СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Знакомство с самим собой".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие способностей к самоанализу подростков .

Просмотр содержимого документа
«"Знакомство с самим собой".»

Подготовила педагог-психолог МБОУ»ХСОШ» Мацькайло И.В. .

Подготовила педагог-психолог МБОУ»ХСОШ»

Мацькайло И.В. .

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.  -рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает
  • Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
  • -рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает "Я-концепцию" человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г.Асмолов, Р.Бернс, В.П.Зинченко);
  • -рефлексия способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека, помогает стабилизировать и гармонизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать волевой потенциал, гибко управлять им (В.В.Столин, К.Роджерс).
Л.И. Божович считает, что именно развитие рефлексии в подростковом возрасте приводит к становлению нового уровня самосознания. Можно сказать, что в подростковом возрасте рефлексия развивается особенно бурно, что позволяет подростку исследовать как свои психические процессы (мышление, память, внимание и т.д.) так и свои личностные особенности, проявляющиеся в общении и поведении с людьми.
  • Л.И. Божович считает, что именно развитие рефлексии в подростковом возрасте приводит к становлению нового уровня самосознания. Можно сказать, что в подростковом возрасте рефлексия развивается особенно бурно, что позволяет подростку исследовать как свои психические процессы (мышление, память, внимание и т.д.) так и свои личностные особенности, проявляющиеся в общении и поведении с людьми.
Цель занятия: создать условия для самопознания и самопринятия подростком себя. Задачи: Способствовать формированию стремления к самопознанию; Формирование установки на безоценочное принятие себя; Помочь подростку погрузиться в свой внутренний мир.

Цель занятия: создать условия для самопознания и самопринятия подростком себя.

Задачи:

  • Способствовать формированию стремления к самопознанию;
  • Формирование установки на безоценочное принятие себя;
  • Помочь подростку погрузиться в свой внутренний мир.
Продолжительность занятия: 1.5 часа. Категория участников:  подростки 11-14 лет Место проведения: школьный актовый зал или просторный школьный класс. Оборудование: ватман, маркер, листы формата А4, тетрадные листы, ручки, ножницы, цветные карандаши.
  • Продолжительность занятия: 1.5 часа.
  • Категория участников: подростки 11-14 лет
  • Место проведения: школьный актовый зал или просторный школьный класс.
  • Оборудование: ватман, маркер, листы формата А4, тетрадные листы, ручки, ножницы, цветные карандаши.
1. Подготовительный этап Психолог:  «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами примем участие в групповом занятии «Знакомство с самим собой», в результате которого вы научитесь лучше понимать себя и окружающих, управлять своими чувствами. В нашей группе будет происходить многое, на первый взгляд необычное, но так или иначе мы будем говорить о себе, обсуждать что-то важное для нас. А поскольку мы разные, то и мнения у нас могут быть разными. Они все в равной степени ценны и все могут быть высказаны. Каждый имеет право быть услышанным, и никто не имеет права осуждать его за это. Другими словами, мы будем учиться любить себя и других».  

1. Подготовительный этап

  • Психолог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами примем участие в групповом занятии «Знакомство с самим собой», в результате которого вы научитесь лучше понимать себя и окружающих, управлять своими чувствами. В нашей группе будет происходить многое, на первый взгляд необычное, но так или иначе мы будем говорить о себе, обсуждать что-то важное для нас. А поскольку мы разные, то и мнения у нас могут быть разными. Они все в равной степени ценны и все могут быть высказаны. Каждый имеет право быть услышанным, и никто не имеет права осуждать его за это. Другими словами, мы будем учиться любить себя и других».
  •  
Цель : настрой на работу, сплочение  Психолог:  «При выполнении нашего первого упражнения все участники сидят в кругу. Для начала каждому из вас нужно представиться и рассказать в нескольких словах, нравится ли вам ваше имя, знаете ли вы, кто и почему вас так назвал при рождении. Говорят все участники по кругу, начиная с ведущего».
  • Цель : настрой на работу, сплочение
  • Психолог: «При выполнении нашего первого упражнения все участники сидят в кругу. Для начала каждому из вас нужно представиться и рассказать в нескольких словах, нравится ли вам ваше имя, знаете ли вы, кто и почему вас так назвал при рождении. Говорят все участники по кругу, начиная с ведущего».

