СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для педагогов. Я поделилась опытом работы.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством»

Е. И. Вдовиченко, МБДОУ «Детский сад№96», город Рязань

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством


Аннотация: В статье говорится о ДПИ, которое является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в ДПИ яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.

Ключевые слова: Декоративно-прикладное искусство, дети дошкольного возраста, эстетическое восприятие.

Annotation: the article discusses DPI which is the source of creative activity. The artistic merits of the works, careful checking of forms and content ornamental compositions forces us to constantly seek and will go in DPI bright and available images for use in the practice of aesthetic and moral formation of the personality of the preschool child.
Keywords: Decorative and applied art, children of preschool age, aesthetic perception.

Исследователь русского прикладного искусства М.Н. Каменская отмечает, что в декоративно-прикладном искусстве народных мастеров четко выделяются 2 вида изображений - сюжетные и орнаментальные. Созданные народной фантазией, они встречаются во всех видах народного искусства на протяжении многих веков. Имея в основе образы живой природы, эти изображения, в то же время, сохраняли черты народной условности.

Большого развития в народном прикладном искусстве достигает орнамент. Орнамент - это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются. Основным свойством орнамента является ритм. Ритм-это определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.

Орнамент состоит из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность предметов и изделий, орнамент почти не оставляет, как правило, фона. Наряду с растительным орнаментом встречается и геометрический. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающиеся между собой в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах ДПИ.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности работ народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в детских работах все радостно и красочно. И там, и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных нотах.

Образы фантастических птиц, животных и растений, изображенные на предметах ДПИ воспринимаются детьми, прежде всего, как сказочные, и вместе с тем, они узнают в них знакомых им в жизни птиц и растений, потому что даже зрительное воплощение вещей, птицы сирена, русалки «Берегини», единорога «лютого зверя», грифа, мастер строил из сочетаний близких и понятных ему фигур человека, птиц, животных, рыб.

Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, со стремительным глиняным конем, разметавшим по ветру свою гриву, с узорчатостью орнамента на ткани, со сверкающей полевой керамикой может явиться для детей благодатным материалом, развивающим их фантазию.

ДПИ является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в ДПИ яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.

Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Запорожец А.В., Комарова Т.С., Логинова В.И., Саккулина Н.П., Халезова Н.Б., Шпикалова Т.Я.), наиболее сенситивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности детей.

Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат потешки, песенки, сказки, рассматривают картинки. Одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у детей происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным. Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Известно, что восприятие ребенка (зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое) обладают существенными индивидуальными различиями. Образы восприятия накапливаются и составляют сенсорный опыт ребенка, который, как известно не является неподвижным. Образы, ранее сформировавшиеся, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления детей.

В старшем дошкольном возрасте восприятие приобретает целенаправленный характер. Восприятие основывается на зрительных ощущениях, с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.

Ребенок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

С развитием восприятий и эстетических чувств дети начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Хотя все же используют цвет и в эмоциональном плане: то, что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы - в темные. Это положение об использовании цвета, как выразителя эмоционального отношения ребенка к изображаемому, выдвинутое еще Е.А. Флериной, подтверждается исследованиями последнего времени Л.В. Кампанцевой, В.А. Езикеевой, В.С. Мухиной.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.

Суждения дошкольника развиваются от простых форм к более сложным, постепенно, по мере овладевания знаниями. Дошкольник в большинстве случаев судит о том или ином факте односторонне, опираясь на единичный внешний признак или свой ограниченный опыт. Оценочные суждения детей дошкольного возраста еще примитивны, но они свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить.

Чем более детальную и разно­образную информацию ребенок может получить об объектах окружающего мира, его свойствах и отношениях, тем более у него сформированы эмоционально-оценочные суждения. Тем более ярко и эмоционально он отзывается об окружающих людях, о музыке, литературе об искусстве, в том числе и народном.

Чтобы художественное произведение воздействовало эстетически, оно должно быть понятным для воспринимающего, иначе воздействие его не будет эстетическим. Художественное произведение сложное для восприятия детей дошкольного возраста воспринимается ими лишь частично, клочковато; эмоциональный отклик неадекватен объективному смыслу произведения. В этом случае эстетическое восприятие отсутствует.

Успешному развитию творческих способностей детей, по словам Ю.В. Максимова помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.

Но, каким бы высокими художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от того, как он сумеет раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства.

Литература

  1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика/ Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П.Баранов - М.:, 1997

  2. Вершинина Н.А., Солдатова Э.М. Диагностика особенностей восприятия
    детьми 6-7 лет произведений декоративно-прикладного искусства
    // Экология образования: Актуальные проблемы: Сб. науч. ст./
    Под ред. А.В.Пяткова. - Архангельск: ПГУ им.М.В.Ломоносова, 2001.

  3. Вершинина Н.А., Горбова О.Знакомство с особенностями декоративно- прикладного искусства в процессе дидактических игр/Н. Вершинина, О.Горбова// Дошкольное воспитание – 2004- № 6