СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»: приём повтора как основа изменения сюжета. Фольклорная основа литературной сказки

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»: приём повтора как основа изменения сюжета. Фольклорная основа литературной сказки»

06.11.24г 3 класс Конспект урока по литературному чтению

Тема: Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказки Особенности волшебной сказки

Цели:  провести сопоставительный анализ литературной сказки Пушкина с народной; совершенствовать навыки чтения;

Предметные: научатся анализировать художественное произведение; развивать чувства прекрасного посредством художественного слова;

Метапредметные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; развивать умение слушать и понимать речь других; выразительно читать текст.

Личностные УУД: развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Образовательный ресурс: учебник, карточки, презентация


Ход урока


I.Организационный момент.

(подготовка и позитивный настрой к уроку)

(проверка д/з)

II. Актуализация знаний

- Для начала проведём речевую разминку:

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Прочитайте:

а) про себя;

б) вслух громко, прохлопывая ритм;

в) выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е слова;

г) постепенно увеличивая темп;

д) кто быстрее прочитает?

III.Самоопределение к деятельности

- О чем-то скрипит половица,

  И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

К нам снова приходит сказка.

- Ребята, сегодня мы снова будем говорить о сказке. Ребята, а какую сказку мы с вами будем изучать? (Ответы детей) –показ слайда 3

IV.Работа по теме урока (чтение детьми с осмыслением) Давайте вспомним, сюжеты каких сказок были задействованы Пушкиным для создания своей «Сказки о царе Салтане…»? ( «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево, живая вода и птица-говорунья») - Давайте вспомним сюжет сказки. (Торг. (Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)
  • Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.

  • Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.

  •  Обман царя.

  •  Спасение матери с младенцем.

  •  Спасение Лебеди от злого коршуна.

  • Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.

  •  Князь Гвидон узнал о втором чуде.

  •  Третье чудо князя Гвидона.

  • Царевна Лебедь – четвертое чудо.

  •  Встреча с отцом.)

- Какая это сказка: народная или литературная? (Литературная, т. к. имеет автора).

Принятие учебной задачи учащимися

- А какие жанры бывают у народных сказок? (Волшебные, бытовые, о животных). Какой жанр у Сказки Пушкина? (Ответы детей).

- Есть сходства «Сказки о царе Салтане…» с народными сказками? (Есть) А различия? (тоже есть)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Находить сходства и различия народной сказки со сказкой Пушкина)

- Какие задачи себе поставим? ( Научиться сравнивать народную сказку и литературную)


- Имеет ли русская народная сказка автора? (Нет, не имеет) А литературная? (Имеет)

- В какой форме (письменной или устной) существуют народные сказки? (В устной) А литературные? (В письменной)

- Может ли народная сказка иметь несколько вариантов? (Может. Каждый рассказчик рассказывает её по-разному) А литературная сказка? (Нет. Существует в одном варианте)

- Дети, давайте вспомним, какую структуру имеет народная сказка? (Зачин, основная часть и концовка)

- Известен ли год написания народной сказки? (Нет) А литературной? (Да)

- Есть ли зачин у сказки Пушкина? (Нет. Она начинается так, будто все события происходят близко, в любом из мест нашего края) Зачитайте начало сказки Пушкина. (находят, зачитывают) Имеется ли основная часть, концовка? (Да, имеются)

- Давайте определим жанр «Сказки о царе Салтане»? (Скорей всего волшебная, т. к. в ней есть волшебство)

- Какое волшебство присутствует в сказке Пушкина? (Путешествие царицы с ребёнком в бочке к острову. Взросление новорожденного Гвидона в бочке не по дням, а по часам; умение прекрасно говорить. Чудесная сила Гвидона, выдавившего с лёгкостью дно у бочки. Спасение Царевны-Лебеди Гвидоном от Коршуна. Обе птицы - заколдованные люди. Появление на острове города, в котором Гвидона делают Князем, - волшебство Царевны-Лебеди. Путешествие Гвидона к отцу Салтану в образе комара, мухи, шмеля, - тройное волшебство. Чудесная белка, 33 богатыря и царевна-Лебедь - тройное чудо).

- В волшебных русских народных сказках есть чудеса? (Да, есть) А кто ещё есть в народных сказках? (Сказочные герои)

- В литературной сказке Пушкина есть сказочные герой? (Да, есть. Коршун-чародей, Царица-Лебедь, Белка, 33 богатыря и дядька Черномор)

- Назовите оставшихся героев сказки и почему мы не причисляем их к сказочным героям? (Царь Салтан, Царица, князь Гвидон, Ткачиха, повариха, сватья Баба-Бабариха, корабельщики. Они могли существовать на самом деле, так же они не наделены волшебным умением)

V.Физкультминутка

(разминка)

VI.Продолжение работы по теме урока.

- Давайте вспомним всё, о чём сегодня говорили и рассмотрим таблички, которые вы получили.


Русская народная сказка

Литературная сказка

  • Не видно отношения автора к персонажам.

Постоянные эпитеты.

  • Видно отношение автора к персонажам.


  • Существует в устной форме


  • Создаётся в письменной форме.

  • Каждая сказка существует

в нескольких вариантах.

(Рассказчик может вносить изменения.)

  • Внесение изменений не допускается.



  • Время создания определить невозможно

  • Время создания сказки известно.


  • Народная сказка ограничивается определённым жанром:

- волшебная,

- бытовая,

- о животных


  • Не ограничивается определённым жанром,

включает в себя черты

бытовой сказки, и волшебной,

и сказки о животных,

и даже фантастику.


VII.Итог урока

- Чем занимались на уроке?
- Решили мы те задачи, которые ставили?
- Что нового узнали на уроке?


VIII.Рефлексия

- Оцените свою работу. Если вам понравился урок, похлопайте себе.

- Если урок не понравился, потопайте ножками.


Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к одному из чудес «Сказки о царе Салтане»

































Русская народная сказка

Литературная сказка

  • Не видно отношения автора к персонажам.

Постоянные эпитеты.

  • Видно отношение автора к персонажам.


  • Существует в устной форме


  • Создаётся в письменной форме.

  • Каждая сказка существует

в нескольких вариантах.

(Рассказчик может вносить изменения.)

  • Внесение изменений не допускается.



  • Время создания определить невозможно

  • Время создания сказки известно.


  • Народная сказка ограничивается определённым жанром:

- волшебная,

- бытовая,

- о животных


  • Не ограничивается определённым жанром,

включает в себя черты

бытовой сказки, и волшебной,

и сказки о животных,

и даже фантастику.