Введение
Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 6 класса в феврале, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, вступительное слово учителя о жизни и творчестве писателя, проверка домашней работы, изучение нового, беседа, биография, физкультминутка, закрепление, беседа, вопросы, творческое задание, итог урока, домашнее задание.
Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: «Когда на меня навалилась беда...». «Каким бы малым ни был мой народ...»
Цель: знакомство с биографией Шиллера.
Задачи: образовательные:
- знакомство с биографией Шиллера;
- работа над выразительным чтением;
Обучающие:
-анализ художественного текста;
-работа с литературоведческими терминами;
Воспитательные:
-воспитание культуры связной речи;
- обсуждение проблемы человеческого достоинства, ценности жизни и настоящих чувств.
Ход урока:
Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: - Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
- отчёт дежурного;
- проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки
Не хочется играть
Сегодня в прятки
Сегодня в классе у ребят
Урок очень важный
А почему он важный –
Скажет каждый!
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
II. Актуализация знаний учащихся.
Проверка д.з. Чтение наизусть стих.
Беседа.
1 Где родился Габдулла Тукай? // Казанская губерния.
2.Рассказать о детстве мальчика. // в 3 года остался сиротой, рос в чужих семьях.
3. Когда он переехал в Уральск?// в 9 лет его забрали дальние родственники.
4.Где училсяТукай? // медресе в русском классе. В 19 лет закончил медресе.
5. О чем поэма-сказка «Шурале»? // о молодом джигите, кот. побеждает лешего.
4.Чтение статьи о жизни и творчестве балкарского поэта Кайсына Кулиева ( стр.172-173).
Беседа о поэте.
1 Где родился Кайсын Кулиев? // в ауле Эл-Тюбю, в семье скотовода и охотника.
2. Где учился Кайсын Кулиев? // в 18 лет он приезжает в Москву и поступает в Институт театрального искусства. (ГИТИС), вечернее отделение Литературного института.
3. Когда вышел его первый сборник? // в 1940г. Под названием «Привет, утро»
4.Рассказать о Кулиеве на войне. //с первых дней войны. В 1944г демобилизовался, но домой вернуться не смог, т.к. его народ был выслан в Среднюю Азию.
5. Удается ему вернуться на Родину? // в 1956г вернулся.
6. Выразительное чтение и анализ произведений поэтов.
– Какова основная тема произведения «Родная деревня» Г. Тукая?
– Какие чувства автора прослеживаются в стихотворении?
– Чем запомнилась родная деревня Габдулле Тукаю?
– Какие образы запечатлелись на всю жизнь? Как вы думаете: почему?
– В стихотворении «Книга» поэт описывает жизненные обстоятельства, в которых книга помогает человеку. Каково ваше мнение: действительно книга способна помочь?
– Какие эпитеты использует поэт в своем произведении?
– Как вы поняли основную идею стихотворения Кайсына Кулиева «Когда на меня навалилась беда…»?
– Почему у человека в особенно сложных, трудных ситуациях обостряется чувство Родины?
– Как Родина помогает герою произведения преодолеть беду?
– Какой художественный прием использует поэт, говоря: «тихонько шуршала дорога», «поманили луга», «сказала вода»?(Олицетворение.)
– Какие качества родного народа К. Кулиев считает постоянными, переходящими из поколения в поколение?
III.Изучение нового материала.
Физминутка
Потягушки
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
IV. Закрепление
Когда на меня навалилась беда...
Когда на меня навалилась беда
И шёл я по отчему краю,
«Отдай свою боль мне», — сказала вода,
По горному склону стекая.
Сказала мне высь: «Обернись к небесам,
И в сердце растает тревога».
«Спокойно иди, я тебя не предам!» —
Тихонько шуршала дорога.
«Взгляни на мои голубые снега», —
Чуть слышно гора мне шептала.
«Приляг на траву», — поманили луга.
Прилёг я, и легче мне стало.
И стало всё просто, и понял я вдруг —
Иного не надо мне рая,
А только б дорога, да речка, да луг,
Да небо родимого края.
Каким бы малым ни был мой народ...
Каким бы малым ни был мой народ,
Он всё равно меня переживёт,
И будет жив мой край, гнездо в котором
И белый голубь вьёт, и чёрный ворон.
Я верую, что будет жить, как жил,
Мой малый род, чьё мужество, бывало,
И мужество и силу возвращало
Мне, потерявшему остаток сил.
В долинах будет созревать пшеница,
Как прежде, будут пахари трудиться,
И будет в небесах всходить луна,
И зимними ночами будет сниться
Уставшим людям близкая весна.
И пусть потом иные песни сложат,
Но всё же люди, прошлое ценя,
Те песни тоже будут петь, быть может,
Что пели и при мне и до меня.
И что с тобой, народ мой, ни случится,
Я знаю, будет жив язык родной,
В звучании которого продлится
Моя судьба и век недлинный мой.
С тобою, мой народ, должник твой вечный,
Ни дня я в жизни не был одинок
И сотворил за век свой быстротечный
Хоть и немногое, но всё, что мог.
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Как поэт относится к своей Родине? Какие слова и выражения подтверждают отношение поэта к родному краю?
Какие впечатления детства поэт сохранил на всю жизнь?
Почему поэт вспоминает молитву из Корана? Как это связано с его биографией?
Докажите, что поэт вспоминает не только забавы и развлечения детства, но и картины сельского труда. Почему эти впечатления важны для поэта?
Какое обещание даёт поэт в последней строфе стихотворения?
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
* Определите, какие стихи рифмуются во 2, 3, 4-й строфах. Сравните ритм стихотворения Тукая с образцом классической восточной поэзии в стихах Омара Хайяма:
Не тоскуй же! Пока этот мир будет жить,
Людям имя твоё и твой след не забыть.
Пока на небе движутся стройно светила,
Мысль твоя — это к сути незримая нить.
Докажите, что в рифмовке стихотворения «Родная деревня» Г. Тукай придерживается классических образцов восточной поэзии. Можно ли строки О. Хайяма поставить эпиграфом к поэзии Г. Тукая?
Обоснуйте своё мнение.
Размышляем о прочитанном
1. Стихотворение Кайсына Кулиева о Родине начинается словами «Когда на меня навалилась беда...». Как вы думаете, почему у человека в особенно сложных, трудных ситуациях обостряется чувство Родины?
2. Как Родина помогает герою стихотворения преодолеть беду?
3. Какой художественный приём использует поэт, говоря: «тихонько шуршала дорога», «поманили луга», «сказала вода»?
4. Какие качества родного народа Кайсын Кулиев считает постоянными, переходящими из поколения в поколение?
5. Почему поэт считает себя вечным должником своего народа?
Творческое задание
Как вы думаете, почему, размышляя о судьбе народа, поэт особо говорит о родном языке? Почему, пока жив язык, жив народ? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
V. Подведение итогов урока.
- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
- Выполнили эти задачи?
-О ком мы сегодня с вами говорили?
Продолжите фразу:
На уроке я узнал….
Осталось непонятным…
Было интересно….
Домашнее задание.
подготовить развернутый ответ на вопрос 5
(с. 175) – Почему поэт считает себя вечным должником своего народа