Урок географии по теме "Природа лесных зон". 8-й класс
Дидактическая цель: создать условия для осмысления и первичного закрепления способов деятельности на основе технологии уровневой дифференциации с элементами проблемного обучения в форме групповой работы с ориентацией на формирование предметных (закономерности смены лесных зон России), информационных и коммуникативных компетентностей.
Место урока в изучении темы: 4 урок в теме “Природные районы и природные хозяйственные зоны”
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления способов деятельности.
Цели урока по содержанию
Образовательные:
– базовый уровень: особенности Г.П. климата почв, растительности, животного мира, лесной зоны России. Своеобразие природы.
– повышенный уровень: указать на взаимосвязи компонентов внутри лесной зоны.
– углубленный уровень: объяснить причину изменения компонентов природы внутри лесной зоны.
Развивающие:
– базовый уровень: установить влияние Г.П. на компоненты природы, на основе анализа карт атласа, текста учебника, дополнительной литературы.
– повышенный уровень: основные причины формирования природных зон при движении с севера на юг и подзон при движении с запада на восток.
– углубленный уровень: оценить взаимосвязь компонентов природы и хозяйственной деятельности человека, а также изменение природно-хозяйственной зоны лесов под влиянием антропогенных факторов.
Воспитательные:
Способствовать формированию географической культуры личности. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников через формирование информационно-коммуникативной компетентности. Развитие экологической культуры учащихся.
Технология: уровневая дифференциация с элементами проблемного обучения.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная с элементами групповой работы, фронтальная работа.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский.
Методы познания: картографический, проблемный, анализ, сравнение, синтез, прогноз.
Оборудование: учебник “Россия: природа, население, хозяйство – 8 класс” В.П.Дронов, Л.Е.Савельева стр. 112-115. Тетрадь-тренажер “Россия: природа, население, хозяйство” – 8 класс Е.Ю.Мишняева, Н.В.Тарасова, С.В.Банников стр.80-91. Атлас “Россия: природа, население, хозяйство” – 8-9 классы стр.14-20. Настенная карта “Природные зоны и биологические ресурсы России”, компьютерная презентация, иллюстрация природной зоны для доски.
Основное содержание урока: Размеры, положение, природной зоны. Влияние климата на изменение компонентов природного комплекса. Природные зоны тайги, смешанных лесов, широколиственных лесов. Особенности компонентов и их взаимосвязи. Причины выделения подзон при движении с запада на восток. Приспособления растений и животных к среде обитания. Возможности хозяйственного освоения и преобразование природной зоны в природно-хозяйственную зону в результате антропогенной нагрузки.
Здоровье и психосберегающая среда: создание комфортных условий, активных форм изучения учебного материала, смены видов деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Реализация целей урока: формирование образа лесной природно-хозяйственной зоны России на основе комплексной характеристики, работы с разными источниками информации с ориентацией на развитие у учащихся предметных, информационно-коммуникативных компетентностей.