 Психолог:  «Ребята! Для того, чтобы наша работа была продуктивной и приносила нам удовлетворение, мы должны принять определенные правила. Давайте подумаем, какие именно правила нам пригодятся. Все желающие могут называть свои варианты, а группа принимает решение о необходимости данного правила. Выбранные правила записываются на ватмане, который висит на видном месте в течение всего занятия».
  • Психолог: «Ребята! Для того, чтобы наша работа была продуктивной и приносила нам удовлетворение, мы должны принять определенные правила. Давайте подумаем, какие именно правила нам пригодятся. Все желающие могут называть свои варианты, а группа принимает решение о необходимости данного правила. Выбранные правила записываются на ватмане, который висит на видном месте в течение всего занятия».
Упражнение «5 позитивных и 5 негативных «Я» во мне. Цель: познание себя, свои плюсы и минусы. Психолог : «Сейчас я хочу попросить вас на листочках написать 5 своих положительных и 5 отрицательных качеств своего характера. -Теперь подумайте, какими бы положительными качествами вы хотели бы обладать, а от каких отрицательных качеств хотели бы избавиться. - Нужно сказать, что по три первых качества, которые вы написали в двух колонках, наиболее точно описывают ваш характер. - В чем были сложности при выполнении этого задания? Вы что-нибудь заметили в себе нового? Или, может, задумались над чем-нибудь?»
  • Упражнение «5 позитивных и 5 негативных «Я» во мне.
  • Цель: познание себя, свои плюсы и минусы.
  • Психолог : «Сейчас я хочу попросить вас на листочках написать 5 своих положительных и 5 отрицательных качеств своего характера.
  • -Теперь подумайте, какими бы положительными качествами вы хотели бы обладать, а от каких отрицательных качеств хотели бы избавиться.
  • - Нужно сказать, что по три первых качества, которые вы написали в двух колонках, наиболее точно описывают ваш характер.
  • - В чем были сложности при выполнении этого задания? Вы что-нибудь заметили в себе нового? Или, может, задумались над чем-нибудь?»
Цель: опыт общения, внимание к личности другого. Психолог: Сейчас мы проведём упражнение, которое поможет вам еще раз взглянуть на свои личностные особенности. Участники разбиваются на пары и по очереди говорят друг другу фразы: « Ты похож на меня тем, что…», «Я отличаюсь от тебя тем, что…».
  • Цель: опыт общения, внимание к личности другого.
  • Психолог: Сейчас мы проведём упражнение, которое поможет вам еще раз взглянуть на свои личностные особенности. Участники разбиваются на пары и по очереди говорят друг другу фразы: « Ты похож на меня тем, что…», «Я отличаюсь от тебя тем, что…».

