СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура»

Тема: Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура

Цели: познакомить с политическим и экономическим устройством Золотой Орды; характеризовать состав этого государства, его культуру; оценить последствия ордынского владычества на Руси; познакомить с борьбой русского народа против ордынского владычества.

Планируемые результатыпредметные: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; объяснять особенности ордынского владычества на Руси, оценивать его последствия; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;

метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;

2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности;

личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования; овладевать способами обобщения и систематизации знаний.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма, методы и приемы урока: словесные, наглядные, практические, индивидуальные и дифференцированные, игровые технологии, технология развития критического мышления, работа в парах.

Оборудование: раздаточный материал, учебник, карточки

Ход урока

  1. Организационный материал

  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Индивидуальная работа учащихся по карточкам. Дифференцированное задание - учащиеся выбирают задания от уровня сложности.

Индивидуальная карточка № 1, (на отметку 3).

Установите соответствие между событиями и датами.

События

Даты

А) Ледовое побоище

Б) Невская битва

В)основание крепости Ревел

Г) смерть Александра Невского

Д) Монголо-татарское нашествие на Русь.

1) 1219 г.

2) 1240 г.

3) 1242 г.

4) 1263 г.

5)1237-1240 гг

Индивидуальная карточка № 2, (на отметку 4).

Назови термины.

1. Собрание монгольской знати.

2. Ханская грамота, дающая право на великое княжение.

3. Дань, которую платила Русь Орде.

4. Представители монгольских ханов, занимавшиеся сбором дани.

5. Служилые землевладельцы Польши и Великого княжества Литовского.

Индивидуальная карточка № 3, (на отметку 5).

Что вы можете сказать об этой картинке? Какой период в истории Руси, какие события на ней изображены? Какие оно имело последствия?

Самопроверка.

  1. Подготовка к первичному восприятию текста. Выход на тему и задачи урока. Стадия вызова.

Метод «Чистая доска». На доске записаны вопросы, в ходе ответа учащихся учитель стирает с доски вопрос.

  1. Что вы можете сказать о влиянии востока на Русь?

  2. – Чингисхан, Джучи, Батый. Кто эти люди и что между ними общего?

  3. – Что вы помните про Монгольскую империю? Делилась ли они на части?

  4. – Улус Джучи как назывался по-другому?

  5. – Долго ли, на ваш взгляд, просуществовало государство монголо-татар? Имело ли оно влияние на русские земли?

Выход на формулировку темы урока

– Как думаете, о чем мы сегодня на уроке будем говорить?

Ответ учащихся

Наша тема связана с монголо-татарами. Давайте запишем ее название: “Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура”.

Формулировка проблемного вопроса, какие же отношения сложились у Руси и Золотой Орды?

IV. Изучение нового материала

1. Образование Золотой Орды

Рассказ учителя. Запись в тетради:

  • После возвращения из похода (1242 – 1243) Батый стал правителем собственного государства.

  • За государством, созданным Батыем, закрепилось название “Золотая Орда”.

  • В состав этого государства входило много племен и народов.

  • Во главе Золотой Орды стоял хан. Этот титул носили только потомки Чингисхана.

  • Сарай первая столица Золотой Орды.

2. Народы Золотой Орды

Работа с карточкой. Заполните пропуски в тексте

Золотая Орда –________________государство. _______________племена были кочевниками. Оседлый образ жизни вели булгары, _______, русские и хорезмийцы. Незначительное ________________ в государстве составляли монголы, которые со временем слились с тюркским населением.

В конце ______ века кочевников Золотой Орды стали называть татарами, а государство на европейских картах называлось __________________

3. Религии в Орде

Коллективное чтение

4. Экономика Орды. Самостоятельная работа с текстом параграфа и составление схемы:

  1. Занятия

Юг – скотоводство

запад и север – земледелие

В городах – ремесло (кузнецы, гончары, ювелиры, ткачи)

Торговля хорошо обустроенные дороги с караван-сараями – местами отдыха для путешественников и торговцев.

