Класс 3-А Дата 05.03.19.
Тема. Роль прилагательных в тексте
Цель: образовательная: показать роль имён прилагательных в нашей речи и правильно их употреблять в устной и письменной речи;
развивающая: развивать устную речь, внимание, память, связное мышление;
воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: учебник, карточки
Ход урока
I.Организация обучающихся на учебную деятельность
- Проверьте, всё ли необходимое лежит у вас на партах? Учебник, дневник, пенал.
II. Актуализация опорных знаний
- Ребята, давайте вспомним, по какому большому разделу русского языка мы с вами путешествуем? (Части речи)
- Какие изученные части речи вы знаете? (Ответы детей)
- Ребята, наш урок я хотела бы начать с загадки:
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие? ( Имя прилагательное)
- Правильно, ребята, чтобы мир стал ярким, удивительным и разным нам поможет часть речи имя прилагательное.
- Почему?
- У вас на столе карточка с загадкой.
- Задание: вставьте в текст загадки подходящие по смыслу опорные слова и отгадайте загадку.
У ………… солнышка
Лучи не горячи,
У ………… солнышка
……………. лучи.
Что это? (ромашка)
(Опорные слова: жёлтенького, белые)
Взаимопроверка
- Прочитаем составленную загадку.
- Что же это? (Ромашка)
- Это наше новое словарное слово. (Слайд)
- Запишите его себе в тетрадь, выделите орфограмму и запомните написание слова.
- И с этой загадкой мы справились, высаживаем ещё один цветок на нашу полянку.
- Какие слова помогли вам отгадать эту загадку? (Опорные слова: жёлтенького и белые)
- К какой части речи они относятся?
- Почему именно эти слова вам помогли? (Потому что они указывают на признаки)
- А без этих слов легко ли было отгадать загадку?
- Значит, важна роль прилагательных в тексте?
III. Сообщение темы и цели урока
- И сегодня на уроке мы будем рассматривать тему «Роль прилагательных в тексте».
IV. Изучение нового материала
Работа с учебником
-
Откройте свои учебники на странице 68. Давайте выполним упражнение 118.
- Далее выполним упражнение 119.
- Прочитаем первый текст Зинаиды Александровой.
- Знакомимся с текстом Анатолия Онегова.
- В чём сходство этих двух текстов? (О ромашке)
- А в чём различие? (Первый – стихотворение, второй – научное описание)
- Какой текст описывает предмет наиболее точно? (Второй)
- А какой из текстов описывает предмет более образно? (Первый, автор сравнивает ромашку с солнышком)
- Где можно встретить каждый из текстов: в художественной, научной или справочной литературе? ( Текст Зинаиды Александровой – в художественной литературе, а текст-Анатолия Онегова – в научной или справочной литературе).
- Итак, какая часть речи описывает предмет более точно? (Имя прилагательное)
- Так без какой части речи текст был бы неполный, непонятный, скучный? (Без прилагательных)
- Какую же роль выполняют прилагательные в тексте? (Украшают, уточняют, дают авторскую оценку)
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся,
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем:
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.
V. Обобщение и систематизация знаний
1. Работа в тетради
- Выписать из первого текста словосочетания: прилагательное с существительным, которое с ним связано по смыслу.
- Кто нашёл все шесть словосочетаний?
- На нашей полянке столько цветов.
- А кого можно ещё встретить? (Бабочек)
- А вот и первая бабочка. (Прикрепить бабочку)
2.Творческое задание.
- Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
-Послушайте легенду: однажды старушка Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но один смелый цветок выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило его, согрело Землю и открыло дорогу Весне. Именно поэтому его и стали называть первоцветом.
- Какой цветок первым появляется весной? (Подснежник)
- Подберите эпитеты для описания подснежника. (Работа в парах)
- Запишите предложение со словом «подснежник» в тетрадь и разберите слово «подснежник» по составу.
VI. Подведение итогов
- Какую тему мы изучали на уроке?
- Какова же роль прилагательных в речи?
VII.Сообщение домашнего задания
- Дома вам нужно будет написать небольшой текст о вашем домашнем животном используя как можно больше прилагательных.