СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зона арктических пустынь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Зона арктических пустынь»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. студента: Васина Арина Дмитриевна

Тема урока: Зона арктических пустынь

Класс, УМК: 4 А, Школа России

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с зоной арктических пустынь


Планируемые результаты урока:

Предметные УУД:

Познавательные: уметь находить и показывать на карте зону арктических пустынь; различать наиболее характерных представителей флоры и фауны зоны арктических пустынь

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные: осознание качества и уровня освоения материала, выделение того, что предстоит усвоить; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; определение промежуточных целей, составление плана и последовательности действий

Метапредметные УУД: понимать и принимать учебную задачу; использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий, определять и формулировать тему и цели урока

Личностные УУД: развивать логику, мышление, коммуникативные возможности учащихся, умение анализировать, оценивать; интерес к учебному материалу, способам решения задач

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: презентация, учебник Плешаков «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть, стр. 52-58, ТПО


Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное

оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

Метод: словесный (диалог)

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность детей к уроку. Организует мотивацию через стихотворение:

Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи –

Вертится Земля.

Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда, за Полярный круг!

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Слушают учителя.

Ф


Педагогический контроль

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Методы: словесный (беседа), практический (игра)


Организует актуализацию имеющихся знаний посредством игры «Найди лишний географический объект» и беседы, подводит к теме урока.

а) Лена, Волга, Байкал, Енисей;

б) Дон, Марс, Енисей, Днепр;

в) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;

г) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал.

д) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

Предлагает учащимся назвать и показать природные зоны на карте.

Сегодня мы отправляемся в путешествие за полярный круг, где расположилась природная зона, которая называется зона арктических пустынь.

Какие ассоциации у вас возникают с названием это зоны?

Предлагает учащимся по названию природной зоны рассказать о ней.

Участвуют в игре, отвечают на вопросы.

(Байкал – озеро, остальное реки)

(Марс – планета, остальное реки)

(Обь – река, остальное озера)

(Баренцево – море, остальное горы)

(Каспийское – море, остальное океаны)

(Снег, лед, холод, мало представителей флоры и фауны)

(затруднение)

Ф

Презентация

Педагогический контроль

3.Выявление места и причины затруднения.

Методы: словесный (беседа)


Просит проанализировать: в чем состоит затруднение.

Чего мы не знаем?

Каких знаний нам не хватает?

Анализируют причину затруднения. Отвечают на вопросы

Ф


Педагогический контроль

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Методы: словесный (беседа)

Предлагает обучающимся определить цель урока, назвать тему, составить план работы.

План:

  1. Расположение на карте

  2. Особенности природы

  3. Использование природной зоны человеком

  4. Экологические проблемы и охрана природы

Участвуют в целеполагании, называют тему урока.

(тема: «Зона арктических пустынь»)

(цель: познакомиться с зоной арктических пустынь)

Ф

Презентация

Педагогический контроль

5.Реализация построенного проекта.

Методы: словесный (рассказ, беседа), наглядный (презентация)

Первым пунктом нашего плана является – узнать расположение зоны арктических пустынь на карте.

Если долго - долго идти на Север, никуда не поворачивая и не отклоняясь, то мы попадем на Северный полюс. Издавна эту область Земли называют Арктикой. Арк­ти­ка – это огром­ное про­стран­ство Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на с мо­ря­ми и ост­ро­ва­ми, на ко­то­рых на­хо­дят­ся арк­ти­че­ские пу­сты­ни. Зона арктических пустынь - самая северная из природных зон. К ней относятся остров Врангеля, земля Франца – Иосифа, Северная земля, Новая земля, Новосибирские острова, северная часть острова Таймыр. (показывает на карте расположение зоны)

Предлагает выполнить задание №1 в ТПО на стр. 36.

Второй пункт нашего плана – особенности природы зоны. Предлагает прочитать текст на стр. 52-52 – Царство снега и льда. Предлагает прочитать текст на стр. 56-57 – Жизнь в ледяной пустыне и после поработать с иллюстрацией на стр. 54-55.

Предлагает ответить на вопросы 1, 2 на стр. 53, а после выполнить задание №4 в ТПО на стр. 37.

