ЗРЕЛИЩНЫЕ ИСКУССТВА.
ЗРЕЛИЩЕ (от древнерусского слова, что означает – видеть, вижу) – то, что воспринимается с помощью взгляда (явление, происшествие, пейзаж, спортивные парады или состязания, интерактивные игры и т.д.). От этого же корня происходят слова «зрение» и «зритель» – тот, кто воспринимает зрелище.
ОСОБЕННОСТИ ЗРЕЛИЩНЫХ ИСКУССТВ:
Определяющим становится присутствие зрителя, являющегося полноправным соавтором зрелищного искусства.
Зрелищные же произведения искусства существуют только в момент их исполнения, и исчезают навсегда с окончанием представления.
Спектакль, концерт, цирковое представление, театрализованный праздник невозможно с точностью повторить.
Зрелищные виды искусства предполагают активное зрительское восприятие, оказывающее непосредственное влияние на представление. Фактически без участия зрителей зрелищные виды искусства невозможны.
К зрелищным видам искусства относятся театр (драматический, оперный, балетный, кукольный, пантомимический и т.д.), цирк, эстрада, массовые и коллективные театрализованные праздники и т.п.
Единственным исключением из общего правила является искусство кино и телевидения, где зрелищные произведения фиксируются на пленку и далее существуют в неизменном виде, вне зависимости от реакций и восприятия зрителей. Однако это исключение вполне объяснимо и закономерно: эти, весьма молодые виды искусства, возникли и существуют благодаря развитию современных технологий, обусловливающих не только принципиально новые способы их создания, но и принципиально новый тип взаимоотношения со зрителем.
ЦИРК:
Традиции народного зрелищного искусства уходят корнями в глубокую старину как в России, так и на Западе. Уже в древности находились люди, чьим призванием было развлекать окружающих.
В III тысячелетии до н.э. на о. Крит существовали особые сооружения (они считаются первыми в истории цивилизации), предназначенные для проведения народных празднеств и зрелищных представлений. В IV в. до н.э. в Афинах был сооружен первый монументальный каменный театр.
Цирк - один из самых древних, массовых и популярных видов искусства.
Слово "цирк" происходит от латинского слова circus, что означает "круг".
Но цирки Римской империи по устройству и назначению мало походили на сегодняшние. Для них строили огромные амфитеатры с вытянутой овальной ареной. Здесь на потеху жестокой толпе бились насмерть гладиаторы. Здесь казнили приговоренных к смерти преступников.
Цирковое искусство ведет свое начало от представлений на ярмарочных площадях средневековых городов и школ верховой езды. Там, где собирался народ, появлялись артисты, умевшие делать удивительные трюки. На Нижегородскую ярмарку в России, где шла бойкая торговля, стекались актеры со всего света. Их называли в Западной Европе гистрионами и жонглерами, на Руси - скоморохами, в Средней Азии - дорбозами. От выступлений в кругу зрителей современный цирк унаследовал круговую арену.
Один из первых современных цирков возник, можно сказать, в рекламных целях.
В 1683 г. житель лондонского предместья по имени Сэдлер обнаружил в своем садике лекарственную траву.
Для привлечения пациентов он открыл в Лондоне театр и давал в нем бесплатные представления, подобные тем, что в старину разыгрывали бродячие артисты.
Его преемник, Уильям Стоукс, включил в программу конные номера.
Именно наездники и стали первыми цирковыми артистами.
Считаются, что первый в мире постоянный цирк родился в середине XVIII в. в Англии, когда англичанин Филипп Астлей, в прошлом солдат-кавалерист, построил в 1780 г. в Лондоне специальное здание для школы верховой езды, названное амфитеатром. Он же основал и первую цирковую династию.
Помимо конноакробатических номеров в программе впервые появились дрессировщики собак, канатные плясуны, акробаты, клоуны, прыгуны и жонглеры, ставились целые спектакли.
