Знакомство детей с правилами безопасного поведения с помощью сказки
Подготовила:
воспитатель: Хренова Л.Н.
Сказки – это учебник, по которому маленький человечек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их – жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев – те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и обсуждая сказки, играя в них, малыш легко усвоит, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, мы учим ребенка и бдительности и осторожности.
Все мамы во все времена поют своим малышам колыбельную «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок…» Слушая песенку малыш осваивает важнейшее для него понятие: что такое край. «Край» – это некая черта, граница, тот предел, за которым таится нечто неведомое, а потому опасное. Ну а что случится, если все-таки зайдешь за край? Да еще один, да еще без спроса?
И об этом малыш уже знает. Из песенки про серенького козлика, например, которому вздумалось «в лес погуляти». (что с ним случилось? Да-да, «остались от козлика рожки да ножки»)
- А вот история про колобка, которому тоже
- вздумалось погулять… Такие сказочные
- «инструкции по безопасности» перетекают от
- напевки к присказке, от присказки к сказке и
растут вместе с малышами. Насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам – вот чему мы можем научить ребенка благодаря колобку. В сказке все сказано, все объяснено. Моя задача – лишь акцентировать детское внимание на некоторых местах. Нужно показать свое отношение к поступкам беспечного героя. Но – обратите внимание! Никто колобка не осуждает. Мы можем лишь осудить поступок, который он совершил, и дать правильные ориентиры на будущее.
Итак, не ругая, не принижая самого героя, даю оценку его поведению. Помогаю ребенку понять: в чем же ошибка колобка. (что он сделал неправильно и что надо было сделать, чтоб лиса – ам! – и НЕ проглотила)
«Чтоб от сказок польза была»
Прокомментируйте то, о чем вы рассказываете.
Комментарий может быть очень простой: скажите «ай – ай – ай!» – вот и ясно ваше отношение к поступку, например, колобка.
«Чтоб от сказок польза была»
Задайте малышу вопросы:
- Почему же убежал колобок?
- А можно ли было убегать одному?
- С кем колобок встретился?
- От кого убежал?
- А кто его обхитрил?
- Почему пропал колобок? (потому что нарушил запрет, потому что пошел один, а разве можно уходить одному?)
«Чтоб от сказок польза была»
Если малыш плохо говорит – все равно задаю вопросы, и, сделав паузу, сама на них отвечаю. Это отличный способ акцентировать внимание. Задать вопрос и самой на него ответить, как будто просто рассуждаю вслух. Например, после встречи с зайчиком говорю: «И почему же колобок не побежал назад к бабушке и дедушке? Ай-ай, вернись домой колобок!» Говорю кратко и ясно. Никаких сложноподчиненных предложений: малыш в них запутается. И не ругаю колобка – мы не осуждаем, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки!
Конечно, делаем мы это не все разом. Дети просят повторить одни и те же сказки по 30 раз, вот и пользуемся этим. Сказку-то мы рассказываем много – много раз. Когда «поайкаю», когда просто спрошу, а когда и просто головой покачаю. Постепенно до малыша дойдет суть, и он сам будет комментировать безрассудные действия сказочных героев и давать «спасательные» советы.
Как ты думаешь? – очень хороший вопрос, почаще стараюсь задавать его детям.
Малыш должен усвоить: уходить (убегать) без спросу нельзя, разговаривать с незнакомыми людьми нельзя. Добрый с виду незнакомец может оказаться злым, опасным, может обидеть.
Сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из каждой можно и нужно сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь
Чтобы лучше запомнили существуют простые правила
- Прежде чем рассказывать – читать новую сказку, определите для себя : какие полезные уроки для ребенка зашифрованы в ней.
- Рассказывайте сказки . Можно, конечно, и читать, но – устный строй речи отличается: он более теплый, более доверительный…
- Покажите свое отношение к героям, к происходящим событиям. Но помним: мы обсуждаем не самого сказочного героя, мы обсуждаем его поступок.
- Не перестарайтесь . Не стоит увлекаться и рассказывать историю страшным и заунывным голосом. Малыш перехватит вашу реакцию и тогда уж точно перепугается. Наша задача – не испугать, а научить держать ушки на макушке .
- Реагируйте эмоционально . Малыши способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально. А то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.
- Повторяйте . Не старайтесь комментировать сказку каждый раз, когда ее читаете. Но время от времени возвращаться к такому обсуждению желательно.
Со сказкой можно поиграть
Игра – очень важный момент в жизни маленьких детей. Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Берем подходящие игрушки и разыгрываем всю сказку или короткие сценки из нее.
В нашей группе очень много разных видов театров
Сказочных героев не обязательно покупать в магазине, мы их изготовляем сами.
Чему научит сказка?
«Гуси-лебеди» – малыш, будь готов к неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а можно и нужно.
«Кот, петух и лиса» – не будь наивным, не покупайся на лестные предложения… Если тебя обхитрили (обманули) и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Держись, помощь придет.
«Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» – доверие к людям прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна.
«Зимовье зверей» – никого не приглашай и не впускай к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» – не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать.
Со своей группой детей мы заняли первое место во всероссийской познавательной викторине по ОБЖ «Безопасность важнее всего!»
Спасибо за внимание !