СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с языком программирования Pascal (алфавит, синтаксис и основные операторы языка)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация применяется на начальном этапе изучения языка программирования Pascal. Из нее ученики узнают о величинах, структуре праграммы, основных командах языка Pascal

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с языком программирования Pascal (алфавит, синтаксис и основные операторы языка)»

Основы программирования  на языке Pascal Синтаксис языка. Основные операторы Разработал учитель информатики  МБОУ «СОШ № 74 г. Владивостока» Клочко Анна Владимировна

Основы программирования на языке Pascal

Синтаксис языка.

Основные операторы

Разработал учитель информатики МБОУ «СОШ № 74 г. Владивостока»

Клочко Анна Владимировна

Язык программирования Pascal Был разработан профессором, директором Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы Николаусом Виртом в 1968-1970 гг.  как язык обучения студентов программированию. Н. Вирт

Язык программирования Pascal

Был разработан профессором, директором Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы Николаусом Виртом в 1968-1970 гг. как язык обучения студентов программированию.

Н. Вирт

Николаус Вирт  Но думать, что Паскаль – язык исключительно для обучения, было бы неверно. Вот что говорил об этом Н. Вирт (1984 г.): «Утверждалось, что Паскаль был разработан в качестве языка для обучения. Хотя это утверждение справедливо, но его использование при обучении не являлось единственной целью. На самом деле я не верю в успешность применения во время обучения таких инструментов и методик, которые нельзя использовать при решении каких-то практических задач».

Николаус Вирт

Но думать, что Паскаль – язык исключительно для обучения, было бы неверно.

Вот что говорил об этом Н. Вирт (1984 г.):

«Утверждалось, что Паскаль был разработан в качестве языка для обучения. Хотя это утверждение справедливо, но его использование при обучении не являлось единственной целью. На самом деле я не верю в успешность применения во время обучения таких инструментов и методик, которые нельзя использовать при решении каких-то практических задач».

Почему PASCAL? Язык программирования Pascal был назван в честь французского учёного Блеза Паскаля , который еще в 1642 г . изобрел первую механическую счётную машину.

Почему PASCAL?

Язык программирования Pascal был назван в честь французского учёного Блеза Паскаля , который еще в 1642 г . изобрел первую механическую счётную машину.

 Основные средства языка Алфавит языка – набор символов, используемых для составления текстов. Алфавит языка Pascal включает : все латинские прописные и строчные буквы арабские цифры (0 – 9)‏ символы + - * / =  , . ; : ‘ _ ( ) { } и др.

Основные средства языка

Алфавит языка – набор символов, используемых для составления текстов.

Алфавит языка Pascal включает :

  • все латинские прописные и строчные буквы
  • арабские цифры (0 – 9)‏
  • символы + - * / = , . ; : ‘ _ ( ) { } и др.
 Основные  средства языка Для записи команд, имен функций, поясняющих терминов в языке Pascal существует набор строго определенных слов, которые называются служебными или зарезервированными (это английские мнемонические сокращения). Служебные слова делятся на три группы: операторы (READ, WRITELN и др.)‏ имена функций (SIN, COS и др.)‏ ключевые слова (VAR, BEGIN, END и др.)‏

Основные средства языка

Для записи команд, имен функций, поясняющих терминов в языке Pascal существует набор строго определенных слов, которые называются служебными или зарезервированными (это английские мнемонические сокращения).

Служебные слова делятся на три группы:

  • операторы (READ, WRITELN и др.)‏
  • имена функций (SIN, COS и др.)‏
  • ключевые слова (VAR, BEGIN, END и др.)‏
Работа с величинами Константа – величина, которая не изменяет своего значения в ходе решения задачи. Переменная – величина, изменяющая свое значение в ходе решения задачи.

Работа с величинами

Константа – величина, которая не изменяет своего значения в ходе решения задачи.

Переменная – величина, изменяющая свое значение в ходе решения задачи.

Работа с величинами Под хранение каждой величины в памяти ПК выделяется ячейка памяти, которая имеет уникальное имя и определенный объем . Имена ячейкам задает программист, а объем определяется ПК самостоятельно в зависимости от заданного типа величины.

Работа с величинами

Под хранение каждой величины в памяти ПК выделяется ячейка памяти, которая имеет уникальное имя и определенный объем .

Имена ячейкам задает программист, а объем определяется ПК самостоятельно в зависимости от заданного типа величины.

Работа с величинами Правила задания имен: Имя может состоять из одной латинской буквы (f, H, S) Сочетания латинских букв (max, Sum, xb) Сочетания букв и цифр (b1, priz3) Имена не могут  начинаться с цифры, содержать знаки препинания, знаки операций, пробелы, скобки, специальные символы.

Работа с величинами

Правила задания имен:

  • Имя может состоять из одной латинской буквы (f, H, S)
  • Сочетания латинских букв (max, Sum, xb)
  • Сочетания букв и цифр (b1, priz3)

Имена не могут начинаться с цифры, содержать знаки препинания, знаки операций, пробелы, скобки, специальные символы.

