Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I Этап Самоопределение к деятельности | Цели этапа: Создание ситуации готовности к уроку. Включение в деловой ритм. Слайд1 -Проверьте готовность к уроку. -Здравствуйте, ребята, начинаем урок русского языка. Проверьте, все ли готово: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. - Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы. - Каким бы вы хотели видеть наш урок? - Выскажете пожелания нашей работе. (интересным, познавательным) - А чтобы у нас получился такой урок, как мы должны работать? (Нужно, чтобы все работали активно, слаженно и дружно, отвечали полными ответами, мы должны слушать друг друга, уважать мнение другого, если спорить, то культурно). - Каждый урок русского языка открывает нам какую-то тайну. Вот и нам предстоит узнать еще одну тайну русского языка. -Чтобы исследование прошло результативно, это будет зависеть от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу. Будете старательными, активными, внимательными и у вас все получится. | Готовят к уроку рабочее место. | Личностные: - самоопределение; Регулятивные: - целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
IIэтап. Актуализация знаний. Чистописание. Словарная работа. | Цели этапа: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации Проверяем посадку, положение тетради. Слайд 2 -Ребята с чего мы начинаем урок русского языка? Д: С минутки чистописания. -Правильно, начинаем с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединений. Запись в тетради числа,а чтобы узнать какую букву мы будем прописывать на минутке чистописание, вы узнаете, отгадав загадку Яблочко растёт на ветке, Его любят наши детки. Яблочко люблю и я- С ним запомню букву…. Характеристика буквы Я. -Буква Я - гласная, хитрая, особая. Может обозначать один звук, когда стоит после согласной, имеет звук [а]. -А может обозначать два звука, когда стоит вначале слова, после гласной, после разделительного ъ, ь знаков, имеет два звука [й, а] . Каллиграфическая минутка. Образец записи на доске. Прописываем поочередно заглавную и строчную буквы ... - Выделите самую красивую букву в строке, нарисуйте над ней корону. -После минутки чистописания, что мы с вами записываем? (Мы записываем словарные слова, цель которых запомнить правильное написание) Слайд 3 Словарная работа Один ученик записывает слова на доске, остальные в тетрадях. Запишите слова на доске. -Ребята, Аня записывает слова на доске, а вы в своих тетрадях. Язык, фамилия, ребята. -Поставьте ударение, подчеркните орфограмму, разделите на слоги). - А теперь необходимо проверить написание слов по эталону. -Ребята, правописание, какой буквы мы сегодня отрабатывали? (Буквы Я) -Посмотрите на словарные слова и скажите в каком слове буква Яимеет один звук. (в слове ребята). - Давайте составим с этим словом предложение. Молодцы! -Запишите, пожалуйста, предложение в тетрадь. Р ебята лепят снеговика. . У доски работает Дима Тишков, остальные ребята записывают предложение в тетрадь. -Постройте схему этого предложения. | Записывают дату с комментированием. Каллиграфическая минутка. Вспоминаем правильное написание букв и формируем красивый почерк. Словарная работа Это слова с непроверяемой безударной гласной. Язык, фамилия, ребята Один ученик у доски. Самопроверка по эталону. Один ученик записывает предложение у доски. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков; Личностные: мотивация к изучению данной темы |
Физминутка | Раз - подняться, подтянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - тихо, тихо сесть, Семь, восемь - лень отбросим. | Выполняют движения | |
III. Открытие нового знания. | Цель этапа: Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. Построение алгоритма действий. Слайд 4, 5 -Я вам предлагаю ещё раз поработать с буквой Я. На слайде открывается карточка с ребусом. -Расшифруйте ребус. 7Я -Ребята, а что такое семья? (Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка) -Как можно одним словом назвать членов семьи, по отношению друг к другу? (Родственники) -Верно, родственники, родные люди, у них один род. -Ребята, а как вы думаете, а у слов в русском языке встречаются родственники? (Не знаем) -Перед нами возникла проблема, есть ли у слов родственники. Вот и попробуем решить эту проблему. Слайд 7 -Я предлагаю послушать сказку и ответить на вопрос. Читает учительотрывок из сказки «Родственники» (по С.Иванову) Гулял он однажды со своей семьёй и встретил на поляне незнакомую даму). И вот какой разговор между ними произошёл. --Вы кто такие? -Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто? -А я ваша тётя – Гусеница. -Назовите героев этой сказки. -Права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? (Нет, гуси –птицы, гусеница – насекомое) -Кого мы отнесем к родственникам? (гусь, гусыня, гусята). Почему? (Потому что они имеют одно значение - птицы.) -А сами слова гусь, гусыня, гусята как будут называться? (родственными) - Запишем эти слова: гусь, гусыня, гусята. Один ученик у доски. -Как будут называться такие слова? (Родственные) Родственные слова - Кто догадался, как звучит тема урока? Слайд 8 -Тема урока: Родственные слова. Какие цели мы перед собой поставим сегодня на урок? Слайд 9 Определим цель урока: 1.Узнать, какие слова называются родственными. 2.Уметь находить группу родственных слов. | Отвечают на вопросы учителя Пишут в тетради. 1 ученик у доски. Формулируют тему урока. Родственные слова (На доске каточка) Формулируют цель урока. | Коммуникативные: - постановка вопросов; - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; - владение монологической и диалогической формой высказывания; - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; Регулятивные: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; Познавательные: - самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; - моделирование; - построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; |
