Зоология – наука
о животных.
Животные и окружающая
среда
Волкова Марина Ивановна
учитель биологии
8 класс
«Птицам даны крылья, рыбам - плавники, а людям, которые живут в природе, - изучение и познание природы; вот их крылья»
Хосе Хулиан Марти
Наш учебник
Главный помощник в учебе — учебник.
Он молчаливый и добрый волшебник,
Сразу в обложку его оберни,
Знания мудрые вечно хранит.
Ручкой не пачкай, не рви и не мни.
Ты сбереги его праздничный вид!
Славный учебник научит всему —
Будь благодарен за это ему.
Наши тетради
Задание
В контурной мозаике спряталось название биологической науки. Найдите и прочитайте его.
анатомия
физиология
систематика
морфология
экология
Система наук о животных - ЗООЛОГИЯ
палеонтология
этология
и другие науки
от греч. логос –
«учение»
от греч. зоон –
«животное»
Задание
Заполните таблицу «Различия растений и животных.
Признак сравнения
Растения
По способу питания (автотрофы или гетеротрофы)
Животные
Рост (ограниченный или неограниченный
Движение (активное или неактивное)
Газообмен (наличие или отсутствие специальных органов)
Строение клетки (наличие или отсутствие клеточной стенки)
автотрофы
гетеротрофы
ограниченный
неограниченный
неактивное
активное
отсутствие
наличие
специальных
специальных
органов
органов
наличие
отсутствие
клеточной
клеточной
стенки
стенки
Среды жизни
Задание
1
Наземно-
воздушная
4
Организменная
Определите
среды жизни.
3
Почвенная
2
Водная
Подумайте!
В каких средах, по вашему мнению, обитают насекомые, конечности которых изображены на рисунке?
1
Почвенная
медведка
Наземно-
воздушная
2
кузнечик
жук-
плавунец
3
Водная
Физкультминутка
Определите среды, в которых обитают данные животные, и выполните соответствующие движения.
Наземно-воздушная среда:
Водная среда:
личинка майского
жука
головастик
стриж
бурый медведь
дождевой червь
медуза
гепард
крот
Почвенная среда:
Место обитания (местообитание) -
это наиболее благоприятный для каждого вида животных участок в любой среде обитания
дельфин
щука
Места обитания: моря и океаны
Места обитания: омуты и заводи рек
Водная среда жизни
м
Задание №3 стр. 6 в рабочей тетради
Пользуясь материалом параграфа (стр. 12), назовите экологические факторы, приведите примеры. Завершите схему.
Экологические факторы
Экологические факторы
Абиотические факторы
Биотические факторы
Антропогенные факторы
м
Работа с учебником
Пользуясь учебником стр. 12-14, заполните таблицу.
Взаимоотношения между организмами
Название взаимоотноше-
Значение для 2-х видов, извлекаемое из взаимоотношения:
ния
«+» - получает пользу;
1 вид
«-« - получает вред;
Примеры взаимоотно-шений
2 вид
«0» - нейтральное значение
Разгадайте ребус
,
,
,
,
,
,
?
А
О
Т
Н
Б
И
О
Ц
З
Е
Н
К
И
К
Это совокупность растений, животных, грибов и бактерий, совместно населяющих участок суши или водоёма.
Пищевые связи животных
Краткие выводы
- Современная зоология – это система наук, имеющих важное теоретическое и практическое значение.
- Животные населяют разные среды жизни и разные места обитания.
- Животные взаимодействуют не только между собой, но и с абиотической (неживой) частью среды обитания и таким образом существуют в составе биоценозов.
м
Задание
Оценка
Ответы
Оцените верность утверждений (верно- неверно).
- Зоология – система наук о животных, изучающих строение, жизнедеятельность животных, их связи со средой обитания, распространение, индивидуальное и историческое развитие, роль в природе и жизни человека.
- Один из характерных признаков представителей царства Животные- способность к активному движению.
