СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с оперой. Опера «Волк и семеро козлят» Мариана Коваля.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с жанром детской оперы и с творчеством Мариана Коваля опера «Волк и семеро козлят».

Развивать у детей познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала. 

Формировать  положительное отношение к музыкальному театру.

 урок освоения новых знаний и способов действий.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с оперой. Опера «Волк и семеро козлят» Мариана Коваля.»

Тема Знакомство с оперой. Опера «Волк и семеро козлят» Мариана Коваля.

Цель урока: знакомство обучающихся с жанром детской оперы;

Задачи:

1.Познакомить с жанром детской оперы и с творчеством Мариана Коваля опера «Волк и семеро козлят».

2.Развивать у детей познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала.

3.Формировать положительное отношение к музыкальному театру.

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты

1. Предметные:

- различать понятия опера и балет;

-осваивать правила поведения в театре.

2. Личностные:

-проявлять положительное отношение к изучению предмета музыки;

-испытывать чувство ответственности за выполнение своей работы.

3. Метапредметные:

-овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1) определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

2) принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;

3) оценивать результаты собственной деятельности.

Познавательные:

1) понимать информацию, представленную в изобразительной форме;

2) знать названия видов музыкального театра, понимать особенности музыкального жанра оперы;

3) анализировать средства музыкальной выразительности, используя специальную терминологию музыкального искусства.

Коммуникативные:

1) отвечать на поставленные вопросы полно и грамотно;

2) выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

3) осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учено – познавательных задач.

Ресурсы:

1. Основные: программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

2. Дополнительные: фортепиано, компьютер, проектор, экран, презентация.





























Ход урока.

Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный этап

1. Приветствие

2. Представление


-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

-Меня зовут Ксения Александровнв. Я проведу у вас урок музыки.


-Здравствуйте.



  1. Мотивация к учебной деятельности.

  1. Чтение стихотворения.























































-Как думаете, есть ли в нашей жизни чудеса?

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение и вы, ребята, попробуете ответить - где можно встретиться с чудесами!

Народу-то! Народу!
Куда ни кинешь взгляд,
По каждому проходу
Идёт волна ребят.



Сажают их на стулья
И просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье,
Куда залез медведь.

Из длинного колодца
Невидимо для глаз,
То флейта засмеется,
То рявкнет контрабас.


Но вдруг погасли лампы,
Настала тишина,
И впереди за рампой
Раздвинулась стена.


И увидали дети
Над морем облака,
Растянутые сети,
Избушку рыбака.



Внизу запела скрипка
Пискливым голоском,
Заговорила рыбка
На берегу морском.


Все эту сказку знали
О рыбке золотой,
Но тихо было в зале,
Как будто он пустой.


Очнулся он, захлопал,
Когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол,
Ладонью о ладонь.


И занавес трепещет,
И лампочки дрожат,
Так звонко рукоплещют
Полтысячи ребят.


-О чём нам рассказывает автор в стихотворении?

Куда мы попали?


-Всё верно! И сегодня на уроке мы будем говорить о театре.

-Наш урок сегодня - это экскурсия в театр. Не простой, а музыкальный театр.

-Есть.






Прослушивание стихотворения.













































-О театре. Попали в театр.

Р1

Р2

  1. Изучение нового материала.

1.Беседа по теме урока.































2.Прослушивание Колыбельной мамы Козы.
















3.Прослушивание и разучивание Темы Бодайки.
























4.Знакомство с образом Мазилки










5.Прослушивание и разучивание Темы Малыша.










6.Прослушивание Военного марша.











7.Физминутка под музыку






















8.Прослушивание хора «Семеро козлят».







9. Разучивание хора «Семеро козлят».








- Итак, в путь!

Слайд 1. (Музыкальный театр)

-Музыкальный театр – это здание, где артисты показывают музыкальный спектакль.

Слайды 2-3. (Зал и оркестровая яма) Артисты поют, танцуют на сцене под звуки симфонического оркестра, который находится в оркестровой яме.

