СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ф, ф

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с буквой Ф, ф; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.

Просмотр содержимого документа
«ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ф, ф»

МАОУ «СОШ №7»













Урок обучения грамоте по теме:

Знакомство с буквой Ф, ф.







Учитель начальных классов:

Варфоломеева Г.К.











Улан-Удэ

20 декабря 2018 года




ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ
Ф, ф

Цели: познакомить с буквой Ф, ф; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу.

– Отгадайте загадку.

Этот глаз – особый глаз,

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

(Фотоаппарат.)

– Откройте учебник и «сфотографируйте» всё, что надо сделать сегодня на уроке.

Дети под руководством учителя выделяют этапы урока.

– Как вы думаете, а что будет самым главным, чему мы должны научиться? (Познакомиться с новой буквой, дать характеристику звукам, которые она обозначает.)

II. Работа по теме урока.

1. Звукобуквенный анализ слов «фонарь», «филин».

– Рассмотрите схемы. Сколько звуков в слове «фонарь»? (5.)

– Выполните звукобуквенный анализ слова «фонарь».

Филин-фокусник лесной,

Мы подружимся с тобой,

Будешь ночью прилетать,

Фонарики зажигать!

О. Крас

– Выполните звукобуквенный анализ слова « филин».

– Сравните первые звуки, указанные в схемах стрелочкой.

– Какой буквой можно обозначить звуки [ф], [ф’]?

2. Знакомство с буквой.

Всем известно без подсказки:

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

– На что похожа буква Ф? Как бы вы её изобразили?

Федя ходит руки в боки,

Значит, выучил уроки.

Г. Виеру

Если б Фёдор иль Федул

Сразу две щеки надул,

Буквы Ф, сомнений нет,

Получился бы портрет.

Т. Синицына

– Замените первые фишки в схемах слов буквами. Прочитайте слова ещё раз.

– Разделите слова на слоги. Определите ударный слог.

– Чем похожи эти слова? В чём их отличие? (5 звуков, первые звуки одинаковые, 2 слога; разные ударные слоги.)

3. Игра «Живые звуки».

Проводится игра со словом «филин».

– Убираем буквы в следующем порядке:

 букву, которая обозначает твёрдый согласный;

 букву, которой обозначен ударный гласный;

 букву, которой обозначен безударный гласный;

 букву, которой обозначен третий звук.

– Какой звук остался?

– Какой буквой он обозначается? Что вы про неё знаете?

– Отгадайте загадку. Кому мы должны сказать спасибо за букву Ф?

Живёт в лесу, ухает, как разбойник. Люди его боятся, а он людей боится. Днём молчит, ночью кричит. (Филин.)

– Для записи каких слов потребуется заглавная буква Ф? Приведите примеры.

4. Чтение слогов, слов и стихотворения Г. Сапгира «Футбол».

– Прочитайте слоги по строчкам, по столбцам.

– Прочитайте слоги, в которых Ф обозначает мягкий согласный звук.

– Прочитайте слоги, в которых Ф обозначает твёрдый согласный звук.

Задание для читающих детей: прочитать рассказ Я. Тайца «Волк», подготовиться к чтению по ролям.

– Почему волку стало стыдно?

– А с вами случалось такое, за что вам потом было стыдно?

Дети дают по желанию краткий ответ, не вдаваясь в подробности.

5. Лексическая работа.

– Прочитайте слова и подчеркните те, значения которых вам непонятны.

Фабрика, флаг, ферма, фрак, фазан, флот.

Показ иллюстраций.

– Флот – это крупное соединение военно-морских судов. Первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове. Он назывался «Орёл». Особое внимание флоту стал уделять Пётр Первый. В 1696 году, 20 октября, Боярская дума вынесла решение – морским судам быть! Именно эту дату считают днём основания нашего флота.

Физминутка

6. Игра «Флот помог».

– Прочитайте слова первых двух столбиков парами.

– Объясните, по какому принципу образованы пары. (Один – много.)

– Прочитайте третий столбик слов.

– Прочитайте слова, в которых один слог.

– Прочитайте слова, в которых два слога.

– Прочитайте слово, в котором три слога.

– Посчитайте, сколько слогов в слове «фамилия».

– Как пишутся фамилии?

– Прочитайте пары слов.

– Назовите буквы, которыми отличаются слова в парах.

– Прочитайте те слова, в которых буква Ф обозначает твёрдый согласный звук.

– Прочитайте те слова, в которых буква Ф обозначает мягкий согласный звук.

– Составьте слова, следя за направлением стрелок. (Фантазёры, фантазировать, фантазия, фантастика.)

– Составьте предложения с этими словами.

Я футбольный судья,

Целый день с мальчишками.

Два футбольных мяча

У меня под мышками!

– Кто из вас любит футбол?

– Прочитайте стихотворение Г. Сапгира «Футбол».

– А вы в футбол играли?

– Куда голы вы забивали?

– Сколько раз в стихотворении встречается буква Ф?

– Что вы знаете о звуках, которые обозначаются буквой Ф?

– Какие ещё виды спорта начинаются на Ф?

Если хочешь видеть гол,

Отправляйся на футбол.

Интересно фехтование

И фигурное катание.

– А у нас тоже соревнование – «Самая лучшая память!».

Запомните как можно больше слов на букву Ф:

Буква Ф – очки на палке,

Прибежали из считалки:

Фокус, финик, Фантомас,

Фантик, фунтик и фугас,

Фёдор, филин, фас,

Фёкла фукает на вас.

7. Самостоятельная работа по тетради «Я учусь писать и читать».

 Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква ф.

 Впишите буквы в указанные клеточки, сравните слова «филин» и «футбол».

 Впишите заглавные буквы Ф в слова предложений; обоснуйте свой ответ.

 Определите, какие звуки чаще других повторяются в скороговорке.

 Сравните парные согласные звуки [в] – [ф], [в’] –[ф’].

 Поднимите карточку-букву в или ф, если она есть в диктуемых словах.

III. Итог урока.

Папа сына похвалил,

Он про букву Ф спросил.

– Как вы думаете, что рассказал про букву Ф сын?

Игра «Кто больше?».

Задание. Одна команда называет слова со звуком [ф], а другая – со звуком [ф’].

– Скоро прозвенит звонок на перемену. Вы будете отдыхать, играть. А слову «звонок» не до игр. Образуйте от него такие слова, чтобы они различались ударением.

– В чём разница?

Рефлексия

Приложение: карточки для работы в парах



Филин-фокусник лесной,

Мы подружимся с тобой,

Будешь ночью прилетать,

Фонарики зажигать!

Федя полез за конфетой

В буфет –

Факт, что в буфете не будет

Конфет.

фа кус

фо ра

фу то

фи нтик