Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 17 имени Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» города Смоленска
План-конспект урока по биологии
«Зрительный анализатор человека»
8 класс
Выполнила:
учитель географии и биологии
Степанова Валерия Михайловна
Смоленск
2021
Тема урока: «Зрительный анализатор. Гигиена зрения»
Цели: раскрыть строение и значение зрительного анализатора;
Задачи:
1. Помочь учащимся разобраться в строении, функционировании и значении органа зрения – глаза и зрительного анализатора. Чётко сформировать понятия – «орган чувств» и «анализатор».
2. Способствовать развитию умений самостоятельно работать с учебником. Учить анализировать, делать выводы
3. Способствовать развитию навыков работы в группе. Воспитывать умение слышать и уважать друг друга.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
2. Актуализация знаний учащихся. Фронтальный опрос:
1) Что такое анализатор?
2) Какие вы знаете анализаторы?
3) Что такое иллюзия?
4) Каково значение анализатора?
5) В чем особенность анализаторов? (Специфичность)
6) В каком случае человек больше получает информации о предмете илиявлении?
Целеполагание.
Ребята! Мы постоянно получаем информацию из окружающей среды, которая обрабатывается нервной системой. А какие органы помогают нам получать эту информацию? (Органы чувств)
Какие органы чувств вам известны?
У вас на партах находятся предметы. Соберите о них как можно больше информации, используя все возможные органы чувств. (1 группа – ручка, 2 группа – книга, 3 группа – пенал 4 группа - радьтет). 2 минуты.
С помощью какого органа чувств вы получили наибольшее количество информации? (Зрения).
Недаром говорят – лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Зрение дает больше информации чем другие органы чувств.
Попробуйте сформулировать тему и цель сегодняшнего урока.
Тема урока: зрительный анализатор.
Цель урока: рассмотреть строение и функцию органа зрения, гигиену зрения.
Изучение нового материала.
Мы в курсе зоологии изучали органы зрения различных животных.
Какое значение имеет зрение в их жизни? Какое значение имеет зрение в жизни человека? (Мы имеем возможность видеть предметы, их форму, размеры, цвет, где находится объект, подвижен или нет; читать книги, смотреть фильмы, телепередачи, работать за компьютером и т.д.)
Глаза расположены в глазницах черепа. Они надежно защищены от ушибов. Какие еще защитные приспособления имеются и каково строение глаза – мы будем изучать на данном этапе урока.
- Расположение и внешнее строение глаза.
Глазное яблоко имеет почти сферическую форму около 2 см в диаметре, массой – 6-8 г.
Движение глаз: для управления движением глаза существует 6 мышц: 4 прямые и 2 косые
Защитные приспособления глаза
Веки и ресницы защищают глаза от пыли и световых лучей. Брови защищают глаза от стекающего пота
Слезный аппарат. Слёзные железы, расположенные у наружного угла глаз, выделяют слезы, которые увлажняют, очищают, дезинфицируют поверхность глазного яблока
Прочитайте материал учебника параграф 49, на стр.245-246 и используя рисунок 102, заполните самостоятельно таблицу «Внутреннее строение глаза» Время работы – 5 минут.
Название оболочек | Значение |
1. Белочная (1 мм) Склера Роговица | Обеспечивает форму глазного яблока и его защиту Преломляет лучи |
2. Сосудистая (0,2-0,4 мм) Радужка (передняя часть сосудистой оболочки) Зрачок (отверстие в радужной оболочке) | Питание глаза Содержит пигмент, придающий цвет глазу. Регулирует количество поступающего света |
3. Сетчатка (0,15-0,20 мм) | Формирование нервных импульсов под действием света |
Давайте сейчас выполним упражнения.
1. движения глаз влево-вправо
2. движения глаз вверх-вниз
3. движение глаз по кругу
4. движение глаз по диагонали
5. зажмурьте глаза на несколько секунд.
ЛЫ́СОВА Михалина Анатольевна— выдающаяся российская спортсменка Заслуженный мастер спорта. Многократный победитель и призер этапов Кубка мира и Европы. Участница Паралимпийских игр в Ванкувере-2010 и Сочи-2014. Четырехкратная паралимпийская чемпионка, пятикратный призер паралимпиад (три серебряных и две бронзовых медали). главная причина участия именно в параолимпийских играх - нарушение зрения, но она слепа от рождения.
Какие дефекты зрения вам знакомы?
Работа в группах. Группа получает индивидуальное задание. Используя текст учебника, дополнительный материал заполняют таблицу. После его выполнения озвучивает результаты. Остальные ребята, прослушав выступающих, вносят результаты их работы в единую таблицу «Дефекты зрения».
1 группа знакомится близорукостью.
2 группа знакомится с дальнозоркостью.
3 группа знакомится с коньюктивитом.
4 группа знакомится с дальтонизмом
Таблица «Дефекты зрения»
Название дефекта зрения | | | | |
Краткое описание | | | | |
Виды | | | | |
Причины дефекта зрения | | | | |
Профилактика | | | | |
5. Закрепление знаний.
- Что нового вы узнали об органе зрения?
- Был ли для вас полезен сегодняшний урок?
- Как вы оцениваете свою работу в группе?
6. Домашнее задание. §49, 50
7. Рефлексия
Оценить свою работу и работу одноклассников, кто работал активнее всех, а кто нет.