Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей№2
программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
«Золотые россыпи народной мудрости»
Автор-составитель: Больнова Ирина Николаевна, учитель русского языка
и литературы МБОУлицея №2
г. Купино
2018г
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. Предназначена для использования учителями русского языка и литературы в рамках внеурочной деятельности в 5 классе.
Программа составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014 г. №1654);
- примерных основных образовательных программ основного общего образования, одобренных (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5) Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию;
- методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанных Российской академией образования (письмо Минобрнауки от 7 августа 2015 года №08-1228).
- программы к завершенной предметной линии учебников по русскому языку: Русский язык. Практика. Под ред. А.Ю. Купаловой, А.П. – М.: Дрофа, 2012; Русский язык. Теория. Под. ред. В.В. Бабайцевой. – М.: Дрофа, 2012;
- рабочей программы внеурочной деятельности по русскому языку 5-6 классы. Автор-составитель Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 32 с.
Цель программы: расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи:
Обучающие:
• развитие интереса к русскому языку;
• углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;
• формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
• развитие творчества и обогащение словарного запаса;
• совершенствование общего языкового развития учащихся;
• совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
• воспитание культуры обращения с книгой;
• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
• воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
• развивать смекалку и сообразительность;
• приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
• развивать умение пользоваться разнообразными словарями
• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Педагогическая целесообразность программы рассчитана на детей 11-12 лет, поэтому как наиболее действенные формы организации предлагаются увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку; индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала; занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями; викторины на лучшего знатока русского слова; конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы, демонстрируют умения выразительного чтения.
Общая характеристика
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений, реализации их интеллектуальных и творческих способностей создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Данная программа является наиболее актуальной, так как в большей мере обеспечивает развитие у учащихся интеллектуальных общеучебных умений, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности, поэтому она имеет общеинтеллектуальную направленность
Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительностью 45 минут.
Результаты усвоения курса
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Рефлексивные |
-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; -осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; -достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; -умение принимать решение на основе соотнесения нескольких моральных норм. | -самостоятельное прогнозирование информации, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбор необходимых источников информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; -объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследовательской, проектной работы; -предоставление информации на основе схем, моделей, сообщений; -планирование своей работы по изучению незнакомого материала; -сопоставление и отбор информации, полученной из различных источников. | -умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; -способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; -владение разными видами монолога и диалога; -способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; -способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; -умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты; -умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; -сохранение доброжелательного отношения друг к другу в ситуации конфликта интересов; -установление взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания; -оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций; -понимание возможностей различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; -уважение позиций других людей, отличные от собственной. | -способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; -овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; -умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; -способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности, последовательность действий; -определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; -формулирование и удерживание учебной задачи; -соотнесение выполненного задания с образцом, предложенным учителем; | -оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; -проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности; -применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности. |
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п\п | Тематический раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы организации и виды деятельности |
1. | Вводное занятие «Словарное богатство родного языка» | 2 | Назначение слов в языке и речи. Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько. Как и почему слово переносит своё значение: прямое и переносное значение слов. О взаимоотношениях между словами: слова-друзья и слова-враги. | Лекция с элементами беседы «Путешествие в слово». Социальная акция «Знает ли русский человек русский язык?» |
2. | Слова родные и слова заимствованные | 2 | Жизнь исконно русских слов в языке. Как чувствуют себя в языке слова-пришельцы: заимствования в русском языке. | Социально-моделирующая игра. Выставка предметов, обозначающих исконно русские и заимствованные слова. |
3. | Национально окрашенные слова в языке. | 2 | Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта: косоворотка, каравай, сарафан, городки, печь и др. | Практическая работа. Викторина « С русского на русский» |
