Урок окружающего мира в 4 классе
Тема: «Золотой век» русской культуры. Поэты и
писатели XIX века.
Повторение изученного материала.
Ответить на вопросы:
-а) Какую музыку слушали на Руси в древности? _____________________________
- б) Что вы знаете о духовной музыке? _____________________________________
-в) О народной? _________________________________________________________
- г) Кого считали первыми артистами на Руси? _______________________________
-д) Что вы о них знаете?_________________________________________________
- е) Какие архитектурные сооружения появились в России в 18 веке? ___________
- ж) Что вы можете сказать о живописи?____________________________________
- з) Какое ещё важное событие произошло в 18 веке?
- и) Что означает слово «публичный»?
II. Знакомство с новым материалом.
-к) Какие у вас ассоциации со словом «золотой»?_____________________________
- Уч. стр. 104-112 – прочитайте тему.
«Выскажем предположения». Сравните свой ответ с текстом учебника.
-к) почему 19 век называют «золотым веком»? (Появилось __________________
- Как вы думаете, почему А.С. Пушкина называют «солнцем русской поэзии»?
На уроках литературного чтения мы много изучали произведений этого поэта, назовите. Вспомним, что мы знаем о жизни великого поэта.
---- 1 26 мая (6 июня) на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе (ныне ул. Баумана) у майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не очень удачлив в службе и чинах. Он был, что называется, «светский человек», острослов, страстный любитель поэзии.
Мать Пушкина, Надежда Осиповна, бала красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться на глаза, то вдруг снова становилась ласковой и оживлённой. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало всё: упрямство мальчика, его неповоротливость, привычка грызть ногти и, главное, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.
Но были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так недостававшие любовь и ласку, - это няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, «была ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком…» Это они спешили утешить и приласкать мальчика.
--- 2. Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернёры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его танцам, возили на детские балы. В доме Пушкиных часто собирались гости – известные поэты, писатели, историки. Они беседовали о литературе, о русской истории. Слушая разговоры взрослых, мальчик многое узнавал.
Но главным источником знаний уже и в эти годы были книги. Читал Александр много и жадно. «Не довольствуясь тем, что ему давали, - рассказывала сестра, - он часто забирался в кабинет отца и читал другие книги; библиотека отца состояла из классиков французских и философов 18 века».
Пушкин рано начал пробовать свои силы в поэтическом творчестве. В восемь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей, которые он весело разыгрывал перед гостями со своей сестрой Ольгой. В девять – писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом.
Прошли годы. Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. Он писал о свободе и вольности, мечтал о том времени, когда угнетённый народ будет освобождён. За это его царь сослал его в ссылку. В селе Михайловском Пушкин встретился со своей старой няней. И вновь, как в детстве, долгими вечерами слушал поэт старинные народные песни и сказки Арины Родионовны. Он очень любил свою няню и посвятил ей несколько стихотворений.
Уч.3. А.С.Пушкин «Няне»
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...
Уч. 4 А.С.Пушкин, одним из первых русских писателей обратился к жанру сказки. В Михайловском он с благоговением слушал и записывал сказки, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна. Своему брату он писал:
"Слушаю сказки моей няни; она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно..."
В 30-е годы он создаёт пять стихотворных сказок.(«Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».)
Народность сказок Пушкина проявлялась в их идее, в торжестве добра над злом. Герои его сказок всегда выступают носителем какого-либо одного качества.
Максим Горький писал: «Великолепные сказки Пушкина были всегда ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их наизусть; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну. Нередко я пересказывал эти сказки денщикам; они, слушая, хохочут, ласково ругаются».
III. Викторина «Мир пушкинских героев и произведений» по сказкам А.С.Пушкина. Вам необходимо отгадать из каких произведений эти строки.
«У лукоморья дуб зелёный…»
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…»
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч…»
«Вот пошёл он к синему морю;
Видит – море слегка разыгралось»
«Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару»
«И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя…»
«Кири-ку-ку-
Царствуй лёжа на боку!»
«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
«Попляши-тка ты под нашу балалайку;
Ты, бесёнок, ещё молодёнок,
Со мною тягаться слабёнок…»
«Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы…»
2).Внимание! Кто быстрее даст ответ:
- Сколько раз старик закидывал невод?_______________________________
- У скольких богатырей жила царевна из «Сказки о мёртвой царевне…»____
- Сколько раз превращался царь Гвидон? __________В кого? _______________
- Что потребовал работник за свой труд у попа? __________________________
- Сколько девиц сидело под окном в «Сказке о царе Салтане…»? __________
- Какое дерево увидели царица с сыном, когда вышли из бочки, вынесенной
волной на берег? _______________________________________________
- Что случилось с Людмилой? _______________________________________
- Мимо какого острова проплывали корабельщики, направляясь «в царство
славного Салтана»? _____________________________________________
- Что было у царевны – Лебеди во лбу? _____________________________
- Зачем царю Дадону нужен был Золотой петушок?____________________
4} Найди лишнее слово и объясни свой выбор.
Комар, бабочка, шмель.
Зеркальце, яблоко, груша.
Заяц, белочка, орешки.
Корыто, удочка, невод.
Поп, Балда, царь Гвидон.
Салтан, чернавка, Елисей.