Морская торговля – Каспийское и Черное моря

V. Физкультминутка. Мы узнали много нового, теперь настало время отдыха, имитируют описанные движения

Шли баскаки по Руси –

Направо смотрели, налево смотрели,

Меня увидали, пальцем показали.

Как подскочили ко мне!

Ой, как страшно!

И говорят: «Давай дань!»

А я говорю: «Нет денег»;

А они опять: «Давай дань,

а не то в рабство угоним!»

Руки мне скрутили, за спину заломали

И погнали в рабство…

А я Богу помолился,

Земле родной поклонился,

А в след слова летели:

«Как татары надоели!!!»

5. Ордынское владычество на Руси

Самостоятельная работа с текстом параграфа

Работа в парах. Метод «Рамка цели». Согласно с алгоритмом учащиеся самостоятельно прорабатывают текст учебника и заполняют таблицы «Ордынское владычество на Руси»

Это метод предусматривает четыре этапа:

  1. Цель: Почему? Зачем? Для чего?

  2. План: Как? Каким образом?

  3. События: Что? Где? Когда?

  4. Результаты: Какие последствия? Какие результаты?

6. Повинности населения

Задание: оживите «картинку», рассмотрите иллюстрацию в учебнике, какую информацию она передает. Совместная работа учителя с учениками, применение приема «Елочка».

П овинности



Выход

Внеочередные платежи



предоставление воинов Принятие и содержание

и участие в их послов со свитой

военных походах.

От поборов освобождалась только

Русская православная церковь

7. Борьба против ордынского владычества

Опережающее задание. Учащийся зачитывает сообщение о князе Данииле Романовиче. Учащиеся самостоятельно читают текст учебника, и составляется хронологическая цепочка.

1 245 г - Даниил Романович выплатил дань - отказался от притязаний на киевский престол 1257 г. в Новгород направлены чиновники для переписи населения восстания подавлено А. Невским ордынцам удалось подавить восстания, но они были вынуждены пойти на уступки сбором дани стали заниматься князья.

8. Последствия ордынского владычества

Рассказ учителя, тезисный план вклеивается в тетрадь учащихся.

Последствия ордынского владычества:

  1. Разорёнными оставались сотни городов.

  2. Из-за упадка ремёсел прекратилось каменное строительство.

  3. Значительно сократилась численность населения русских земель.

  4. Началось экономическое отставание Руси от государств Западной Европы.

  5. Изменился и характер княжеской власти.

  6. Практически исчезли вечевые традиции.

  7. Наблюдалось и взаимное влияние Руси и Золотой Орды.

  8. Частыми были браки между представителями этих государств.


VI. Закрепление знаний

Класс делится на три группы, каждая из которых должна выполнить определенные задания.

Игра «Я знаю пять имен..» (1- я группа).

Учащиеся называют пять имен, персоналий, которые относятся к данной теме . Например: Ярослав Всеволодович, Михаил Черниговский, Даниил Романович, хан Батый и Александр Невский.

Ига «Точность – вежливость королей» (2 – я группа). Учащиеся записывают даты, которые встречаются в тексте учебника. К каждой дате задать вопрос, ответы, на которых должны быть точными и лаконичными.

Игра «Энциклопедисты» (3 – я группа).

Учащиеся записывают в тетради термины и понятия, которые встречаются в процессе изучения новой темы, и объясняют их.

Возвращение к проблемному вопросу: какие же отношения сложились у Руси и Золотой Орды?

VII. Итоги урока. Рефлексия

«Три лица»

На парте лежат смайлике с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать смайлик, который соответствует их настроению и приклеить на анкету.

VIII. Домашнее задание: на выбор составить синквейн со словами «Золотая Орда» и баскак; опережающее задание поймай ошибку на тему: «Крымский улус Золотой Орды»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!