Во Франции одним из первых стал цирк в Лионе, основанный выходцем из Италии Антонио Франкони. Вскоре он открыл цирк и в Париже. В 1807 г. его сыновья построили в Париже новое здание, на фронтоне которого появилось слово "цирк". Впоследствии это слово вытеснило прежние наименования.
Цирк, как искусство зрелищное и не ведающее языковых барьеров, рано стал интернациональным.
Жителей Нового Света с цирковым искусством познакомили англичане. В 1793 г. Джон Билл Рикетс, наездник лондонского Королевского цирка, открыл в Филадельфии первый американский цирк. Одним из наиболее восторженных поклонников его был президент США Джордж Вашингтон, учившийся у Рикетса основам верховой езды.
Успех нового искусства способствовал возникновению передвижных разборных цирков - шапито. В финансовом отношении директор передвижного цирка рисковал, но если дела шли хорошо, мог очень быстро разбогатеть.
Появление русских бродячих артистов - скоморохов связано с языческими обрядами. Скоморохи - профессиональные представители зрелищной культуры, бродили по селам и городам "ватагами", водили медведей, разыгрывали веселые сценки.
На знаменитых фресках Софийского собора в Киеве, датируемых 1037 годом, есть изображения кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом, соревнований лошадей. Выступали они в традиционных местах скопления людей - на площадях, торжищах, ярмарках, а также домашних торжествах. В XV - начале XVI вв. наблюдался расцвет скоморошьего дела.
Балаган - народное театральное зрелище комического характера, чаще всего на ярмарках и гуляньях. В старину балаганами (от персидского слова "балахане" - верхняя комната, балкон) назывались легкие временные постройки, служившие обычно для торговли на базарах и ярмарках.
В XIX в. балаганом стали называть временное строение, предназначенное для театральных или цирковых представлений, для выступлений бродячих ярмарочных актеров. Отсюда и сами зрелища получили название "балаган".
Жанры и стиль балаганных зрелищ были разнообразны. В них использовались смешные сценки, выступали жонглеры, фокусники, гимнасты, акробаты, танцоры, силачи.
Именно скоморохи и балаган дали начало искусству эстрады, цирка, кукольному театру.
ЭСТРАДА:
Очень популярна эстрада - вид зрелищного искусства, в котором короткие концертные номера составляют целостную программу, рассчитанную на массовое восприятие. Корни эстрады также уходят в далекое прошлое. Однако в современных формах это искусство складывалось в Западной Европе на протяжении XIX в.
В России искусство эстрады имело собственных предшественников, во многом определивших ее своеобразие. Во-первых, это были балаганы, о которых говорилось выше. Во-вторых, дивертисменты - небольшие концертные программы из нескольких разнообразных номеров, которые давались в театрах перед началом и после окончания основной пьесы. А когда артисты вышли из маленьких залов на площади, к народу, и распространилось понятие "эстрада" (от латинского strata - подмостки).
Первым профессиональным артистом русской эстрады обычно признается И.Ф. Горбунов (1831-1898), выступавший в дивертисментах Александринского театра.
ОСОБЕННОСТИ ЭСТРАДЫ:
Синтетическая и многожанровая по своей природе, эстрада всегда была связана с театром, кино, литературой, музыкой.
Этот вид искусства мобилен, его любят миллионы людей. В наши дни эстрада вышла на стадионы и площади, где становится массовым зрелищем, рассчитанным на десятки тысяч зрителей. Огромные аудитории собирают сольные концерты известных певцов.
Индустриальное производство развлечений на Западе достигло колоссальных размеров и результатов, демонстрируя свои гигантские возможности воздействия на массы.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА:
№ 1 Что значит «зрелище» - ?
№ 2 Перечислите зрелищные виды искусства.
№ 3 Что дало начало искусству эстрады, цирка, кукольному театру?
№ 4 От какого слова произошло слово «цирк»?
№ 5 От какого слова произошло слово «эстрада»?
№ 6 Что такое «дивертисмент»?
№ 7 Назовите первого профессионального артиста русской эстрады?
№ 8 Кто построил первый постоянный цирк и основал первую цирковую династию?