4. | Диалектные слова. Говор сибиряков. | 2 | Фонетические особенности сибиряков. Фрикативный звук [г], смягчение согласных, употребление одних звуков вместо других: господин - восподин, бумага - гумага; знает - знат, играем - играм, гуляем - гулям; чашша, шшавель, шшеколда. | Встреча со старожилами г. Купино |
5. | Крылатые слова и выражения | 2 | Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле. Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова. | Слово учителя, практическая работа. Экскурсия в краеведческий музей. |
6. | Золотые россыпи народной мудрости. | 2 | Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта, разнообразных сфер и аспектов жизнедеятельности. Уместность употребления пословиц в речи. Советы, разумные наставления, подсказки в пословицах об учении, слове, языке, речи. | Конференция «Золотые россыпи народной мудрости» |
7. | Ах, эти синонимы, омонимы, антонимы | 3 | Роль синонимов, омонимов, антонимов в устном народном творчестве. | КВН «Слова-близнецы, слова-друзья, слова-противники». |
8. | Жизнь слова во фразеологизме. | 2 | Культурный смысл фразеологизмов. Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением. | Игра «Фразеологизмы-это интересно" Социальный проект на основе художественной деятельности. |
9. | Словотворчество | 4 | Образность и вдохновенность поэтического слова. Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке. | Лекция с элементами беседы, практикум. Встреча с местными поэтами клуба Сибирея» |
10. | Звучащее слово. | 2 | Правильность и интонационная выразительность звучащего слова. Как нельзя говорить: о наиболее распространённых случаях неправильной постановки ударения в словах: квартал, средства, каталог, свекла, арбуз, эксперт, досуг, обеспечение, щавель, сироты, звонит, красивее и др. | Игра «Приключения в стране Орфоэпии», «Орфошашки» |
11. | Слово сквозь призму написания. | 4 | Зри в корень: загадки правописания в корне слова. Постоянство и непостоянство приставок. Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы. | Деловая игра. Праздник, посвященный искусству каллиграфии. |
12. | Речевой этикет и культура общения | 2 | Речевой этикет – гарант доброжелательного общения и коммуникативного успеха. Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации: приветствия, обращения и привлечения внимания, знакомства, просьбы, приглашения, благодарности, извинения, пожелания, поздравления, комплимента, одобрения, утешения, прощания и др. | Практическое занятие «Правила успешного общения» |
13. | «Давайте говорить друг другу комплименты…» | 2 | Комплимент как форма этикета. Значение комплимента в общении. Как правильно сказать комплимент и как правильно его принять. | Практическое занятие. Интервью. Экскурсия в библиотеку. |
14. | Обобщение и систематизация изученного материала. | 2 | Слова-неологизмы в современном языке. Англоизация русского языка- процесс, который трудно остановить или им можно управлять? | Заседание круглого стола. Социальная акция «Говорите по-русски правильно» |
15. | Защита проектов | 2 | Защита проектов. Назначение слов в языке и речи. Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько. | Заседание круглого стола. |
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | Всего часов | Из них аудиторные занятия | Неаудиторные занятия | Дата | Корректировка |
1.Вводное занятие «Словарное богатство родного языка» | 1 | Лекция с элементами беседы «Путешествие в слово». Ролевая игра | | | |
1 | | Социальная акция «Знает ли русский человек русский язык?» | | |
2.Слова родные и слова заимствованные. | 1 | Социально-моделирующая игра | | | |
1 | | Выставка предметов, обозначающих исконно русские и заимствованные слова. | | |
3.Национально окрашенные слова в языке | 1 | Практическая работа. | | | |
1 | Викторина « С русского на русский» | | | |
4.Диалектные слова. Говор сибиряков. | 2 | | Встреча со старожилами г. Купино | | |
5.Крылатые слова и выражения | 1 | Слово учителя, практическая работа | | | |
1 | | Экскурсия в краеведческий музей | | |
6.Золотые россыпи народной мудрости | 2 | Конференция «Золотые россыпи народной мудрости» | | | |
7. Ах, эти синонимы, омонимы, антонимы. | 3 | Роль синонимов, омонимов, антонимов в устном народном творчестве. КВН «Слова-близнецы, слова-друзья, слова-противники». | | | |
8.Жизнь слова во фразеологизме | 1 | Игра «Фразеологизмы -это интересно» | | | |
1 | | Социальный проект на основе художественной деятельности | | |
9.Словотворчество | 2 | Лекция с элементами беседы, практикум | | | |
2 | | Встреча с местными поэтами клуба «Сибирея» | | |
10.Звучащее слово | 2 | Игра «Приключения в стране Орфоэпии», «Орфошашки» | | | |
11.Сквозь призму написания | 2 | Деловая игра | | | |
2 | | Праздник, посвященный искусству каллиграфии | | |
12.Речевой этикет и культура общения | 2 | Практическое занятие «Правила успешного общения» | | | |
13. «Давайте говорить друг другу комплименты…» | 1 | Интервью. | | | |
1 | | Экскурсия в библиотеку. | | |
14. Обобщение и систематизация изученного материала. | 1 | Заседание круглого стола. | | | |
1 | | Социальная акция «Говорите по-русски правильно" | | |
15.Защита проектов | 2 | Защита проектов. | | | |
Всего | 35 | | | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Арсирий А.Т. «Занимательные материалы по русскому языку», Москва, «Просвещение», 2000г.
Бурмако В.М. «Русский язык в рисунках». Москва «Просвещение», 1991г.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
Волина В.В. «Весѐлая грамматика», Москва, «Знание», 2005г.
Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. «Практические материалы к уроку русского языка». Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, Ростов –на – Дону, 2007г.
Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д. «Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии». Электронное учебное издание. «Дрофа», 2007г.
Шанский Н.М. «Лингвистические детективы» Москва. «Дрофа», 2007г.
Список использованной литературы
1. Методические рекомендации к написанию программ внеурочной деятельности https://docviewer.yandex.ru;
2. Программа к завершенной предметной линии учебников по русскому языку: Русский язык. Практика. Под ред. А.Ю. Купаловой, А.П. – М.: Дрофа, 2012; Русский язык. Теория. Под. ред. В.В. Бабайцевой. – М.: Дрофа, 2012;
3. Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5-6 классы. Автор-составитель Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 32 с.