Познакомить с жанром живописи – портрет; формировать представление о портрете, о том, для чего его создают художники, что художник изображает не только внешний вид конкретного человека, но и его душевное состояние, настроение, что в портрете все работает на раскрытие образа человека.
Просмотр содержимого документа
««Знакомство с искусством. Жанр живописи – портрет»»
пространственные виды искусств | временные | пространственно временные |
фотография | современное искусство | изобразительное искусство | декоративно прикладное искуссто | архитектура | музыка | литература | театр | кино | танец |
живопись | графика | скульптура | керамика | | | | | | |
станковая | монументальная | | станковая | монументальная | декоративная | | вокальная | инструментальная | фольклор | поэзия | проза | | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Конспект занятия по изобразительной деятельности
В школе будущего первоклассника «Филипок»
Тема: «Знакомство с искусством. Жанр живописи – портрет»
Целевая аудитория: дети возраст 6-7 лет
Цели: Познакомить с жанром живописи – портрет; формировать представление о портрете, о том, для чего его создают художники, что художник изображает не только внешний вид конкретного человека, но и его душевное состояние, настроение, что в портрете все работает на раскрытие образа человека.
Продолжительность: 35 минут
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, репродукции портретов разных художников.
Ход занятия:
«Я сейчас расскажу вам о внешнем виде одной девочки (мальчика) из нашей группы. А вы постарайтесь по моему описанию узнать, про кого я рассказала»,- говорит воспитатель.
Педагог дает описание (не глядя на ребенка). После того как дети узнают по описанию своего товарища, предложить посмотреть друг на друга, рассмотреть, какие у мальчика, девочки, сидящей рядом, глаза, волосы, рот, нос. Спросить, кто хочет описать портрет своего товарища. Выслушать несколько описаний. Подвести к тому, что дети дали словесный портрет человека, а художники рисуют портрет человека, а те, кто с ним знаком, узнают его на портрете.
Педагог выставляет несколько разных репродукций с изображением портретов людей. Рассматривает их вместе с детьми. Обращает внимание на то, что художники передают в портрете не только внешние данные человека – какие у него глаза, волосы, во что он одет, но и настроение, что он чувствует. Мы, зрители, это понимаем по выражению лица человека, по его позе.
Предложить детям определить, кто на портретах изображен спокойным, а кто задумчивым, а кто сердитым или веселым.
В заключении подвести итог: «Сегодня мы рассматривали портреты разных людей, которые нарисовали художники в разное время. На портретах можно увидеть не только внешний вид человека, но и его настроение, узнать какой он. Но, чтобы нарисовать портрет человека, нужно хорошо рассмотреть его, определить цвет глаз, волос, прическу, а также почувствовать его настроение, чтобы передать его душевное состояние.
Портрет «Мона Лиза» Леонардо да Винчи
Стратегия | Критерии |
Жизненная | На картине представленной в виде прямоугольного формата видно изображение женщины в темной одежде. которая находится в положении вполоборота. Они сидит в кресле, а руки ее сложены вместе, одна рука опирается на подлокотник кресла, а другая находится сверху первой. |
Изобразительная | Все детали ее исполнены с величайшим усердием. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Вокруг них мы видим слабые красновато-синие круги, а ресницы могли быть написаны только очень искусной кистью. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Маленькие, красиво вырезанные ноздри, розоватые и нежные, исполнены с величайшей правдивостью. Рот, уголки губ, где розовый оттенок переходит в естественный живой цвет лица, написаны так превосходно, что кажутся не нарисованными, а как бы живой плотью и кровью. |
Авторская | Моне Лизе было дано пробудить в Леонардо такое вдохновение, что он создал одно из прекраснейших сокровищ мира. Бессмертный ореол, окружающий все творения этого величайшего гения, подтверждают его собственные слова: «Если человек добродетелен, не прогоняйте, а почитайте его, чтобы у него не было причин оставить вас. Если вы встретитесь с такими людьми — почитайте их, так как они Боги на этой Земле и достойны такого же поклонения, как священные статуи и образы». «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы. |
Культурная | «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Её громкая репутация связана не только с её высокими художественными достоинствами, но и с атмосферой загадочности, окружающей это произведение. |
Импрессивная | Картину Мона Лиза невозможно описать словами: чем дольше вы смотрите на нее, тем больше увлекаетесь. |
Ассоциативное | Наличие ассоциаций на разные темы, вызванные картиной, рассуждения по более общим вопросам. |
Эмоциональное | Картина не оставляет равнодушным никого. Незаконченность картины вызывает много споров. |
Стилистическая | Портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров |
Резюмирующая | «Мона Лиза» считается одним из лучших произведений в жанре портрета, повлиявших на произведения Высокого Возрождения и опосредованно через них — на все последующее развитие портретного жанра, которое было «должно всегда возвращаться к „Джоконде“ как к образцу недосягаемому, но обязательному |
Метафорическая | «Демоническая обворожительность улыбки», «Прозрачность, воздушность мазков» |