Следующий пункт нашего плана – использование природной зоны человеком. Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Здесь трудятся полярники, которые изучают природу Севера. Особенно тщательно они наблюдают за погодой. Эта работа помогает составлять прогнозы погоды для разных районов страны. Здесь проложен Северный морской путь. Их ведут мощные ледоколы. Они крушат льды, пробивая дорогу кораблям. Люди занимаются рыболовством, охотой. 

Предлагает выполнить задание №5 в ТПО на стр. 37.

Последний пункт нашего плана – экологические проблемы и охрана природы. Предлагает прочитать текст на стр. 57-58 – Арктические пустыни и человек.

Предлагает выполнить задание №6 в ТПО на стр. 37. ФИЗМИНУТКА

Слушают учителя, читают текст, отвечают на вопросы, участвуют в беседе.









(1.Густой длинный шерстяной покров, толстый слой подкожного жира, белый цвет меха, чтобы скрываться среди льда и снега. у животных, живущих в воде – удлиненное обтекаемое тело, а ноги превратились в ласты.

2.Водоросли – рачки – рыбы – моржи, птицы. Тюлени, белый медведь)


(Большой Арктический заповедник, который находится на Таймыре; Русская Арктика находится на архипелаге Новая Земля; остров Врангеля является самый северный заповедник России; земля Франца-Иосифа)


ФИЗМИНУТКА

Ф

И

Презентация, учебник

Педагогический контроль, самоконтроль

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Методы: словесный (беседа), наглядный (презентация)

Организует беседу.

1.Где находится зона арктических пустынь, покажите на карте.

2.Каков климат данной зоны?

3.Назовите растения, характерные для данной природной зоны.

4.Назовите представителей животного мира.

5.Чем занимаются люди в Арктике?

6.Какой самый известный заповедник данной природной зоны?






Слушают учителя, отвечают на вопросы, участвуют в беседе.

(Зона арктических пустынь - самая северная из природных зон. К ней относятся остров Врангеля, земля Франца – Иосифа, Северная земля, Новая земля, Новосибирские острова, северная часть острова Таймыр.)

(Океан и острова покрыты толстым слоем льда и снега, зимой полярная ночь, летом – полярный день, температура около -60 градусов, сильные ветры)

(Мхи, полярный мак, лишайники)

(Белый медведь, морж, тюлень, северный олень, гагарка, кайра и тд.)

(Охота, рыболовство, наблюдения за погодой)

(Остров Врангеля)

Ф


Педагогический контроль

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Методы: наглядный (презентация), практический (тест)

Предлагает самостоятельно выполнить тест, организует самопроверку посредством показа эталона на слайде.

1.Каким цветом на карте обозначают зону арктических пустынь?

А) Фиолетовый Б) Синий

В) Коричневый Г) Серый

2.Какой географический объект не относится к зоне арктических пустынь?

А) Новосибирские острова Б) Охотское море
В) Северная земля Г) Остров Врангеля

3. Кто из представителей фауны не живет в данной зоне?

А) Морж Б) Кайра

В) Белый медведь Г) Волк

4.Чем люди не занимаются в Арктике?

А) Собирательство Б) Рыболовство

В) Наблюдение за погодой Г) Охота

5. Какой заповедник находится в зоне арктических пустынь?

А) Ильменский заповедник Б) Остров Врангеля В) Галичья гора Г) Путоранский заповедник

Самостоятельно выполняют задание, сравнивают полученные результаты с эталоном.

(1 – Г

2 – Б

3 – Г

4 – А

5 – Б)

Ф

И

Презентация, тетрадь

Педагогический контроль, самоконтроль

8.Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.

Методы: словесный (беседа)

Предлагает выполнить повторно пробное учебное действие.


Выполняют задание.


Ф



Педагогический контроль

9.Этап рефлексии учебной деятельности.

Методы: словесный (беседа), практический (задание)

Предлагает вспомнить цель урока и план, определить степень их достижения.

Организует оценочную деятельность.

Возвращаются к цели и плану урока и определяют выполнены ли они. Выполняют задание повторно. Оценивают свою деятельность на уроке.

Ф

И


Педагогический контроль, самоконтроль