Работа с величинами Уберите имена, которые записаны НЕ верно FDc GЛ3 46v (D23) n $g_13 a34 D_6 K1[e] Prog 3 a,56 mas Щелчок мышью по неверному имени позволяет его убрать. Если же имя верное, то после щелчка мышью оно остается на слайде

Работа с величинами

Уберите имена, которые записаны НЕ верно

FDc

GЛ3

46v

(D23)

n

$g_13

a34

D_6

K1[e]

Prog 3

a,56

mas

Щелчок мышью по неверному имени позволяет его убрать. Если же имя верное, то после щелчка мышью оно остается на слайде

Работа с величинами Типы величин: Integer (Целочисленный)  Real (Действительный) Если число типа real представляет собой десятичную дробь, то целая часть от дробной отделяется ТОЧКОЙ (23.45) Boolean (Логический) String (Строковый) Char (Символьный) Если требуется работать с величинами типа string или char , то значения этих величин берутся в одинарные кавычки (‘Вася’, ‘mama’, ‘90-45=45’)

Работа с величинами

Типы величин:

  • Integer (Целочисленный)
  • Real (Действительный)

Если число типа real представляет собой десятичную дробь, то целая часть от дробной отделяется ТОЧКОЙ (23.45)

  • Boolean (Логический)
  • String (Строковый)
  • Char (Символьный)

Если требуется работать с величинами типа string или char , то значения этих величин берутся в одинарные кавычки (‘Вася’, ‘mama’, ‘90-45=45’)

Структура программы Любая программа на Паскале имеет следующую структуру: Заголовок программы  2. Раздел описаний  3. Тело программы

Структура программы

Любая программа на Паскале имеет следующую структуру:

  • Заголовок программы

2. Раздел описаний

3. Тело программы

Структура программы PROGRAM  ;  {Заголовок программы}    Const  = ;   Var  :  ;   BEGIN {раздел операторов – тело программы}  оператор 1 ;  оператор 2 ; … ..  оператор n-1 ;  оператор n ; END. { раздел описания}

Структура программы

PROGRAM ; {Заголовок программы}

Const = ;

Var : ;

BEGIN {раздел операторов – тело программы}

оператор 1 ;

оператор 2 ;

..

оператор n-1 ;

оператор n ;

END.

{ раздел описания}

Операторы ЯП Pascal Оператор присваивания Служит для ввода исходных значений, а также для изменения имеющихся значений переменных. Имеет формат: Выражение может быть: Константой (a1:=25.3; M:=‘stop’); Переменной (d:=m; F1:=a1); Арифметическим выражением (t:=25-k*5). :=;

Операторы ЯП Pascal

  • Оператор присваивания

Служит для ввода исходных значений, а также для изменения имеющихся значений переменных.

Имеет формат:

Выражение может быть:

  • Константой (a1:=25.3; M:=‘stop’);
  • Переменной (d:=m; F1:=a1);
  • Арифметическим выражением (t:=25-k*5).

:=;

Свойства присваивания Если переменной не присвоено никакого значения, то она остается неопределенной  Значение, присвоенное переменной, сохраняется до следующего присваивания этой переменной нового значения  Новое значение, присвоенное переменной, заменяет ее предыдущее значение.

Свойства присваивания

  • Если переменной не присвоено никакого значения, то она остается неопределенной
  • Значение, присвоенное переменной, сохраняется до следующего присваивания этой переменной нового значения
  • Новое значение, присвоенное переменной, заменяет ее предыдущее значение.
Свойства присваивания PROGRAM p1;  var a, b, c:integer; BEGIN a:=13; b:=20; c:=a-b; a:=7; b:=b*2; END. c 13 a b 7 -7 20 40 - -7 13 20 *2 20 40

Свойства присваивания

PROGRAM p1;

var a, b, c:integer;

BEGIN

a:=13;

b:=20;

c:=a-b;

a:=7;

b:=b*2;

END.

c

13

a

b

7

-7

20

40

-

-7

13

20

*2

20

40

Операторы ввода-вывода  Любая программа взаимодействует с пользователем с помощью операторов ввода- вывода.

Операторы ввода-вывода

Любая программа взаимодействует с пользователем с помощью операторов ввода- вывода.

2. Оператор ввода Позволяет ввести исходные значения переменных в память компьютера с клавиатуры. Имеет формат:  Имена переменных в списке перечисляются через запятую! Когда в программе встречается оператор READ , то её действие приостанавливается до тех пор, пока не будут введены значения всех переменных из списка. READ ();  ИЛИ  READLN ();

2. Оператор ввода

Позволяет ввести исходные значения переменных в память компьютера с клавиатуры.

Имеет формат:

Имена переменных в списке перечисляются через запятую!

Когда в программе встречается оператор READ , то её действие приостанавливается до тех пор, пока не будут введены значения всех переменных из списка.