- К абиотическим факторам среды, влияющим на жизнь животных, относятся разнообразные типы взаимоотношений животных.
- Паразитизм – это тип взаимоотношений, сложившийся между такими животными, как паук и муха.
- Виноградная улитка обитает в водной среде.
0 ошибок – оценка «5»
1 ошибка – оценка «4»
2 ошибки – оценка «3»
верно
верно
неверно
неверно
неверно
м
Домашнее задание
- Изучить параграфы 1, 2.
- Рабочая тетрадь №5 с.5, №4, 5 с. 6
- Подготовить сообщение о комменсализме, как типе взаимоотношений между животными, и его формах (по желанию).
Рефлексия
В тетради напишите следующие знаки:
!! - если на уроке было всё понятно и интересно;
?! – если вам не всё было понятно, но интересно;
00 - если вам всё было непонятно и неинтересно.
Интернет-ресурсы
Изображение на всех слайдах:
http://s3.photopeach.com/images/farm5/l/a/l/alisa-i/03b2085c3c92c438c7ac428838dd420c.jpg
Изображение на слайде 3:
https:// bibliosfera.su/image/cache/catalog/img/estestvenno/ND00020282-800x1000.jpg
Стихотворение - http://elementary-school.86sch3-nyagan.edusite.ru/DswMedia/nasaytprodliuchebnikujizn-. pd
Изображение на слайде 4:
http://beauty.mypartnershop.ru/pictures/1016579287.jpg
http://krasmarker.ru/image/cache/data/84616-500x500.jpg
Изображение на слайде 5:
Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология.- М.:АСТ-ПРЕСС, 2002
Изображение на слайде 8:
http://ebiology.ru/wp-content/uploads/2015/09/011.jpg
Изображение на слайде 9:
http:// 900igr.net/datai/biologija/Pochvennaja-sreda-obitanija/0016-028-
Kak-vy-dumaete-v-kakikh-sredakh-obitajut-nasekomye-nozhki-kotorykh-zdes.png
https:// fs00.infourok.ru/images/doc/91/108603/hello_html_m6abb875d.png
Интернет-ресурсы
http://stylishgarden.ru/wp-content/uploads/2016/06/54.jpg
http://cs5.pikabu.ru/images/previews_comm/2015-05_3/14314319069849.jpg
Изображения на слайде 10:
https://sport.wikireading.ru/6012
https://outlierbabe.files.wordpress.com/2014/05/half-tadpole-half-frog.jpg
http://www.kolyma.ru/uploads/posts/2016-08/medium/1470723914_medved.jpg
http://agiasma.ru/img-q5y5x5n4g4041456w4t4q206k5w5b4c4n4m564u4p4p2j594/wp-content/uploads/2014/01/photodune-2977985-earthworm-xs.jpg
http://www.proxvost.info/animals/europe/images/krot/krot_pic.jpg
https://getbg.net/upload/full/99992_meduza_svet_2560x1600_(www.GetBg.net).jpg
Изображения на слайде 11:
http://www.colors.life/upload/blogs/da/33/da3316e7dc2c8bb918e7d0043bcb057c_RSZ_690.jpeg
https://nashzeleniymir.ru/wp-content/uploads/2016/07/%D0%9E%D0%B1%D1%8B%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%89%D1%83%D0%BA%D0%B0-%D0%BB%D0%B0%D1%82.-Esox-lucius.jpg
Интернет-ресурсы
Изображения на слайде 14:
http://www.photo-dictionary.com/photofiles/list/9364/12737medical_bandage.jpg
http://www.mamusik.ru/upload/userimages/etxogshvyqxopsqlbeig.jpeg
http://shop.invitro.ru/upload/iblock/f9a/f9a85135de3ddbb95c9f1828fb874097.jpg
Изображение на слайде 15:
http://5klass.net/datas/fizkultura/Pitanie-organizmov/0027-027-TSepi-pitanija.jpg
Изображение на слайде 18:
http://images.clipartpanda.com/coattails-clipart-science_ecology.gif