У велосипеда один
глаз, у меня два, а у машины целых четыре. Интересно, а у кого три глаза
есть?

Молчат друзья. Думают. Мимо медвежо­нок Федя проходил, услыхал разговор лесных жителей, остановился и сказал: «Я знаю, у кого три глаза — у светофора, что стоит на перекрестке!»

А ты откуда знаешь, что он там стоит? Может, уже ушел давно, — возра­зил волчонок.

Светофор никогда с перекрестка не уходит, он строго следит за порядком. У него три разноцветных глаза. Посветит зеленым глазом — проезжай, не робей. Желтый загорится — подожди, пропусти других, пока передохни. А если он на тебя красным глазом посмотрит — даже не думай двигаться! Не то попадешь в беду, объяснил медвежонок Федя друзьям.

Мы с мамой тоже его слушаемся, когда переходим дорогу, — заметил из кустов олененок Леша.

Ишь, какой трехглазый командир! — засмеялся волчонок Вася. — Вот бы с
ним познакомиться!

(А ты знаком с этим трехглазым коман­диром? Слушаешься его?)

Букет для мамы

Пошли как-то раз друзья гулять. Подо­шли к речке, а там лягушата возню устроили.

— Эй, лягушки ежонок Яша. — Вы почему в школу не .ходите, не учитесь? Удивились лягушата:

— Зачем? Мы и так ученые! Даже песню про себя сами сочинили, послу­шайте:

Мы три озорных лягушонка,

Ищите нас долго-предолго.

Спели и плюх в воду. Нырнули глубо­ко-глубоко и сидят там, не шелохнутся.

А друзья дальше пошли, нарвали цветов и сели на пригорок отдохнуть. Тут ежонок Яша и предложил: «Давайте играть! Пусть каждый назовет то, чего ни у кого другого нет. Только со счетом! Кто первый?»

Я! — сказал лисенок Тема. — У меня самый красивый, самый пушистый хвост в лесу. Один такой, другого не сыскать! А у меня самых длинных два уха! — радостно закричал зайчонок Дима.

— А нас у мамы пять бельчат! — засмеялась белочка Юлечка. — Четыре сыночка и лапочка дочка — это я.

— А у меня рожки растут. Сразу два, — наклонил головку олененок.

— У кого еще такие толстые лапы? — закричал Целых четыре! — озорно прорычал медве­жонок Федя.

А ежонок Яша промолвил: «Такая шубка с иголками только у меня!» Затем оглянулся на крохотного мышонка: «А ты чего помалкиваешь?»

— А у меня, — робко начал мышонок Филя, — у меня мама. Одна. Самая
милая, самая добрая, ласковая и нежная, сказал и засмущайся.

— Ух ты, как сказал! — восхитился волчонок Вася и поскреб лапой затылок.

— Я бы так не смог сказать! одобрил мышонка зайчонок Дима.

— Очень хорошо сказал, — отозвался олененок Леша.

А ежонок подбежал к мышонку и протянул ему свои цветы:

— На! Я дарю их твоей маме.

— И я! Я тоже! — закричали все остальные.

— Спасибо, — прошептал мышонок, — Мама будет очень рада.

(Видишь, какой пышный букет получился. Много цветов. А ты после прогулки прино­сишь маме в подарок букетик цветов, не забываешь? Молодец. Не забывай. Мама у каждого одна.)

С.Теплюк к.п.н. журнал «Дошкольное воспитание» №11/2000г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!