МАОУ «СОШ №7»
Урок обучения грамоте по теме:
Знакомство с буквой Ф, ф.
Учитель начальных классов:
Варфоломеева Г.К.
Улан-Удэ
20 декабря 2018 года
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ф, ф
Цели: познакомить с буквой Ф, ф; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
– Отгадайте загадку.
Этот глаз – особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(Фотоаппарат.)
– Откройте учебник и «сфотографируйте» всё, что надо сделать сегодня на уроке.
Дети под руководством учителя выделяют этапы урока.
– Как вы думаете, а что будет самым главным, чему мы должны научиться? (Познакомиться с новой буквой, дать характеристику звукам, которые она обозначает.)
II. Работа по теме урока.
1. Звукобуквенный анализ слов «фонарь», «филин».
– Рассмотрите схемы. Сколько звуков в слове «фонарь»? (5.)
– Выполните звукобуквенный анализ слова «фонарь».
Филин-фокусник лесной,
Мы подружимся с тобой,
Будешь ночью прилетать,
Фонарики зажигать!
О. Крас
– Выполните звукобуквенный анализ слова « филин».
– Сравните первые звуки, указанные в схемах стрелочкой.
– Какой буквой можно обозначить звуки [ф], [ф’]?
2. Знакомство с буквой.
Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
– На что похожа буква Ф? Как бы вы её изобразили?
Федя ходит руки в боки,
Значит, выучил уроки.
Г. Виеру
Если б Фёдор иль Федул
Сразу две щеки надул,
Буквы Ф, сомнений нет,
Получился бы портрет.
Т. Синицына
– Замените первые фишки в схемах слов буквами. Прочитайте слова ещё раз.
– Разделите слова на слоги. Определите ударный слог.
– Чем похожи эти слова? В чём их отличие? (5 звуков, первые звуки одинаковые, 2 слога; разные ударные слоги.)
3. Игра «Живые звуки».
Проводится игра со словом «филин».
– Убираем буквы в следующем порядке:
букву, которая обозначает твёрдый согласный;
букву, которой обозначен ударный гласный;
букву, которой обозначен безударный гласный;
букву, которой обозначен третий звук.
– Какой звук остался?
– Какой буквой он обозначается? Что вы про неё знаете?
– Отгадайте загадку. Кому мы должны сказать спасибо за букву Ф?
Живёт в лесу, ухает, как разбойник. Люди его боятся, а он людей боится. Днём молчит, ночью кричит. (Филин.)
– Для записи каких слов потребуется заглавная буква Ф? Приведите примеры.
4. Чтение слогов, слов и стихотворения Г. Сапгира «Футбол».
– Прочитайте слоги по строчкам, по столбцам.
– Прочитайте слоги, в которых Ф обозначает мягкий согласный звук.
– Прочитайте слоги, в которых Ф обозначает твёрдый согласный звук.
Задание для читающих детей: прочитать рассказ Я. Тайца «Волк», подготовиться к чтению по ролям.
– Почему волку стало стыдно?
– А с вами случалось такое, за что вам потом было стыдно?
Дети дают по желанию краткий ответ, не вдаваясь в подробности.
5. Лексическая работа.
– Прочитайте слова и подчеркните те, значения которых вам непонятны.
Фабрика, флаг, ферма, фрак, фазан, флот.
Показ иллюстраций.
– Флот – это крупное соединение военно-морских судов. Первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове. Он назывался «Орёл». Особое внимание флоту стал уделять Пётр Первый. В 1696 году, 20 октября, Боярская дума вынесла решение – морским судам быть! Именно эту дату считают днём основания нашего флота.
Физминутка
6. Игра «Флот помог».
– Прочитайте слова первых двух столбиков парами.
– Объясните, по какому принципу образованы пары. (Один – много.)
– Прочитайте третий столбик слов.
– Прочитайте слова, в которых один слог.
– Прочитайте слова, в которых два слога.
– Прочитайте слово, в котором три слога.
– Посчитайте, сколько слогов в слове «фамилия».
– Как пишутся фамилии?
– Прочитайте пары слов.
– Назовите буквы, которыми отличаются слова в парах.
– Прочитайте те слова, в которых буква Ф обозначает твёрдый согласный звук.
– Прочитайте те слова, в которых буква Ф обозначает мягкий согласный звук.
– Составьте слова, следя за направлением стрелок. (Фантазёры, фантазировать, фантазия, фантастика.)
– Составьте предложения с этими словами.
Я футбольный судья,
Целый день с мальчишками.
Два футбольных мяча
У меня под мышками!
– Кто из вас любит футбол?
– Прочитайте стихотворение Г. Сапгира «Футбол».
– А вы в футбол играли?
– Куда голы вы забивали?
– Сколько раз в стихотворении встречается буква Ф?
– Что вы знаете о звуках, которые обозначаются буквой Ф?
– Какие ещё виды спорта начинаются на Ф?
Если хочешь видеть гол,
Отправляйся на футбол.
Интересно фехтование
И фигурное катание.
– А у нас тоже соревнование – «Самая лучшая память!».
Запомните как можно больше слов на букву Ф:
Буква Ф – очки на палке,
Прибежали из считалки:
Фокус, финик, Фантомас,
Фантик, фунтик и фугас,
Фёдор, филин, фас,
Фёкла фукает на вас.
7. Самостоятельная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква ф.
Впишите буквы в указанные клеточки, сравните слова «филин» и «футбол».
Впишите заглавные буквы Ф в слова предложений; обоснуйте свой ответ.
Определите, какие звуки чаще других повторяются в скороговорке.
Сравните парные согласные звуки [в] – [ф], [в’] –[ф’].
Поднимите карточку-букву в или ф, если она есть в диктуемых словах.
III. Итог урока.
Папа сына похвалил,
Он про букву Ф спросил.
– Как вы думаете, что рассказал про букву Ф сын?
Игра «Кто больше?».
Задание. Одна команда называет слова со звуком [ф], а другая – со звуком [ф’].
– Скоро прозвенит звонок на перемену. Вы будете отдыхать, играть. А слову «звонок» не до игр. Образуйте от него такие слова, чтобы они различались ударением. 
– В чём разница?
Рефлексия
Приложение: карточки для работы в парах
Филин-фокусник лесной, Мы подружимся с тобой, Будешь ночью прилетать, Фонарики зажигать! Федя полез за конфетой В буфет – Факт, что в буфете не будет Конфет. | фа кус фо ра фу то фи нтик |