СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Знакомство с бувкой У"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с буквой у, различные приёмы для работы с детьми при знакомстве с новым звуком. Умение составлять схемы, работа с пословицами. 

Просмотр содержимого документа
«"Знакомство с бувкой У"»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

по программе: «Школа России»

Тема: Гласный звук [у], буква У, у.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Цели: познакомить учащихся с буквой У, у; учить выделять ударный слог, делить слово на слоги, из слогов вычленять звуки; развивать фонематический слух; работать над культурой речи; формировать умения чётко и правильно выражать свои мысли, вести диалог.

Формируемые УУД: строить доказательство; находить необходимую информацию в учебнике; объяснять смысл пословиц и правильно применять их в речи; самостоятельно решать поставленную учителем задачу.


Ход урока

I. Организационный момент:

- Всем, всем – добрый день,

Прочь прогоним нашу лень!

Встанем рядышком друг к другу,

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте» и «Добрый день»!

Нам здороваться не лень.

Каждый если улыбнётся,

Утро доброе начнётся!

Доброе утро, ребята!


II. Актуализация знаний.

-Ребята, давайте вспомним:

-На какие две группы можно разделить звуки?

-Дайте общую характеристику гласным звукам:

*тянуться, поются

*воздух во рту не встречает преграду

*образуют слог

-Дайте общую характеристику согласным звукам:

*не тянутся, не поются

*воздух во рту встречает преграду

*не образуют слог


III. Постановка темы и цели урока:

Сегодня в нашей «копилке знаний» появится еще один звук. Но сначала ответьте мне на такие вопросы

Фонетическая зарядка


— Как кричит филин? (Ух-ух.)


— Как воет волк? (У-у-у.)


— Как плачет малыш в коляске? (Уа-уа!)


— Как перекликаются дети в лесу? (Ау-ау!)


— Как кричит кукушка? (Ку-ку!)


— Какой звук звучал всякий раз, когда вы отвечали на вопросы?

— Какой одинаковый звук есть в словах «автобус», «утюг», «лук, «улитка», «груша», «сук»?


- Сегодня вы узнаете много интересного о новом звуке [у] и познакомитесь с буквой, которая обозначает на письме этот звук. Также вы будете читать предложения с новой буквой.


— Как вы понимаете смысл пословицы «Ученье — путь к уменью»?

IV. Работа над новым материалом:

1. Выделение звука «у» из слова

Внимательно послушайте загадку и постарайтесь её разгадать.

Загадка:

Шум дождя оно поймало,

Утра тихое начало,

Мамин голос, папин шаг,

Слышит, если что не так! (ухо). 

На доску вывешивается картинка с изображением уха.

-Какой первый звук в слове ?

-Произнесите его.

-Он гласный или согласный?

-Докажите. (тянется-потяни, поётся-пропой, воздух во рту не встречает преграды, образует слог)

2.Составим схему слова

(Дети выкладывают на парте схему, 1 ученик у доски)



3.Дайте характеристику каждому звуку.

-Слышу звук «у». Он гласный.

-Слышу звук «х». Он согласный, твёрдый.

-Слышу звук «а». Он гласный.

-Сколько гласных звуков в слове? (В слове два гласных звука), значит сколько слогов в слове? (два слога)

-Поставим в слове ударение. Ударение падает на первый слог у, на гласный «у». Звук «у» ударный.

4. Поиск слов со звуком «у» на картинке (приложение1)

-Произнесём еще раз звук «у» все вместе. Какие слова со звуком «у» вы знаете?


V. Знакомство с буквами У,у.

Мы научились находить в словах звук «у». Теперь узнаем, какой буквой он обозначается.

Звук «у» обозначается на письме буквами У,у (демонстрация карточки с буквами У,у. Карточка фиксируется на доске)

Игра «Фантазёры» - На что похожа буква У? (На сучок, вешалку, рогатку, рожки улитки) (приложение 2)

Попробуйте изобразить букву у руками/всем телом/двумя карандашами. Напишите букву У в воздухе, на ладошке, на спине соседа по парте.

VI. Подготовка к чтению.

Упражнения для развития речевого аппарата:

1.Дыхательная гимнастика:

Надувала кошка шар, а котенок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

Ш- Ш- Ш…

2. Артикуляция звука.

Упражнение «Злая собака».

Сделать глубокий вдох через нос. На одном выдохе сначала усилить, а затем ослабить звук: р-р-р… .




V. Первичное чтение.

- назовём буквы (буквы на магнитах на доске) а, о, ы, н, с, у


- Составьте из имеющихся букв на доске слоги, прочитайте их. (работа детей у доски).

VII. Физкультминутка.

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)



VIII. Игра - А сейчас поиграем и проверим вашу память.

- Кто больше запомнит слов на букву У .

- Утенок увидел улитку.

- Ух!- Удивился утенок. - Угощенье! Ужин!

Уползла улитка.

У-у! – Унывал утенок. - Ужин убежал! Ускользнул!

- Уймись! Убеждала упрямого утенка утка.

Угу! - утешился утенок!


IX. Работа по учебнику:

-Ребята, откройте учебник на стр.36

-Посмотрите внимательно на иллюстрацию и вспомните название сказки и её автора.

(Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»)

-Кого вы видите на иллюстрации? (индюк, гусь, петух, утка, утята)

-Какой звук есть в названии каждой птицы? (Звук «у»)

-Как их можно назвать, одним словом? (Домашние птицы)

-Почему этих птиц называют домашними? (Люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца, перья, пух)

3. Составьте предложение об утятах. (Утка ведёт за собою утят. Утята идут друг за другом.)

- стр. 37 учебника. Чтение стихотворения читающими детьми.

- О ком идёт речь в стихотворении? (о утятах)

- Как автор называет утят? ( малютки)

-В кого превращаются утята? (в важных уток)


X. Закрепление материала.

1. Игра «Услышь звук». Если в слове есть звук «у», хлопните в ладоши.

Паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, зубы, парта, наука, глобус, письмо, урок.

2.Работа в карточках.

Ребятам раздаются карточки с пословицами (приложение 3).

-Почему так говорят?

«Умелые руки не знают скуки.»

«Не учись разрушать, а учись строить.»

«Умный себя винит, глупый - своего товарища.»

Найдите в пословицах все буквы у, обведите их.

-Сколько букв вы обвели? (8)

Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте работу друг друга.


XI. Итог урока.

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- А он какой ?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- А давайте оценим себя.

Если вам все было понятно и легко показываем : класс

Если что то было не понятно то поворачиваем наш класс в бок

А если совсем сложно и непонятно , то перевернём его совсем вниз.

- Кто доволен и считает себя УМНИЦЕЙ или УМНИКОМ погладьте себя по голове.


Приложение1.

















Приложение 2.







Приложение 3.

Умелые руки не знают скуки.

Не учись разрушать, а учись строить.

Умный себя винит, глупый- своего товарища.