- И сегодня в нашем музыкальном театре показывают сказку «Волк и семеро козлят».

Ребята, а кто помнит героев этой сказки?



- Молодцы, помните. А Вы знаете, что по сюжету русской народной сказки «Волк и семеро козлят» поставлен кинофильм и снят мультфильм? А кто же является главными героями этой сказки?

- Это - главные герои народной сказки «Волк и 7 козлят». А мы начинаем знакомство с оперой «Волк и 7 козлят» Мариана Коваля.

Слайд 4. (Тема урока на фоне театра).

-Прочитайте хором.

-Напомню, что опера – это музыкальный спектакль, в котором артисты передают содержание с помощью пения, вставных танцев. А сопровождает спектакль симфонический оркестр. Давайте вместе прочитаем.

Слайд 5. Опера - это музыкальный спектакль, в котором артисты поют, танцуют, и играет симфонический оркестр.

- И первым персонажем, с которым мы сегодня познакомимся, будет Мама Коза.

Слайд 6. (Изображение Мамы-козы)

-Сейчас мы послушаем её песню. Подумайте, что это за песня, когда она может звучать?

Прослушивание песни в записи.


-Как можно назвать эту песню?

Слайд 6, щелчок.

-А как вы узнали, что именно колыбельная песня?



- А какой вам представилась Мама Коза?


-Ребята, а кто-нибудь услышал имена козлят?



Слайд 7 (имена козлят).

- Какие необычные имена, правда, ребята?

- А почему мама дала им такие имена?



-Правильно! Молодцы! Посмотрите, пожалуйста, на экран. Какой из козлят здесь изображён? Слайд 8 (Изображение козлёнка с большими рожками, сердитого).

-Как зовут этого козлёнка?

- А как же Вы догадались?


-Посмотрите на него и послушайте его песню. Сравните рисунок и песню.

Исполнение песни учителем музыки.

-Как звучит мелодия?

-Рисунок подходит к песне?

-Давайте разучим песню Бодайки. Встаньте, сделаем дыхательную гимнастику. Упражнение «Насос»: ноги на ширине плеч, руки в замок ладонями кверху. На вдох через нос - руки вверх, на выдох через рот со звуком «ха» - наклон вперёд, руки опустить вниз, ладони повернуть книзу. (6 раз)

-Садитесь. Обопритесь спиной на спинку стула, ноги поставьте ровно.

-Послушайте фразу: Забодаю, забодаю! (Учитель поёт, я подпеваю).

-Тон (Учитель играет первый звук). Поём фразу. (Учитель поёт, все подпевают).

-Встаньте, представьте, что каждый из вас Бодайка. Споём его песню устрашающе.

Исполнение Темы Бодайки.


-.А этого козлёнка зовут Мазилка, он любит рисовать. Слайд 9 (Изображение козлёнка с палитрой, кистями).

- А это Мазилка. У него в руках кисти, палитра, значит, он любит рисовать. Украинский композитор Мариан Коваль назвал так козлёнка не случайно, по-украински мазать – значит рисовать. Получается что Мазилка - значит художник. С его песней вы познакомитесь на следующем уроке.

-А это кто? Слайд 10.

- Я хочу познакомить вас с его песней. Послушайте музыкальную характеристику Малыша. Определите, какой он по характеру?

Слушание в записи.


- Каким же перед нами предстаёт Малыш?




-Давайте разучим песню Малыша. Слайд 11.

-Послушайте первую фразу. (Учитель поёт, я подпеваю).

-Тон (Учитель играет первый звук). Поём первую фразу. (Учитель поёт, я подпеваю).

2 и 3 фраза разучивается по аналогии.

-Соединим все три фразы. Тон, поём.

- Ребята, скажите, а почему композитор включил в характеристику этого козлёнка марш?






-А давайте представим себе, ребята, что мы вместе с Малышом оказались на параде и вместе с ним и козлятами промаршируем под эту музыку. Встаньте. Выполняйте под музыку маршевые движения. Движения руками повторяйте за мной.

Звучит Военный марш.



