СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Золотой век» русской культуры. Поэты и писатели XIX века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с писателями и поэтами 19 века. Вопросы по произведениям А.С.Пушкина.

Просмотр содержимого документа
««Золотой век» русской культуры. Поэты и писатели XIX века»

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема: «Золотой век» русской культуры. Поэты и

писатели XIX века.

Повторение изученного материала.

  1. Ответить на вопросы:

-а) Какую музыку слушали на Руси в древности? _____________________________

- б) Что вы знаете о духовной музыке? _____________________________________

-в) О народной? _________________________________________________________

- г) Кого считали первыми артистами на Руси? _______________________________

-д) Что вы о них знаете?_________________________________________________

- е) Какие архитектурные сооружения появились в России в 18 веке? ___________

- ж) Что вы можете сказать о живописи?____________________________________

- з) Какое ещё важное событие произошло в 18 веке?

- и) Что означает слово «публичный»?


II. Знакомство с новым материалом.

-к) Какие у вас ассоциации со словом «золотой»?_____________________________

- Уч. стр. 104-112 – прочитайте тему.

«Выскажем предположения». Сравните свой ответ с текстом учебника.

-к) почему 19 век называют «золотым веком»? (Появилось __________________

- Как вы думаете, почему А.С. Пушкина называют «солнцем русской поэзии»?

На уроках литературного чтения мы много изучали произведений этого поэта, назовите. Вспомним, что мы знаем о жизни великого поэта.

---- 1 26 мая (6 июня) на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе (ныне ул. Баумана) у майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не очень удачлив в службе и чинах. Он был, что называется, «светский человек», острослов, страстный любитель поэзии.

Мать Пушкина, Надежда Осиповна, бала красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться на глаза, то вдруг снова становилась ласковой и оживлённой. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало всё: упрямство мальчика, его неповоротливость, привычка грызть ногти и, главное, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.

Но были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так недостававшие любовь и ласку, - это няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, «была ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком…» Это они спешили утешить и приласкать мальчика.

--- 2. Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернёры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его танцам, возили на детские балы. В доме Пушкиных часто собирались гости – известные поэты, писатели, историки. Они беседовали о литературе, о русской истории. Слушая разговоры взрослых, мальчик многое узнавал.

Но главным источником знаний уже и в эти годы были книги. Читал Александр много и жадно. «Не довольствуясь тем, что ему давали, - рассказывала сестра, - он часто забирался в кабинет отца и читал другие книги; библиотека отца состояла из классиков французских и философов 18 века».

Пушкин рано начал пробовать свои силы в поэтическом творчестве. В восемь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей, которые он весело разыгрывал перед гостями со своей сестрой Ольгой. В девять – писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом.

Прошли годы. Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. Он писал о свободе и вольности, мечтал о том времени, когда угнетённый народ будет освобождён. За это его царь сослал его в ссылку. В селе Михайловском Пушкин встретился со своей старой няней. И вновь, как в детстве, долгими вечерами слушал поэт старинные народные песни и сказки Арины Родионовны. Он очень любил свою няню и посвятил ей несколько стихотворений.



Уч.3. А.С.Пушкин «Няне»

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...

Уч. 4 А.С.Пушкин, одним из первых русских писателей обратился к жанру сказки. В Михайловском он с благоговением слушал и записывал сказки, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна. Своему брату он писал:
"Слушаю сказки моей няни; она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно..."

В 30-е годы он создаёт пять стихотворных сказок.(«Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».)
Народность сказок Пушкина проявлялась в их идее, в торжестве добра над злом. Герои его сказок всегда выступают носителем какого-либо одного качества.

Максим Горький писал: «Великолепные сказки Пушкина были всегда ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их наизусть; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну. Нередко я пересказывал эти сказки денщикам; они, слушая, хохочут, ласково ругаются».

III. Викторина «Мир пушкинских героев и произведений» по сказкам А.С.Пушкина. Вам необходимо отгадать из каких произведений эти строки.


  1. «У лукоморья дуб зелёный…»

  2. «Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…»


  1. «Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч…»

  1. «Вот пошёл он к синему морю;

Видит – море слегка разыгралось»


  1. «Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару»

  1. «И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя…»



  1. «Кири-ку-ку-

Царствуй лёжа на боку!»

  1. «Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»


  1. «Попляши-тка ты под нашу балалайку;

Ты, бесёнок, ещё молодёнок,

Со мною тягаться слабёнок…»

  1. «Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы…»


2).Внимание! Кто быстрее даст ответ:

- Сколько раз старик закидывал невод?_______________________________

- У скольких богатырей жила царевна из «Сказки о мёртвой царевне…»____

- Сколько раз превращался царь Гвидон? __________В кого? _______________

- Что потребовал работник за свой труд у попа? __________________________

- Сколько девиц сидело под окном в «Сказке о царе Салтане…»? __________

- Какое дерево увидели царица с сыном, когда вышли из бочки, вынесенной

волной на берег? _______________________________________________

- Что случилось с Людмилой? _______________________________________

- Мимо какого острова проплывали корабельщики, направляясь «в царство

славного Салтана»? _____________________________________________

- Что было у царевны – Лебеди во лбу? _____________________________

- Зачем царю Дадону нужен был Золотой петушок?____________________

4} Найди лишнее слово и объясни свой выбор.

Комар, бабочка, шмель.

Зеркальце, яблоко, груша.

Заяц, белочка, орешки.

Корыто, удочка, невод.

Поп, Балда, царь Гвидон.

Салтан, чернавка, Елисей.