Цель: позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций.  Психолог : « Ребята, сейчас каждый из вас обрисовывает свою ладонь и вырезает ее. Снизу на ладошке напишите своё имя. Ладошка отправляется по кругу. Каждый из участников вписывает в пальчики то, что он думает об этом человеке.  - Согласны ли вы с тем, что о вас написали, или вы разочарованы?»
  • Цель: позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций. 
  • Психолог : « Ребята, сейчас каждый из вас обрисовывает свою ладонь и вырезает ее. Снизу на ладошке напишите своё имя. Ладошка отправляется по кругу. Каждый из участников вписывает в пальчики то, что он думает об этом человеке.
  • - Согласны ли вы с тем, что о вас написали, или вы разочарованы?»
Цель: снятие напряжения, разрядка.   Психолог: « Для того, чтобы немного отдохнуть, расслабиться проведём с вами упражнение под названием «Моечная машина». Для этого группа выстраивается в две шеренги, лицом друг к другу. Один человек (в начале шеренги) – «посуда», второй (в конце) – «сушилка». «Посуда» проходит между шеренгами, все её «моют»: поглаживают, потирают и т.д., делая это бережно и аккуратно. «Сушилка» должна его «высушить»: обнять. После этого «сушилка» встает в шеренгу, а прошедший «мойку» становится «сушилкой», и от начала шеренги идёт следующая «посуда».
  • Цель: снятие напряжения, разрядка.
  •  
  • Психолог: « Для того, чтобы немного отдохнуть, расслабиться проведём с вами упражнение под названием «Моечная машина». Для этого группа выстраивается в две шеренги, лицом друг к другу. Один человек (в начале шеренги) – «посуда», второй (в конце) – «сушилка». «Посуда» проходит между шеренгами, все её «моют»: поглаживают, потирают и т.д., делая это бережно и аккуратно. «Сушилка» должна его «высушить»: обнять. После этого «сушилка» встает в шеренгу, а прошедший «мойку» становится «сушилкой», и от начала шеренги идёт следующая «посуда».
Упражнение «Герб»  Цель:  изображение своих ресурсов символически в виде личного герба. Психолог: « Перед вами чистые листы, ручки, карандаши. Сейчас мы будем работать с ними.
  • Упражнение «Герб»
  • Цель: изображение своих ресурсов символически в виде личного герба.
  • Психолог: « Перед вами чистые листы, ручки, карандаши. Сейчас мы будем работать с ними.
Шаг 1. На листе бумаги нарисуйте макет своего герба в виде какой-либо фигуры. Середина герба должна быть пустой, пока ничего здесь не рисуйте, а разделите её на пять полей. Шаг 2. Запишите и продолжите три предложения: Я горжусь собой, потому что … Я горжусь собой, потому что … Я горжусь собой, потому что … Обязательно найдите три разных повода гордиться собой.
  • Шаг 1. На листе бумаги нарисуйте макет своего герба в виде какой-либо фигуры. Середина герба должна быть пустой, пока ничего здесь не рисуйте, а разделите её на пять полей.
  • Шаг 2. Запишите и продолжите три предложения:
  • Я горжусь собой, потому что …
  • Я горжусь собой, потому что …
  • Я горжусь собой, потому что …
  • Обязательно найдите три разных повода гордиться собой.
Шаг 3. На первом поле герба напишите или нарисуйте (как удобно) то, что вы умеете делать лучше всего. Шаг 4. На втором поле напишите или нарисуйте место, где вы чувствуете себя хорошо, уютно, безопасно. Шаг 5. На третьем поле – самое большое своё достижение. Шаг 6. На четвёртом трёх людей, которым вы можете доверять. Шаг 7. На пятом напишите три слова, которые хотите слышать о себе. Расскажите в парах друг другу, покажите нарисованное. -А теперь немного истории. Когда-то рыцари изображали свои гербы на щитах, а во время турниров, для придания себе смелости, выкрикивали свой девиз.
  • Шаг 3. На первом поле герба напишите или нарисуйте (как удобно) то, что вы умеете делать лучше всего.
  • Шаг 4. На втором поле напишите или нарисуйте место, где вы чувствуете себя хорошо, уютно, безопасно.
  • Шаг 5. На третьем поле – самое большое своё достижение.
  • Шаг 6. На четвёртом трёх людей, которым вы можете доверять.
  • Шаг 7. На пятом напишите три слова, которые хотите слышать о себе.
  • Расскажите в парах друг другу, покажите нарисованное.
  • -А теперь немного истории. Когда-то рыцари изображали свои гербы на щитах, а во время турниров, для придания себе смелости, выкрикивали свой девиз.