-Молодцы, очень хорошо получилось . Мы с вами вместе с героями этой сказки побывали на сказочном военном параде и помогли Малышу почувствовать себя настоящим командиром. А теперь, присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

-Ребята, ответьте мне на такой вопрос: как общались с нами герои сказки?


- Верно, значит, мы можем сказать, что сказка «Волк и семеро козлят» - это…

-Молодцы, правильный ответ!

- Итак, мы познакомились с музыкальными характеристиками Мамы Козы, Бодайки и Малыша.

- Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»?

- Правильно, козлята живы, радуются и поют вместе финальную песню. Послушайте, как они поют.

Прослушивание заключительного хора «Семеро козлят».


- Какое настроение у козлят в этом хоре?



-Давайте разучим «Хор семерых козлят». Слайд 12. Послушайте первую фразу. (Учитель поёт, я подпеваю). Поём первую фразу. Тон. (Учитель играет, все подпевают). Послушайте 2 фразу. (Учитель играет первый звук). Поём 2 фразу. Тон. (Учитель играет, все подпевают).

-Соединим 1 и 2 фразы. Тон. (Учитель играет, все подпевают).

3 и 4 фразы и припев разучивается по аналогии.

-Исполним весь хор.

Исполнение хора «Семеро козлят».


-Ребята, скажите мне, а в роли кого мы с вами оказались , когда исполняли этот хор?


- Правильно, мы оказались с вами в роли артистов музыкального театра и смогли сами исполнить хор из детской оперы.










Дети вспоминают героев русской народной сказки «Волк и семеро козлят».




-Мама Коза, козлята и Волк.


















Прослушивание колыбельной песни.

-Колыбельная.


-Там были слова: «Спи…», мягкая, покачивающаяся мелодия, песня звучала тихо.

- Мама Коза добрая, нежная, любит своих козлят.

- Да – Бодайка, Болтушка, Топтушка, Всезнайка, Мазилка, Дразнилка и Малыш.

Читают имена.

- Да, очень необычные имена.

- Мама Коза дала им такие имена, потому что имена козлят отражают их характер.





- Это Бодайка.

- У него большие рожки, значит, он любит бодаться.




-Твёрдо, грозно, громко.

-Да.















Исполнение Темы Бодайки.












- Малыш.



Прослушивание темы Малыша и Военного марша.

-Бодрым, энергичным, заводилой, построил всех козлят и дал команду маршировать.









-Потому что Малышу хочется поскорее вырасти, и он представляет себя командиром на параде, и вместе с козлятами шагает под звуки военного марша.






Дети, стоя около своих мест маршируют, повторяя движения за учителем.







-Герои сказки общались с нами с помощью музыки.


-музыкальная сказка.





- Козлята живы, они радуются.



Прослушивание заключительного хора «Семеро козлят».

- У козлят приподнятое, весёлое настроение, они рады тому, что остались живы.

Разучивание хора «Семеро козлят».








Исполнение хора «Семеро козлят».

- Мы оказались в роли артистов музыкального театра.





Р2

П1

П2

П3

К1

К2

К3

IV. Первичное закрепление.













-Итак, ребята! Где же мы сегодня побывали?

- Правильно. А что такое музыкальный театр, какие спектакли мы можем там увидеть? Слайд 13.


- Всё верно. Один из таких спектаклей – опера. А что же такое опера? Слайд 14.


- Правильно. А с какой оперой сегодня знакомились мы?

Слайд 15.

-Напомню, что автор этой оперы Мариан Коваль, повторите хором.

- Ребята, а чем же отличается детская опера от оперы?



- Правильно!

-В музыкальном театре.


-Музыкальный театр – это театр, в котором показывают музыкальные спектакли .

-Муз. спектакль, в котором артисты поют.


-«Волк и семеро козлят».




-Детская опера написана специально для детей и дети сами могут её исполнить.

К1

V. Информация о домашнем задании

-Ребята, попробуйте дома нарисовать одного из героев оперы.


  1. Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

Оценивание обучающихся.

Ответы детей.

Р3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!