READ (); ИЛИ READLN ();

Оператор ввода c 4 24 a b 12 PROGRAM p 2 ;  var a, b, c:integer; BEGIN Readln (a, b); c:=a-3*b; END. 12 - 4 24 3 * 24 4

Оператор ввода

c

4

24

a

b

12

PROGRAM p 2 ;

var a, b, c:integer;

BEGIN

Readln (a, b);

c:=a-3*b;

END.

12

-

4

24

3

*

24

4

3. Оператор вывода Служит для вывода информации на экран.  Имеет формат:   WRITE () ;  ИЛИ  WRITELN () ;

3. Оператор вывода

Служит для вывода информации на экран.

Имеет формат:

WRITE () ; ИЛИ

WRITELN () ;

Оператор вывода WRITE 1. WRITE(s); - выводит на экран значение переменной s 2. WRITE(‘s‘); - выводит на экран строку s 3. WRITE(‘s=‘, s); - выводит на экран строку s= и значение переменной s

Оператор вывода WRITE

1. WRITE(s); - выводит на экран значение переменной s

2. WRITE(‘s‘); - выводит на экран строку s

3. WRITE(‘s=‘, s); - выводит на экран строку s= и значение переменной s

Оператор ввода c 4 24 a b 12 PROGRAM p 3 ;  var a, b, c:integer; BEGIN Readln (a, b); c:=a-3*b; Write (‘c=‘, c); END. 12 - 4 24 3 * 24 4 c=12

Оператор ввода

c

4

24

a

b

12

PROGRAM p 3 ;

var a, b, c:integer;

BEGIN

Readln (a, b);

c:=a-3*b;

Write (‘c=‘, c);

END.

12

-

4

24

3

*

24

4

c=12

Среда программирования  Turbo Pascal Имя файла Закрывающая кнопка Номер окна Кнопка масштабирования Номер редактируемой строки Полосы прокрутки Номер позиции в строке

Среда программирования Turbo Pascal

Имя файла

Закрывающая кнопка

Номер окна

Кнопка масштабирования

Номер редактируемой строки

Полосы прокрутки

Номер позиции в строке

Разработка программы  Составим программу, по которой компьютер вычисляет произведение двух целых чисел.

Разработка программы

Составим программу, по которой компьютер вычисляет произведение двух целых чисел.

ШАГ 1.  Наберем текст первой программы: PROGRAM p1 ;   Var a ,  b ,  с : integer ;  BEGIN  WriteLn ('Введите два целых числа через пробел') ;   ReadLn (a ,  b) ;   с:=a*b ;   WriteLn (‘Произведение чисел равно: ' , с) ;   ReadLn ; END .

ШАГ 1. Наберем текст первой программы:

PROGRAM p1 ;

Var a , b , с : integer ;

BEGIN

WriteLn ('Введите два целых числа через пробел') ;

ReadLn (a , b) ;

с:=a*b ;

WriteLn (‘Произведение чисел равно: ' , с) ;

ReadLn ;

END .

ШАГ 2.  Выполним компиляцию программы. В главном меню выбираем пункт  Compile , в выпадающем подменю выбираем пункт Compile  (или  Alt+F9 ).  Обнаружив ошибку , компилятор останавливает свою работу. На экране появляется сообщение Compile failed . Успешная компиляция  приводит к появлению сообщения Compile successful. Press any key .

ШАГ 2. Выполним компиляцию программы.

В главном меню выбираем пункт Compile , в выпадающем подменю выбираем пункт Compile (или Alt+F9 ).

Обнаружив ошибку , компилятор останавливает свою работу. На экране появляется сообщение Compile failed .

Успешная компиляция приводит к появлению сообщения Compile successful. Press any key .

ШАГ 3.  Запустим программу на исполнение. В главном меню выбираем пункт  Run , в выпадающем подменю выбираем пункт Run  (или  Ctrl+F9 ).   В результате появляется окно, в котором осуществляется диалог с пользователя с программой.

ШАГ 3. Запустим программу на исполнение.

В главном меню выбираем пункт Run , в выпадающем подменю выбираем пункт Run (или Ctrl+F9 ).

В результате появляется окно, в котором осуществляется диалог с пользователя с программой.

ШАГ 4.  Сохранение программы. - В главном меню выбираем пункт  File , в выпадающем подменю выбираем пункт Save или   Save As . В появившемся окне ввести имя файла.  Внимание! Имя файла не может содержать более 8 символов!!!

ШАГ 4. Сохранение программы.

- В главном меню выбираем пункт File , в выпадающем подменю выбираем пункт Save или Save As .

  • В появившемся окне ввести имя файла.

Внимание!

Имя файла не может содержать более 8 символов!!!

ШАГ 5.  Выход из системы программирования. В главном меню выбираем пункт  File , в выпадающем подменю выбираем пункт Exit .

ШАГ 5. Выход из системы программирования.

В главном меню выбираем пункт File , в выпадающем подменю выбираем пункт Exit .

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!