СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Золотые россыпи народной мудрости"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс предназначен для учителей русского языка и литературы, реализующих внеурочную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«"Золотые россыпи народной мудрости"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей№2














программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению

«Золотые россыпи народной мудрости»












Автор-составитель: Больнова Ирина Николаевна, учитель русского языка

и литературы МБОУлицея №2









г. Купино

2018г


Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. Предназначена для использования учителями русского языка и литературы в рамках внеурочной деятельности в 5 классе.

Программа составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014 г. №1654);

- примерных основных образовательных программ основного общего образования, одобренных (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5) Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию;

- методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанных Российской академией образования (письмо Минобрнауки от 7 августа 2015 года №08-1228).

- программы к завершенной предметной линии учебников по русскому языку: Русский язык. Практика. Под ред. А.Ю. Купаловой, А.П. – М.: Дрофа, 2012; Русский язык. Теория. Под. ред. В.В. Бабайцевой. – М.: Дрофа, 2012;

- рабочей программы внеурочной деятельности по русскому языку 5-6 классы. Автор-составитель Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 32 с.


Цель программы: расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи:

Обучающие:

• развитие интереса к русскому языку;

• углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;

• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;

• формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;

• развитие творчества и обогащение словарного запаса;

• совершенствование общего языкового развития учащихся;

• совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

• воспитание культуры обращения с книгой;

• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

• воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие:

• развивать смекалку и сообразительность;

• приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

• развивать умение пользоваться разнообразными словарями

• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Педагогическая целесообразность программы рассчитана на детей 11-12 лет, поэтому как наиболее действенные формы организации предлагаются увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку; индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала; занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями; викторины на лучшего знатока русского слова; конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы, демонстрируют умения выразительного чтения.

Общая характеристика

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений, реализации их интеллектуальных и творческих способностей создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Данная программа является наиболее актуальной, так как в большей мере обеспечивает развитие у учащихся интеллектуальных общеучебных умений, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности, поэтому она имеет общеинтеллектуальную направленность

Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительностью 45 минут.


























Результаты усвоения курса

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Рефлексивные

-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

-достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-умение принимать решение на основе соотнесения нескольких моральных норм.

-самостоятельное прогнозирование информации, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбор необходимых источников информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

-объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследовательской, проектной работы;

-предоставление информации на основе схем, моделей, сообщений;

-планирование своей работы по изучению незнакомого материала;

-сопоставление и отбор информации, полученной из различных источников.


-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-владение разными видами монолога и диалога;

-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

-способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

-умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

-сохранение доброжелательного отношения друг к другу в ситуации конфликта интересов;

-установление взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания;

-оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;

-понимание возможностей различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

-уважение позиций других людей, отличные от собственной.

-способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

-умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

-способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности, последовательность действий;

-определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

-формулирование и удерживание учебной задачи;

-соотнесение выполненного задания с образцом, предложенным учителем;


  • -оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • -проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;

  • -применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.



Выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Содержание курса внеурочной деятельности

п\п

Тематический раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы организации и виды деятельности

1.

Вводное занятие «Словарное богатство родного языка»

2

Назначение слов в языке и речи. Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько.

Как и почему слово переносит своё значение: прямое и переносное значение слов. О взаимоотношениях между словами: слова-друзья и слова-враги.

Лекция с элементами беседы «Путешествие в слово».

Социальная акция «Знает ли русский человек русский язык?»

2.

Слова родные и слова заимствованные


2

Жизнь исконно русских слов в языке. Как чувствуют себя в языке слова-пришельцы: заимствования в русском языке.


Социально-моделирующая игра. Выставка предметов, обозначающих исконно русские и заимствованные слова.

3.

Национально окрашенные слова в языке.

2

Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта: косоворотка, каравай, сарафан, городки, печь и др.

Практическая работа.

Викторина « С русского на русский»

4.

Диалектные слова. Говор сибиряков.


2

Фонетические особенности сибиряков. Фрикативный звук [г], смягчение согласных, употребление одних звуков вместо других: господин - восподин, бумага - гумага; знает - знат, играем - играм, гуляем - гулям; чашша, шшавель, шшеколда.

Встреча со старожилами г. Купино

5.

Крылатые слова и выражения


2

Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле.

Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова.

Слово учителя, практическая работа. Экскурсия в краеведческий музей.


6.

Золотые россыпи народной мудрости.


2

Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта, разнообразных сфер и аспектов жизнедеятельности. Уместность употребления пословиц в речи. Советы, разумные наставления, подсказки в пословицах об учении, слове, языке, речи.

Конференция «Золотые россыпи народной мудрости»


7.

Ах, эти синонимы, омонимы, антонимы

3

Роль синонимов, омонимов, антонимов в устном народном творчестве.

КВН «Слова-близнецы, слова-друзья, слова-противники».

8.

Жизнь слова во фразеологизме.

