06.11.24г 3 класс Конспект урока по литературному чтению
Тема: Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказки Особенности волшебной сказки
Цели: провести сопоставительный анализ литературной сказки Пушкина с народной; совершенствовать навыки чтения;
Предметные: научатся анализировать художественное произведение; развивать чувства прекрасного посредством художественного слова;
Метапредметные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; развивать умение слушать и понимать речь других; выразительно читать текст.
Личностные УУД: развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Образовательный ресурс: учебник, карточки, презентация
Ход урока
I.Организационный момент.
(подготовка и позитивный настрой к уроку)
(проверка д/з)
II. Актуализация знаний
- Для начала проведём речевую разминку:
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Прочитайте:
а) про себя;
б) вслух громко, прохлопывая ритм;
в) выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е слова;
г) постепенно увеличивая темп;
д) кто быстрее прочитает?
III.Самоопределение к деятельности
- О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
К нам снова приходит сказка.
- Ребята, сегодня мы снова будем говорить о сказке. Ребята, а какую сказку мы с вами будем изучать? (Ответы детей) –показ слайда 3
IV.Работа по теме урока (чтение детьми с осмыслением) Давайте вспомним, сюжеты каких сказок были задействованы Пушкиным для создания своей «Сказки о царе Салтане…»? ( «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево, живая вода и птица-говорунья») - Давайте вспомним сюжет сказки. (Торг. (Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)
Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.
Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.
Обман царя.
Спасение матери с младенцем.
Спасение Лебеди от злого коршуна.
Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.
Князь Гвидон узнал о втором чуде.
Третье чудо князя Гвидона.
Царевна Лебедь – четвертое чудо.
Встреча с отцом.)
- Какая это сказка: народная или литературная? (Литературная, т. к. имеет автора).
Принятие учебной задачи учащимися
- А какие жанры бывают у народных сказок? (Волшебные, бытовые, о животных). Какой жанр у Сказки Пушкина? (Ответы детей).
- Есть сходства «Сказки о царе Салтане…» с народными сказками? (Есть) А различия? (тоже есть)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Находить сходства и различия народной сказки со сказкой Пушкина)
- Какие задачи себе поставим? ( Научиться сравнивать народную сказку и литературную)
- Имеет ли русская народная сказка автора? (Нет, не имеет) А литературная? (Имеет)
- В какой форме (письменной или устной) существуют народные сказки? (В устной) А литературные? (В письменной)
- Может ли народная сказка иметь несколько вариантов? (Может. Каждый рассказчик рассказывает её по-разному) А литературная сказка? (Нет. Существует в одном варианте)
- Дети, давайте вспомним, какую структуру имеет народная сказка? (Зачин, основная часть и концовка)
- Известен ли год написания народной сказки? (Нет) А литературной? (Да)
- Есть ли зачин у сказки Пушкина? (Нет. Она начинается так, будто все события происходят близко, в любом из мест нашего края) Зачитайте начало сказки Пушкина. (находят, зачитывают) Имеется ли основная часть, концовка? (Да, имеются)
- Давайте определим жанр «Сказки о царе Салтане»? (Скорей всего волшебная, т. к. в ней есть волшебство)
- Какое волшебство присутствует в сказке Пушкина? (Путешествие царицы с ребёнком в бочке к острову. Взросление новорожденного Гвидона в бочке не по дням, а по часам; умение прекрасно говорить. Чудесная сила Гвидона, выдавившего с лёгкостью дно у бочки. Спасение Царевны-Лебеди Гвидоном от Коршуна. Обе птицы - заколдованные люди. Появление на острове города, в котором Гвидона делают Князем, - волшебство Царевны-Лебеди. Путешествие Гвидона к отцу Салтану в образе комара, мухи, шмеля, - тройное волшебство. Чудесная белка, 33 богатыря и царевна-Лебедь - тройное чудо).
- В волшебных русских народных сказках есть чудеса? (Да, есть) А кто ещё есть в народных сказках? (Сказочные герои)
- В литературной сказке Пушкина есть сказочные герой? (Да, есть. Коршун-чародей, Царица-Лебедь, Белка, 33 богатыря и дядька Черномор)
- Назовите оставшихся героев сказки и почему мы не причисляем их к сказочным героям? (Царь Салтан, Царица, князь Гвидон, Ткачиха, повариха, сватья Баба-Бабариха, корабельщики. Они могли существовать на самом деле, так же они не наделены волшебным умением)
V.Физкультминутка
(разминка)
VI.Продолжение работы по теме урока.
- Давайте вспомним всё, о чём сегодня говорили и рассмотрим таблички, которые вы получили.
Русская народная сказка | Литературная сказка |
Постоянные эпитеты. | |
| |
в нескольких вариантах. (Рассказчик может вносить изменения.) | |
| |
- волшебная, - бытовая, - о животных | Не ограничивается определённым жанром, включает в себя черты бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику. |
VII.Итог урока
- Чем занимались на уроке?
- Решили мы те задачи, которые ставили?
- Что нового узнали на уроке?
VIII.Рефлексия
- Оцените свою работу. Если вам понравился урок, похлопайте себе.
- Если урок не понравился, потопайте ножками.
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к одному из чудес «Сказки о царе Салтане»
Русская народная сказка | Литературная сказка |
Постоянные эпитеты. | |
| |
в нескольких вариантах. (Рассказчик может вносить изменения.) | |
| |
- волшебная, - бытовая, - о животных | Не ограничивается определённым жанром, включает в себя черты бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику. |