- Ваши личные девизы раскрываются тремя предложениями, начинающимися со слов «я горжусь собой», а также тремя словами, которые вам хотелось бы слышать о себе. Когда вам бывает горько и обидно, страшно, то для поддержания духа вспоминайте и говорите себе эти слова. - Люди, нарисованные в четвёртом поле, напоминают вам: вы не одиноки. Есть, кому вас выслушать и помочь. - Напоминание о вашем самом большом достижении, которого вы добились сами, помогает, когда вас охватывает неуверенность. - Даже мысленное пребывание в месте покоя и безопасности поможет восстановить силы, отдохнуть. - Первое поле поможет в ситуации скуки и бездействия. - Оформите свои гербы. Теперь это ваша своеобразная визитная карточка» По окончании выполнения задания может произойти обмен впечатлениями.
  • - Ваши личные девизы раскрываются тремя предложениями, начинающимися со слов «я горжусь собой», а также тремя словами, которые вам хотелось бы слышать о себе. Когда вам бывает горько и обидно, страшно, то для поддержания духа вспоминайте и говорите себе эти слова.
  • - Люди, нарисованные в четвёртом поле, напоминают вам: вы не одиноки. Есть, кому вас выслушать и помочь.
  • - Напоминание о вашем самом большом достижении, которого вы добились сами, помогает, когда вас охватывает неуверенность.
  • - Даже мысленное пребывание в месте покоя и безопасности поможет восстановить силы, отдохнуть.
  • - Первое поле поможет в ситуации скуки и бездействия.
  • - Оформите свои гербы. Теперь это ваша своеобразная визитная карточка»
  • По окончании выполнения задания может произойти обмен впечатлениями.
 Происходит обмен чувствами, впечатлениями, пожеланиями.  Участникам предлагается по кругу высказать свое мнение о занятие.  Могут быть использованы вопросы: - Как вы себя чувствовали во время работы? - Довольны ли вы своей сегодняшней работой? Смогли ли вы раскрыться, высказать свое мнение? - Что мешало или было некомфортно? Пригодятся ли знания, умения, мысли, полученные на сегодняшнем занятии в дальнейшей жизни?  Было ли вам интересно?  Почему? Были ли вопросы, над которыми раньше не задумывались? Были ли вопросы, над которыми вам хотелось бы подумать или поговорить подольше?
  • Происходит обмен чувствами, впечатлениями, пожеланиями.
  • Участникам предлагается по кругу высказать свое мнение о занятие.
  • Могут быть использованы вопросы:
  • - Как вы себя чувствовали во время работы?
  • - Довольны ли вы своей сегодняшней работой? Смогли ли вы раскрыться, высказать свое мнение?
  • - Что мешало или было некомфортно?
  • Пригодятся ли знания, умения, мысли, полученные на сегодняшнем занятии в дальнейшей жизни?
  • Было ли вам интересно? Почему?
  • Были ли вопросы, над которыми раньше не задумывались?
  • Были ли вопросы, над которыми вам хотелось бы подумать или поговорить подольше?
Психолог: « Наше занятие мне хотелось бы завершить одной притчей. Когда – то старый индеец открыл своему внуку одну важную жизненную истину: - В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк добро – мир, любовь, надежду, истину, милосердие, верность. Эта борьба идёт внутри постоянно между обидой и прощением, ненавистью и любовью, пустотой и творчеством. Маленький мальчик, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.   - Я благодарна вам за сегодняшнее занятие, мне было интересно. Верьте в себя, в свои возможности. Взращивайте в себе положительные качества характера! Желаю вам удачи!»
  • Психолог: « Наше занятие мне хотелось бы завершить одной притчей.
  • Когда – то старый индеец открыл своему внуку одну важную жизненную истину:
  • - В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк добро – мир, любовь, надежду, истину, милосердие, верность. Эта борьба идёт внутри постоянно между обидой и прощением, ненавистью и любовью, пустотой и творчеством.
  • Маленький мальчик, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
  • - А какой волк в конце побеждает?
  • Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
  • - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

  • - Я благодарна вам за сегодняшнее занятие, мне было интересно. Верьте в себя, в свои возможности. Взращивайте в себе положительные качества характера! Желаю вам удачи!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!