Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
ОКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:
«Знакомство с трещотками, ложками, бубном. Развитие умения различать их по звучанию»
в объединении «Ансамбль народной песни «Тальяночка»
Педагог дополнительного образования:
Ковалькова В.С.
г. Новомосковск
2018г.
Конспект открытого занятия
по дополнительной образовательной программе
«Фольклор для маленьких»
Дата: 02.11.2018 года.
Группа: группа первого года обучения.
Тип занятия: комбинированное.
Тема: «Знакомство с трещотками, ложками, бубном. Развитие умения различать их по звучанию».
Цель: знакомство с народными инструментами.
Задачи:
Образовательные:
Знакомство с понятием «народные инструменты»
Получение знаний о музыкальных инструментах как трещотка, бубен, ложки, истории их создания и особенностях звучания.
Формирование навыков исполнения на народных инструментах.
Развивающие:
Развитие вокально-хоровых и ритмических навыков.
Развитие музыкальной памяти и слуха.
Развитие творческих навыков (импровизация).
Развитие умения различать инструменты по звучанию.
Воспитательные:
Воспитание интереса и любви к музыке, народной музыкальной культуре, миру прекрасного.
Воспитание интереса к игре на простейших музыкальных инструментах.
Оборудование: мультимедийная установка, аудио и видео материалы, ноутбук, народные музыкальные инструменты (трещотки, бубен, ложки, свистулька, балалайка).
Ход занятия:
1.Огранизационный момент.
-Здравствуйте, дети!
-Здравствуйте!
- Сегодня на занятии вы продолжите знакомство с русскими народными инструментами. Но начнем наше занятие мы с дыхательной и артикуляционной гимнастики и распевания.
(дети выполняют комплекс дыхательной и артикуляционной гимнастики «Наш день», распевание на примарных нотах попевками «Андрей воробей», «Солнышко, выгляни в окошко»)
2.Вхождение в тему занятия.
Педагог: Русский народ очень любил песни под музыку, с инструментами которые сам же и создал. Внимание на экран! (на экране видео ролик с выступлением шумового оркестра «Прянички». Ребята вы обратили внимание, что артисты играют на разных инструментах. А что же это за инструменты?
Дети: Это русские народные инструменты!
Педагог: Правильно! Молодцы! Это русские народные инструменты.Наши предки жить не могли без музыки. Очень многие из них умели самостоятельно изготавливать простейшие инструменты, которые затем передавались по наследству. Вечерами люди собирались,пели песни и играли на этих инструментах, отдыхая от трудового дня.
3.Основная часть занятия.
Педагог: Перед вами на столе лежат народные инструменты. Назовите знакомые вам инструменты.
Дети: Свистулька.
Педагог: Свистульки делали из глины. А звучание похоже на трель соловья. Много лет назад свистульки использовались как игрушки для детей, имели они и магическое назначение: в засуху люди свистели и вызывали дождь, в непогоду — тепло и лучи солнца. Со свистульки начиналось гуляние, во время которого взрослые играли на балалайках, а дети свистели в свистульки. Это называлось – «свистопляска». А как вы думаете, при помощи чего извлекается звук в свистульке?
Дети: При помощи дутья.
Педагог: Правильно! Те инструменты, у которых звук извлекается при помощи дыхания, относятся к духовой группе. Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, и вы мне ответите о каком инструменте идет речь.
«Сначала кашу есть и щи хлебать,
А после для друзей сыграть».
Дети: Ложки!
Педагог: Правильно, ребята, но это необычные ложки. Это – музыкальные ложки. Эти ложки – деревянные. Они бываю просто белые, а бывают расписные. Инструменты, которые издают шум и стук, называют ударно-шумовыми. А это бубен! Бубен, ребята, это ударный музыкальный инструмент. Состоит бубен из деревянного обода, который обтянутый сухой выделки кожей, с колокольцами, бубенчиками. Послушайте, как звучит бубен. К какой группе относится бубен?
Дети: К ударно-шумовой.
Педагог: Правильно! А сейчас я обращаю ваше внимание на вот этот музыкальный инструмент (трещотки). Это трещотки. Послушайте, как они трещат. Это тоже музыкальный инструмент, он состоит из деревянных пластинок, связанных между собой. Ребята на каждом инструменте можно играть по отдельности, но если сыграть на них одновременно, что у вас получится?
Дети: Оркестр.
Педагог: Правильно! А оркестр каких инструментов?
Дети: Народных.
Педагог: Теперь я предлагаю вам выступить оркестром народных инструментов. А теперь, давайте попробуем сыграть на них («Барыня»).
Педагог: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с задачей, получился замечательный оркестр. Можно и отдохнуть (проведение игры «Золотые ворота»).
4.Подведение итогов. Рефлексия.
Педагог: Ребята, сегодня вы познакомились с народными инструментами, применяемыми. Какие это инструменты и к каким группам они относятся?
Дети: Ложки, трещотки, бубен, свистулька. Духовые, ударно-шумовые.
Педагог: А чем вам еще запомнилосьзанятие?
Что вам больше всего понравилось?
И напоследок, я предлагаю исполнить песни «Смоленские частушки».
(Дети выстраиваются в «станок», педагог раздает ребенку музыкальный инструмент (ложки, бубен). Ребята поют и подыгрывают себе на народных инструментах.
Педагог: На этой музыкальной ноте наше занятие подошло к концу. Спасибо вам, ребята за активную работу! До свидания!