Ход урока
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ресурсное обеспечение |
1. Орг.момент | Проверяет готовность класса к уроку, комфортность, создает ситуацию успеха | Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочие места для урока, настраивается на урок. | Компьютер, настенная карта, иллюстрации на доску, учебники, рабочие тетради |
2. Актуализация | Зачитывает загадку о лесе (см. приложение): – Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Предлагает ответить на вопросы рубрики “Вспомните” стр.112. | Отвечают на вопрос учителя | Учебник рубрика “Вспомните” |
3. Мотивация | Предлагает ответить на вопросы: – Какие природные зональные комплексы можно встретить на территории Новосибирской области? – Почему они сформировались? – Какую роль играет лес в природе и жизни человека? (таблица в приложении 1) | Отвечают на вопрос учителя, называют ПТК области, показывают как из-за разного сочетания тепла и влаги меняются леса. | Просмотр и анализ слайдов презентации. |
4. Целеполагание | Учитель обращает внимание на рубрику учебника “Вы узнаете” стр.112. Предлагает прочитать пункт рубрики. | Определяют цели урока, способы деятельности, уровни выполнения заданий. | Учебник рубрика “Вы узнаете” |
5. Изучение нового материала | 1. Учитель предлагает дать характеристику географического положения лесных зон. 2. Характеристика компонентов лесных зон. Заполняется в таблице тетради-тренажера стр. 83 рубрика “Работаем с текстом”. 3. Работа с заполненной таблицей. – Почему происходит смена природных зон с севера на юг? – Почему в тайге происходит смена растительности при движении с запада на восток. | Учащиеся используют текст учебника стр.112 и вопросы рубрики “Определите”, карты атласа стр. 20. Учащиеся по группам заполняют таблицу. 1 группа – темнохвойная тайга. 2 группа – светлохвойная тайга. 3 группа – смешанные и широколиственные леса. Затем обмениваются информацией. Учащиеся отвечают, используя материал таблицы об изменении температуры и увлажнения с севера на юг, делают выводы. Учащиеся работают с учебником стр.112 рис. 2.6.12. Проанализировав климатограммы делают выводы об изменении температуры и осадков при движении с запада на восток. | Учебник, рубрика “Определите”, атлас 8-9 класс. Учебник стр.112-115, тетрадь-тренажер стр.83. Компьютерная презентация, учебник стр.113 рис. 2.6.13. Учебник стр.112, компьютерная презентация. |
7. Познавательная рефлексия | Предлагает заполнить схему “Приспособления растений и животных к условиям обитания”. | Самостоятельно составляют схему, используя текст учебника параграф 40. | Учебник стр.112-115. |
8. Изучение нового материала (блок 2) | 1. Все компоненты в пределах природных зон взаимосвязаны. Изменение одного компонента приведет к изменению всего природного комплекса. Необходимо привести примеры, как это выражено в лесных зонах. 2. Изменить компоненты можно в результате хозяйственной деятельности. Учитель зачитывает притчу (см. приложение 1) о лесе и просит проанализировать ее. 3. Учитель организует фронтальную беседу о видах хозяйственной деятельности в лесу и о их влиянии на природу. | Учащиеся приводят примеры изменения компонентов природы. Учащиеся слушают и отвечают на вопросы. Учащиеся участвуют в дискуссии и отвечают на вопросы. Доказывают, что лесная зона – это природно-хозяйственная зона. | Учебник, компьютерная презентация. Учебник, компьютерная презентация. |
9. Первичное закрепление знаний по теме | Предлагает провести мини-исследование на тему “Уничтожение лесов – уничтожение человечества”. | Анализируют, к чему может привести уничтожение лесов. Работают с ресурсами учебника и раздаточными материалами. | Учебник, раздаточный материал. |
10. Познавательная рефлексия | Предлагает дискуссию по теме мини-исследования, корректирует ответы. | Участвуют в обсуждении, делают выводы о влиянии хозяйственной деятельности на лесную зону. | Компьютерная презентация. |
11. Закрепление | Предлагает на контурной карте с помощью условных знаков изобразить природные зоны лесов. | Отвечают на вопросы тетради-тренажера стр. 80-81 рубрика “Решаем тесты” №4, 7, 10, 11, 12, 13. Проверяют ответы сразу на уроке. | Тетрадь-тренажер стр. 80-81 |
12. Рефлексия | Познавательная: Предлагает определить уровень достижения целей урока. Социальная: – Какие этапы урок вызвали затруднение? – Какие вопросы оказались самыми сложными? – Какие вопросы заинтересовали? – Какие темы учащийся хочет изучить дополнительно, используя дополнительную литературу? – Выполнены ли цели и задачи урока? | Самоанализ выполненных способов деятельности, самопроверка. Анкетирование. | Анкета |
13. Домашнее задание | Предлагает дифференцированное задание – Ответить на вопросы на стр.115 учебника – Составить кроссворд “Растения и животные лесов России” – Сделать компьютерную презентацию на тему “Леса России” | Выбирают домашнее задание разного уровня и записывают в дневники. | Дневник |