СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с буквой Ъ

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии дети выполнят интересные задания для закрепления Ъ.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с буквой Ъ»

Тема: Буква Ъ

Цель занятия: дать представление детям о новой букве Ъ-твёрдый знак.

Упражнять в употреблении Ъ в словах. Упражнять детей в составлении схем предложений. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. Воспитывать интерес к родному языку.

Материал: предметные картинки, в названии которых есть мягкий знак; картинки к стихотворению «Ехали мы, ехали», схемы предложений, карточки со словами СЕЛ и СЪЕЛ, буква Ъ, таблица со словами: съехала, объявление, съели, подъезд


Ход занятия.

- Ребята, выполним упражнение «Дышащее животное» (настрой на занятие)

- Ребята рассмотрите картинки и скажите, в каких словах есть ь.

- Для чего нужен Ь?

Знакомство с буквой Ъ.

- Утром мышонок Мыша сел на трёхколёсный велосипед и поехал в магазин за сыром.

Только отъехал от дома, смотрит – кот на дороге лежит и спит.

Объехал его Мыша потихонечку и дальше поехал. Съехал с горки, подъехал к магазину, сыр купил и обратно поехал.

Только въехал на горку , видит – кот проснулся. Потягивается.

«Посижу – ка я пока под кустиком, - думает Мыша, - съем кусочек сыра».

Сел и отъел кусочек сыра.

Потом ещё отъел и ещё.

Так весь кусок вокруг и объел. Остался малюсенький кусочек.

- ЭХ! Только сел, а уже съел… Но уж лучше я сыр съем, чем меня кот вместе с сыром.


- В каких словах мы слышим Ъ?


- Разберём слова СЕЛ и СЪЕЛ (Разбор, сколько гласных, согласных, звуков, слогов).

- Уточнение значения слов СЕЛ и СЪЕЛ.

- Чем отличаются эти слова друг от друга? Как превратить слово СЕЛ в СЪЕЛ?


- Мы сегодня будем говорить о твёрдом знаке.

Молчаливый твердый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам.

Его учить придется вам:

Хотите – не хотите,

Стоит он в алфавите!


Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик – твёрдый знак,

Чтобы не облиться.


Дверь закрылась? Ай – ай – ай!

Вот он ключик – открывай!

– На что еще похожа буква?


- Давайте познакомимся с буквой Ъ.

- Поиграем. Игра «Кто внимательный?».

- Что общего в названиях этих предметов: подъезд, объявление, подъёмный кран, съедобный, съесть?

Физкультминутка.

«Ехали, мы, ехали»:

Ехали, мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали, дальше поехали.

Ехали, мы, ехали, до горы доехали,

В гору въехали, с горы съехали,

Дальше поехали.

К дому подъехали, в ворота въехали,

Вот и приехали.

- Поиграли, давайте назовем слова - действия с разделительным твёрдым знаком.


Игра - упражнение «Камень – вата» - «Камень» встаём, если в слове Ъ, если Ь – садимся «Вата»: лось, конь, подъезд, листья, объявление, въезд, пень.

- В каких словах мы слышим ъ:


Машина съехала с горы.

На стене висит объявление.

Дети съели спелые фрукты.

Петя живёт в третьем подъезде.


- Работаем в тетрадях.

Итог занятия.

- Что нового мы узнали на занятии?

- Чему мы сегодня научились?


Сел и съел

Пришёл Миша из школы. Ходил, ходил — всё хотел, что-бы кто-нибудь обратил внимание. Но все заняты. Подошёл Михаил к сестре и сказал:

— Сел и съел!

— А-а, ты, видно, конфету у меня взял?!

— Нет, — обиделся Миша и отошёл. Вошел он к отцу и тоже сказал:

— Сел и съел!

Отец недавно поел, а сейчас отдыхал. Он подумал, что Михаил про него сказал, и ответил:

— Так, сынок, так.

— И ты ничего не понял, — вздохнул Миша. Пошёл Михаил на кухню и сказал своей маме:

— Сел и съел!

А мать поняла по-своему:

— У кого же ты пообедал?

— Ни у кого я не обедал, — ответил Миша. — Я о другом. Сел и съел...

— Не пойму никак...

— А чего ж тут не понять?—вмешался дедушка.—Всё ясно: «сел» без твёрдого знака, а «съел» с твёрдым. Обрадовался Миша, что дедушка его понял.