2

Культурный смысл фразеологизмов.

Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением.

Игра «Фразеологизмы-это интересно"

Социальный проект на основе художественной деятельности.

9.

Словотворчество

4

Образность и вдохновенность поэтического слова.

Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке.

Лекция с элементами беседы, практикум. Встреча с местными поэтами клуба Сибирея»

10.

Звучащее слово.


2

Правильность и интонационная выразительность звучащего слова.

Как нельзя говорить: о наиболее распространённых случаях неправильной постановки ударения в словах: квартал, средства, каталог, свекла, арбуз, эксперт, досуг, обеспечение, щавель, сироты, звонит, красивее и др.

Игра «Приключения в стране Орфоэпии», «Орфошашки»


11.

Слово сквозь призму написания.

4

Зри в корень: загадки правописания в корне слова. Постоянство и непостоянство приставок. Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы.

Деловая игра.

Праздник, посвященный искусству каллиграфии.

12.

Речевой этикет и культура общения

2

Речевой этикет – гарант доброжелательного общения и коммуникативного успеха. Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации: приветствия, обращения и привлечения внимания, знакомства, просьбы, приглашения, благодарности, извинения, пожелания, поздравления, комплимента, одобрения, утешения, прощания и др.

Практическое занятие «Правила успешного общения»

13.

«Давайте говорить друг другу комплименты…»

2

Комплимент как форма этикета.

Значение комплимента в общении.

Как правильно сказать комплимент и как правильно его принять.

Практическое занятие. Интервью.

Экскурсия в библиотеку.

14.

Обобщение и систематизация изученного материала.

2

Слова-неологизмы в современном языке. Англоизация русского языка- процесс, который трудно остановить или им можно управлять?

Заседание круглого стола.

Социальная акция «Говорите по-русски правильно»

15.

Защита проектов

2

Защита проектов.

Назначение слов в языке и речи. Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько.

Заседание круглого стола.


Календарно-тематическое планирование

Тема

занятия

Всего часов

Из них аудиторные занятия

Неаудиторные

занятия

Дата

Корректировка

1.Вводное занятие «Словарное богатство родного языка»


1

Лекция с элементами беседы «Путешествие в слово».

Ролевая игра




1


Социальная акция «Знает ли русский человек русский язык?»



2.Слова родные и слова заимствованные.

1

Социально-моделирующая игра




1


Выставка предметов, обозначающих исконно русские и заимствованные слова.



3.Национально окрашенные слова в языке

1

Практическая работа.




1

Викторина « С русского на русский»




4.Диалектные слова. Говор сибиряков.

2


Встреча со старожилами г. Купино



5.Крылатые слова и выражения


1

Слово учителя, практическая работа




1


Экскурсия в краеведческий музей



6.Золотые россыпи народной мудрости

2

Конференция «Золотые россыпи народной мудрости»




7. Ах, эти синонимы, омонимы, антонимы.

3

Роль синонимов, омонимов, антонимов в устном народном творчестве.

КВН «Слова-близнецы, слова-друзья, слова-противники».




8.Жизнь слова во фразеологизме

1

Игра «Фразеологизмы -это интересно»




1


Социальный проект на основе художественной деятельности



9.Словотворчество

2

Лекция с элементами беседы, практикум




2


Встреча с местными поэтами клуба «Сибирея»



10.Звучащее слово

2

Игра «Приключения в стране Орфоэпии», «Орфошашки»




11.Сквозь призму написания

2

Деловая игра




2


Праздник, посвященный искусству каллиграфии


12.Речевой этикет и культура общения

2

Практическое занятие «Правила успешного общения»




13. «Давайте говорить друг другу комплименты…»

1

Интервью.




1


Экскурсия в библиотеку.



14. Обобщение и систематизация изученного материала.

1

Заседание круглого стола.




1


Социальная акция «Говорите по-русски правильно"



15.Защита проектов

2

Защита проектов.




Всего

35






Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Арсирий А.Т. «Занимательные материалы по русскому языку», Москва, «Просвещение», 2000г.

Бурмако В.М. «Русский язык в рисунках». Москва «Просвещение», 1991г.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Волина В.В. «Весѐлая грамматика», Москва, «Знание», 2005г.

Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. «Практические материалы к уроку русского языка». Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, Ростов –на – Дону, 2007г.

Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д. «Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии». Электронное учебное издание. «Дрофа», 2007г.

Шанский Н.М. «Лингвистические детективы» Москва. «Дрофа», 2007г.

















Список использованной литературы

1. Методические рекомендации к написанию программ внеурочной деятельности https://docviewer.yandex.ru;

2. Программа к завершенной предметной линии учебников по русскому языку: Русский язык. Практика. Под ред. А.Ю. Купаловой, А.П. – М.: Дрофа, 2012; Русский язык. Теория. Под. ред. В.В. Бабайцевой. – М.: Дрофа, 2012;

3. Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5-6 классы. Автор-составитель Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 32 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!