IVэтап. Первичное закрепление. | -Запишем слова гусь, гусыня, гусята -Прочитайте еще раз слова. -Скажите, почему мы исключили слово гусеница? -Слова, которые мы записали, называются родственными. Подумайте, почему они так называются? -Слова гусь, гусыня, гусята, мы выяснили, что они относятся к птицам. -Что можно сказать о значении данных слов? (все слова сходны по значению). Слайд 10 -Это первый признак родственных слов. -Посмотрите на слова, а что еще общего у родственных слов? (Они имеют одинаковые буквы) -Ребята, правильно говорить надо у родственных слов есть общая главная часть. (Прикрепить на доску) -Сделаем вывод. У доски: Родственные слова 1. с одинаковым значением и 2.и имеют общую главную часть. Так слово гусеница – родственное или нет? Ведь в нем тоже есть часть – гус? (нет, потому что имеет другое значение) Слайд 11 - А теперь давайте сравним наше предположение с выводом в учебнике стр. 79, - Значит, мы с вами сделали еще одно открытие! - Что мы с вами открыли? (Правило) - Кто сможет сформулировать правило про родственные слова? Родственные слова имеют: -общую главную часть -одинаковое значение -общую часть буде выделять дугой -Давайте вернемся к нашим целям урока. -Узнали мы, что такое родственные слова? (Да) -Отвечаем на второй вопрос. Дальше будем учиться находить группу родственных слов по алгоритму. Слайд 12 Алгоритм: 1. Читаем слова. 2. Выясняем значения слов. 3. Находим общую часть. Слайд 13 Работа по учебнику, с.79 упражнение 3. -Прочитайте задание, затем разъясняет учитель. - Найдите общую часть в словах. -Объясните в паре друг другу значение каждого слова. -Вспомните работу в паре. -Как пишется общая часть в родственных словах? - Общая часть в родственных словах пишется одинаково. -Общая часть выделяется дугой. -Запишите эти слова в рабочую тетрадь. Выделите общую часть. Слайд 14 Учитель проходит по рядам и проверяет. Проверка. | | Регулятивные: - удержание цели и задач в течение урока - пошаговый контроль по результату; - оценка; - коррекция; Познавательные: - умение структурировать знания; - выбор наиболее эффективных способов решения задач; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: - контроль за действиями партнёра; - формулировка собственного мнения и позиции; |
Физминутка | Надо всем, друзья, размяться. Раз – на цыпочки подняться. 2 – нагнулись до земли И не раз, а раза три. 3 – руками помахали. Наши рученьки устали. На 4 – руки в боки. Дружно делаем подскоки. 5 – присели раза два. 6 – за парты нам пора. | Делают движения. | |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Цель этапа: Проверка осознанности восприятия детьми материала. Первичное обобщение. Организует проверку самостоятельной работы Слайд 15 Упр.5 стр.80 -Прочитайте текст. Найдите родственные слова, запишите, выделите общую часть. Работа в группах. Игра «Собери «родственников» - Жили – были слова. За долгую жизнь обзавелись они родственниками, но видятся родственники редко. Однажды решили они собраться. Давайте поможем словам найти «свою семью». Слайд 17 1.Задание первой группы -Найдите на картинке родственные слова, запишите их на карточку. Ёжик, ежиха, ежата 2.Задание второй группы Образуйте родственные слова от слова рыба. Запишите одним словом, выделите дугой общую часть. небольшая, мелкая рыба – рыбка, рыбёшка; рыбная ловля – рыбалка; человек, занимающийся рыбной ловлей – рыбак; ловить рыбу – рыбачить. Задание третьей группы Найди родственные слова, соедини слово с картинкой, выдели общую часть. Лист Лиса Лисичка, листок, лисий, листочек, лисонька, листик Слайд 16 2.Работа в парах. Запишите только родственные слова, выделите дугой общую, одинаковую часть родственных слов. Пользуемся алгоритмом. Моряк, рыбак, море, морской Сад, садик, огород, садовый Изба, дом, домик, домашний Проверка на экране по рядам | Самостоятельная работа. Проверка Работают в группе Работают в паре | Регулятивные: - контроль, коррекция и выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; - осознание качества и уровня усвоения; Личностные: - самоопределение; |
VI. Рефлексия деятельности. | Слайд 18, 19 – Ребята, что вы скажете про сегодняшний урок? -Таким он получился, каким вы хотели его видеть в начале урока? -Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему Какие новые понятия вы усвоили на уроке? -Какие слова называются родственными? Полезен ли был для тебя урок? Какие выводы сделали? Что оказалось интересным? Какое задание сложное? Цель этапа: Подвести детей к желанию сделать выводы о своей работе на уроке и совместной деятельности работы всего класса -Если было всё понятно и вы дома можете родителям об этом рассказать, возьмите -зеленое яблоко; если понятно, но нужна еще помощь- возьмите - жёлтое яблоко; если ничего не понятно - возьмите красное яблоко. Нарисуйте улыбку если-... | Подводят итог урока. | Планируемые результаты на данном этапе: Регулятивные: - проявлять познавательную инициативу в учебном творчестве; Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; |
| | | |