Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №61 г. Новочеркасска |
Знакомство детей с культурой донского казачества через приобщение к народному фольклору |
Консультация для педагогов (из опыта работы) |
Новочеркасск |
Консультация для педагогов
Знакомство детей с культурой донского казачества через приобщение к народному фольклору
Цель. Представление опыта работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и ценностями наших предков.
Ход консультации.
В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования важнейшим аспектом в воспитании является патриотическое воспитание дошкольников. Наш регион – край донских казаков, которые всегда были ярким примером истинного патриотизма и подлинной любви к Родине. Кроме того, целью регионального образования и воспитания является:
1. формирование интеллектуального потенциала области;
2. развитие с раннего детства и воплощение в реальность межнационального согласия;
3. воспитание поколения, связанного духовно с малой родиной, ее культурой, национальными традициями.
Как познакомить детей с культурой и ценностями наших предков, соединить невидимую связь поколений и сделать это так, чтобы детям было интересно, развивало их личности? Оказывается, можно! Надо только обратить внимание на окружающий мир и облечь это в сказочную и поэтическую форму. Тогда все станет понятным и близким! В этом и состоит замечательное свойство русского фольклора. Очень много пословиц, потешек, сказок сложили сами казаки, вложив в них свой жизненный опыт, народную мудрость и юмор. В народе любимец – трудолюбивый весельчак, а поговорки, пословицы, сказки, сказания и юмор помогал воспитать в молодом поколении патриотизм, духовность, гражданственность и ответственность. Казак – это Воин, его сила идет от Матушки – земли, оберегать и охранять ее – главный Долг и священное Право.
Мы с детьми и родителями провели акцию «Пословицы и поговорки донских казаков» и открыли для себя неисчерпаемый кладезь народной мудрости, который у нас, взрослых, оставил в душе след восхищения точностью, ёмкостью, глубоким смыслом и огромным воспитательным потенциалом.
- «Казак скорей умрет, чем с земли родной уйдет»
- «Казачья смелость порушит любую крепость»
- «Смекалка во всяком деле казака выручает»
- «И один в поле воин, если он по-казачьи скроен»
- «Чем слабее твоя воля, тем труднее доля»
- «От безделья не бывает у казака веселья»
Наши ребята полюбили казачьи игры, развивающие удаль, ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность. Дети заражались этой неистовой энергией, соревновались с полной отдачей, старались показать свои лучшие качества. Было ощущение, что в них проснулся какой – то зов предков, ведь, возможно, в них течет казачья кровь воинов – богатырей, и говорит их опыт и даже мудрость! Ведь в 7 лет казачата скакали на конях, учились на скаку владеть саблей. В семь лет мальчик уходил жить в мужскую половину дома, чувствовал ответственность за дом, работал в поле, ухаживал за скотом, и спрашивали с него за то, что сделано, а что не сделано. «Чтобы больше иметь, надо больше уметь». Так учили казачат!
Знакомя детей с культурой донского казачества, мы проводили тематические дни, посвященные темам:
- «Хлеб – святыня»
- «Всякому мила своя сторона»
- «О пороке и добродетели»
- «Мать праведна –ограда каменна»
- «Чтобы больше иметь, надо больше уметь»
И надо сказать, что с тех пор дети твердо усвоили поговорку «Хлеб – всему голова!» Как трудно вырастить хлеб! Его может спалить солнце, залить дождь, убить мороз, а сколько труда в него вложено! Хлеб – дар Божий и относились к нему как к святыне!
- «Каков у хлеба, таков у дела»
- «Не держи денег в узлу, держи хлеб в углу»
- «Дай, Бог, покой, да хлеб святой!»
Не всегда хлеб был на столе, но уж в праздники столы ломились от пирогов, блинов, помпушек! Мы узнали, как «хлеб на стол пришел». Дети перестали оставлять недоеденный хлеб и старались доесть весь.
Казаки почитали свою землю, малую родину.
- «На какой земле родился, там и Богу молись»
- «Разлученный с родиной всю жизнь плачет»
В этот день мы с ребятами совершили вертуальную экскурсию по Новочеркасску, говорили о красоте и уюте родного города, его достопримечательностях. Читали наизусть стихи о Родине, рисовали свой дом и двор, достопримечательности Новочеркасска.
Рассуждая о «пороке и добродетели», мы философствовали. «Что такое добродетель? Как вы это понимаете?», - на этот вопрос дети ответили достоточно быстро. «А что значит делать добро?», - ответов было много и самые разные, но самый распространенный – помогать другим, никого не обижать и все делать хорошо, стараться. Далее мы шли от противного. А как вы думаете, порок – это тоже добро или зло? Подумайте, даже слово само резкое! Порок… Что, по-вашему, может быть пороком? Выяснили, что все плохое: воровство, обман, злость… Чужое брать нельзя! Потешки и прибаутки учили этому и малышей.
- Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду,
А я дудочку нашла,
Пастушку отдала:
-На-ка, милый пастушок,
Ты спеши на лужок,
Там Буренка лежит,
На теляток глядит, а домой не идет,
Молочка не несет,
Надо кашку варить,
Казачат накормить!
Храбрость, щедрость, почтение к старшим – вот главные добродетели наших предков.
- «В доме, где нет старших, много плача»
- «Старшему нос подотри, да держи его для совета»
Мы рассуждали над смыслом этих пословиц, учились быть терпимее, добрее, дети рассказывали мне о своих замечательных бабушках и дедушках. Мы выучили:
Бабушка старенька,
Бабушка добренька
Внучат любит,
Всех приголубит,
Погладит по головке,
Сошьет обновки!
А еще старались делать добрые дела – кормили птиц, котят, помогали близким, ходили в магазин… Идя к этой теме, мы много читали рассказов В. Осеевой, Н. Носова, А. Барто. Дети с восхищением восприняли то, что казаки бедным помогали тайно, чтоб не обидеть человека, и чтоб никто об этом не знал, к этому приучали и детей. Почти половину своих доходов казаки отдавали на бедных, сирот, стариков, школу, церковь.
- «Идет сирота – отворяй ворота»
- «Руки будут, деньги будут»
- «Всей воды не выпьешь, всех денег не в карман не положишь»
Надо сказать, что это общение очень сблизило нас, мы лучше узнали своих детей и родителей.
Отношение к семье, к своему роду – очень важная сторона казачьей культуры и ценность эта выражалась в культе матери и отца. Дети росли на бабушкиных песнях и сказках, на народных играх, в атмосфере любви и доброго народного юмора.
Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар:
Родной матушке – платок,
Посередочке цветок.
Братьям – соколам
По козловым сапогам,
Сестрицам-лебедицам –
Да по бедым рукавицам!
«Никто еще не заплатил долг матери» Почему? Просто его невозможно заплатить, он бесценен! Этот день мы приурочили ко Дню матери и приготовили для наших мам настоящий праздник. Здесь были шутки и песни, сценки и веселые частушки, забавные соревнования и игры, вернисаж портретов мам, музей памятных вещей и подарки дорогим мамам. Все были счастливы, растроганы и, уверена, этот день надолго всем запомнился.
Трудолюбие воспитывалось через живой пример старших и фольклор:
Аленка- малёнка шустра и быстра!
Воды наносила, сарафан дошила,
Носок довязала, ягод насобирала,
Везде поспела – в охотку ей дело!
Наш сынок – удалой казачок,
Он рано встает, скотину уберет,
Травы накосит, воды наносит!
Чок-чок- малышок, донской казачок!
Быстрые ножки, красные сапожки,
Всюду мелькают, везде успевают!
Допускалось мягкое порицание, признавалось право на ошибочное поведение, но с пониманием правильного поступка.
- Красна девица, сходи за водицей!
- Волка боюся, медведя страшуся!
- Волк на работе, медведь на заботе!
Сходи, не ленись, добром покажись!
Или:
Нескладёнушка наша Манюшка:
Пирожок пекла- вышла шанежка.
Положила студить на сквозняк, на порог-
Поднял шанежку и унес ветерок.
Зайчик в кустиках скушал шанежку.
- Мастерица! – сказал всем про Манюшку.
Т. е. все у тебя получится, ты только делай, не ленись! Кому хочется быть похожим на Манюшку? – спросила я у детей. – Никому! А на Аленушку? -Всем!
У всех живых существ свои заботы, своя работа, и это было всем понятно.
Коза-хлопота день-деньской занята:
Ей – травы нащипать, ей на речку бежать,
Ей – козляток стеречь, малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
Или:
Казачок Якимка,
Сходи за мякинкой,
Накорми скотинку:
Пеструю свинку,
Коровку чернуху,
Кобылку рыжуху,
Теляток, козляток,
Овечек, ягняток,
Курочку с хохолком,
Петушка с гребешком.
На кота- потягушки,
Казачку – порастушки
А в ручки хватушки,
А в роток говорунок,
А в голову разумок!
Казаки все делали своими руками – портной, гончар, сапожник… То, что делается руками человека, должно быть прочным!!!
Все это всегда было перед глазами детей.
Важнейшую роль в воспитании патриотизма, трудолюбия, честности, порядочности, самостоятельности и ответственности был и остается живой пример близких и фольклор – непринужденный, легкий, точный, искрометный учитель подлинной человечности и нравственности.