СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Знакомство со средой Pascal ABC. Программа, структура, написание»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. образовательная: изучение основных понятий, таких как язык программирования, алфавит языка программирования, программа, типы данных, структура программы, операторы, переменные, константы;
  2. развивающая: сформировать общее представление о языках программирования;
  3. воспитательная: воспитать познавательный интерес к предмету, сформировать такие качества как усидчивость, аккуратность, внимательность.

Ход урока

1. Организационное начало урока

Здравствуйте! Все готовы к уроку? Кто отсутствует?

2. Сообщение темы урока

На сегодняшнем уроке мы будем изучать новую тему, запишите у себя в тетрадях Знакомство со средой Pascal ABC. Программа, структура, написание.

3. Изучение нового материала

Запишите у себя в тетрадях

Языки программирования – это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи на языке программирования называются программами.

Изучение этого языка мы начнём с его алфавита – набор допустимых символов, которые можно использовать для написания программ.

Запишите у себя в тетрадях

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
««Знакомство со средой Pascal ABC. Программа, структура, написание»»

Класс 9, урок 6

Дата:

Тема: «Знакомство со средой Pascal ABC. Программа, структура, написание».

Цели:

  1. образовательная: изучение основных понятий, таких как язык программирования, алфавит языка программирования, программа, типы данных, структура программы, операторы, переменные, константы;

  2. развивающая: сформировать общее представление о языках программирования;

  3. воспитательная: воспитать познавательный интерес к предмету, сформировать такие качества как усидчивость, аккуратность, внимательность.

Ход урока

1. Организационное начало урока

Здравствуйте! Все готовы к уроку? Кто отсутствует?

2. Сообщение темы урока

На сегодняшнем уроке мы будем изучать новую тему, запишите у себя в тетрадях Знакомство со средой Pascal ABC. Программа, структура, написание.

3. Изучение нового материала

Запишите у себя в тетрадях

Языки программирования – это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи на языке программирования называются программами.

Изучение этого языка мы начнём с его алфавита – набор допустимых символов, которые можно использовать для написания программ.

Запишите у себя в тетрадях

В алфавит языка Pascal входят следующие символы:

1. 26 букв латинского алфавита от А до Z;

2. Буквы кириллицы от А до Я;

3. Цифры от 0 до 9;

4. Знаки арифметических операций: + , - , * , / , ^ , \ ;

5. Знаки отношений: = , ;

6. Специальные символы: пробел , " (кавычки) , # , $ , & , ? ,' (апостроф) , ( , ) , . , ; , % .

В языке Паскаль используется различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных.

Запишите у себя в тетрадях: «Структура программы на языке Паскаль»

  • Заголовок программы (состоит из служебного слова program имя)

  • Раздел описаний (состоит из раздела описания констант (const), раздела описания переменных (var))

  • Тело программы (начинается со слова begin…end) – блок описания действий

beginend – операторные скобки

; - отделение операторов друг от друга

Общий вид программы

Program ;

Const ;

Var

Begin
      опеpатоp_1;
      опеpатоp_2;

   . . . 
       опеpатоp_N;

End.

Общий вид программы:

    • Program имя программы;

Имя программы состоит не более, чем из 8 знаков, начина­ется с буквы и содержит буквы, цифры и знаки подчеркива­ния.

    • Var {раздел описания переменных};

Числа в Паскале различаются как целые и действительные (вещественные), и соответственно применяются ос­новные описатели типов integer (целый) и real (веществен­ный), например:

a: Integer;

b, c: Real;

Имена переменных одного типа перечисляются через запя­тую, затем после двоеточия указывается их тип. Описание каждого типа заканчивается точкой с запятой.

    • Begin {начало программного блока}

операторы;

….

    • End. {конец программы}

Важные правила, которые надо запомнить:

      • Программа начинается со слова program и заканчивается словом end с точкой.

      • Операторы, разделы и описания разде­лов заканчиваются точкой с запятой.

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (read – читать) или readln (read line – читать строку).

read ();

readln ();

Например, readln (i, j);

- При выполнении пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, к каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. В нашем примере оператор требует ввода двух чисел. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша или Enter. Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало строки, а по оператору read этого не происходит.

- Вывод результатов происходит по оператору write (write – писать) или writeln (write line – писать в строку).

write (список вывода);

writeln (список вывода);

Список вывода — перечисленные через запятую имена ре­зультатов или арифметические выражения, являющиеся ре­зультатом работы программы. Также в список вывода, для по­яснения, входят заключенные в апострофы тексты. Например: write ('х = ', х);

Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.

    • Рассмотрим задачу: найти расстояние по скорости и времени. Кто выйдет к доске и напишет алгоритм решения этой задачи на алгоритмическом языке?

Алгоритмический язык

Язык программирования

алг расстояние

цел v, t, S

нач

ввод v, t

S:= v*t

вывод S

кон

program Rasst;

var v, t, S: Integer;

begin

write(' v, t =', v, t);

readln(v, t);

S:= v*t;

write('S =', S);

end.

4. Практическая работа.

Садитесь за компьютеры, откройте Паскаль и оформите эту задачу.

Кто закончит, постарайтесь написать программу нахождения периметра прямоугольника.

program Rasst;

var

a, b: real;

begin

writeln('введите длину');

readln(a);

writeln('введите ширину');

readln(b);

writeln('периметр прямоугольника ', 2 * (a + b));

end.  

5. Домашнее задание

Написать программу вычисления площади трапеции.

program Rasst;

var
a, b, h, s: real;

begin
write ('Введите меньшее основание трапеции: ');
read (a);
write ('Введите большее основание трапеции: ');
read (b);
write ('Введите высоту: ');
read (h);
s := (a + b) * h / 2;
writeln ('Площадь трапеции равна: ', s);
readln;
end.

6. Подведение итогов

      • Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? (оценивание)

      • Молодцы! На этом урок закончен. Спасибо за урок! До свидания.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!