У: Давайте, исследуем первый звук и дадим ему характеристику. А работать будем по следующему плану. На экране появляется запись: 1. Гласный ? согласный 2. Звонкий ? глухой 3. Твердый ? мягкий ( приведи пример) ( приведи пример) 4. Парный ? непарный | Этот же план лежит у вас на партах. А сейчас поработайте в паре и исследуйте этот звук самостоятельно. То, что подходит для характеристики нового звука, обведите карандашом. Когда вы задание выполните, покажите знаком вашу готовность. Учащиеся работают самостоятельно. Заранее учитель распределить, кто с кем будет работать, учитывая развитие учащихся. Сильный ученик- слабый ученик. У: Что вы узнали о звуке [щ]? Д: -Звук [щ] согласный, так как во рту встречает препятствия. - Звук [щ] глухой, так как он произносится без голоса/ - Звук [ щ] мягкий, так как при произнесении язык поднимается вверх и прижимается спинкой к небу. У: Подберите слова, где бы этот звук произносился мягко. Д: щетка, лещ, щеки. У: Подберите пример, где бы этот звук произносился мягко. Учащиеся пробуют подобрать слова, но у них не получается. У: Как вы думаете, почему вы не смогли подобрать слова с твердым звуком. Д: Потому, что звук [щ] всегда мягкий. У: Верно. Запомните! В русском языке звук [щ] всегда мягкий, он не имеет твердой пары. У: Что еще вы узнали о звуке? Д: Он не имеет пары по звонкости- глухости. У: Хорошо. А теперь дайте полную характеристику этому звуку. Д: Согласный, глухой, всегда мягкий, непарный. У: Молодцы! И с эти заданием вы справились. У: Мудрая сова хочет знать, умеете ли вы составлять звуковые схемы слов. Самостоятельно составьте звуковую схему слова щука. Учащиеся работают самостоятельно. На экране появляется подготовленная схема. У: У кого получилась такая же схема? Сколько слогов в слове? Д: два. У: Докажите. Д: Мы слышим два гласных звука. У: Какой слог ударный? Произнесите. Д: Первый. У:Назовите первый слог, второй слог. Из каких звуков они состоят. Д. Щу –ка. У: А теперь давайте поиграем, игра называется « Ворота!» Если услышите звук [щ] в слове- ворота закрываются, мы его поймали , если в слове нет звука [щ]- ворота открыты. Учитель называет слова: шелк, шептать, щекотать, цапля, , щипать, шапка, затем просит учащихся самим придумать такие слова. У: Молодцы: А теперь послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить все слова со звуком [щ]. Щуку тощую с реки Притащили рыбаки. Щука хищная страшней, Чем страшилище Кощей. Мы ей дали овощей И погуще жирных щей. Щука шлепнула хвостом, Словно щелкнула хлыстом, И таким ударом крепким расщепила стол на щепки. У: Какие слова со звуком [щ] вы запомнили? Учащиеся называют слова. |