СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зрительный анализатор

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока нацелена создать условия для восприятия, осознания и первичного закрепления учебной информации по теме «Зрительный анализатор», создать условия для осознания уже изученного материала о анализаторах человека и получение новой учебной информации о органе зрения; способствовать осмыслению единой связи органов чувств. Для урока использованы различных источников информации с целью сформировать у учащихся информационную компетенцию.

Просмотр содержимого документа
«Зрительный анализатор»

Тема модуля: Зрительный анализатор.

Самое удивительное свойство нашего мира – это то, что он познаваем.

А. Эйнштейн

Тип: Содержательно-поисковый

Цели урока:

создать условия для восприятия, осознания и первичного закрепления учебной информации по теме «Зрительный анализатор», создать условия для осознания уже изученного материала о анализаторах человека и получение новой учебной информации о органе зрения; способствовать осмыслению единой связи органов чувств.

Задачи урока

Образовательные:

- в ходе аналитическо-описательной деятельности способствовать формированию у учащихся общего понятия анализатора, знаний о строении и функциях глаза и его частей, при использований различных источников информации сформировать у учащихся информационную компетенцию.

Развивающие:

- способствовать развитию у учащихся коммуникативной компетенции - вступать в коммуникацию с целью быть понятым; умения излагать мысли, делать выводы, обобщения; развитие познавательного интереса, логического мышления, коммуникативных умений делового общения сверстников, умение самостоятельно работать.

Воспитательные:

- создать условия для формирования социальной компетенции – умение жить и работать в коллективе; развитие нравственных качеств – уважительно относиться к людям, потерявшим зрение, выработать привычки к постоянной гигиене зрения, воспитание аккуратности.

Термины: Зрительный анализатор, глазное яблоко, бинокулярное зрение.

Необходимое оборудование и материалы: экран, проектор, презентация, демонстрационная таблица «Зрительный анализатор»,


Ход урока

«Глаза – зеркало души человека»

Пословица


  1. Организационный момент (слайд 1).

Добрый день дорогие друзья! Наш урок мы начнем с просмотра видеоролика.

Этот урок мы посвятим изучению глаз. Я думаю, что каждому очень страшно остаться в темноте, не видя того прекрасного что нас окружает.

Для изучения темы нам потребуются некоторые уже изученные нами понятия. Давайте их вспомним.

  1. Проверка изученного материала.

Что такое анализаторы – сложная система, осуществляющая восприятие и анализ раздражений из внешней среды организма.

Установить соответствие:

  1. Анализатор состоит:

Периферическое звено – рецепторы;

Проводниковое звено – нервные пути;

Центральное звено – участок коры больших полушарий.

Назовите функции анализаторов:

  1. Обнаружение и различие сигналов;

  2. Преобразование и кодирование сигналов;

  3. Передача сигналов;

  4. Анализ, классификация и опознание сигналов.

  1. Изучение нового материала.



Как вы думаете, можно ли без участия одного из органов чувств правильно определить неизвестный предмет?

(Предлагается одному ученику с завязанными глазами определить предмет, данный ему в руки, используя все остальные органы чувств). сантиметр

ВЫВОД: Я не могу определить предмет. (Так как он его не видит).

Оказывается, одним из важных органов чувств является орган зрения. С помощью которого анализируется информация, поступающая из окружающей среды.

Представьте, ребята, как неуверенно чувствуют себя люди с недостатком или отсутствием зрения! Нам необходимо уважительно относится к таким особым людям, помогать им в меру наших сил.

Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Как она будет звучать?

Тема урока: Зрительный анализатор (Слайд 2)

Ребята, давайте сейчас вместе сформулируем цели нашего урока.

  1. Изучить особенности строения органа зрения.

  2. Выяснить, как осуществляется его работа?

  3. Определить значение органа зрения для человека.

Какие особенности строения глаза обеспечивают его работу? (Слайд 3)



Придатки и части глаза

Строение

Функции

Вспомогательные системы

Брови

Волосы, растущие от внутрен­него к внешнему углу глаза

Отводят пот со лба



Веки

Кожные складки с ресницами

Защита глаза, равномерное рас­пределение слезной жидкости



Слезный аппарат

Слезная железа и слезовыводящий канал

Слезы смачивают, очищают, дезинфицируют

Оболочки глаза

Белочная 1 мм

Склера - плотная непрозрач­ная ткань белого цвета (толстая (1 мм), прочная)

Обеспечивает форму глазного яблока и его защиту



Сосудистая 0,2-0,4 мм

Средняя оболочка, обильно снабжена кровеносными сосу­дами и пигментом

Питание глаза



Сетчатка 0,15-0,20 мм

Внутренняя оболочка состоит из пигментного слоя и прилега­ющих к нему фоторецепторных клеток

Пигмент поглощает свет, уменьшает отражение и рассеи­вание света.

Формирование нервных им­пульсов под действием света

Оптическая

Роговица

Прозрачная передняя часть белочной оболочки (снабжена чувствительными нервными окончаниями)

Преломляет лучи Защитные рефлексы (слезо­течение, моргание, смыкание век)



Радужка

Передняя часть сосудистой оболочки

Содержит пигмент, придающий цвет глазу



Зрачок

Отверстие в радужной оболоч­ке, окруженное мышцами

Путем расширения и сужения регулирует количество поступа­ющего света



Хрусталик

Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничным телом,

Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией



Стекловидное тело

Прозрачное студенистое ве­щество

Заполняет главное яблоко, преломляет лучи

Световоспринимающая

Фоторецепторы (от греч. «фотос» - свет, лат. «реципио» - брать, при­нимать) - рецепторы, реагирующие на свето­вые лучи ,

В сетчатке в форме палочек и колбочек (130 млн. палочек и 7 млн. колбочек)

Палочки воспринимают форму (зрение при слабом освеще­нии), колбочки - цвет.



Как происходит процесс видения тел? (Слайд 5)

Световой поток из воздушной среды проходит через роговицу и преломляется в ней, так как ее оптическая плотность близка к оптической плотности воды. На пути светового потока располагается радужка, которая пропускает его через зрачок. При прохождении света через хрусталик (он является линзой) световые лучи изменяют свое направление. На сетчатке глаза лучи образуют изображение. Но оно уменьшенное и перевернутое. Как вы думаете, почему мы видим друг друга на ногах, а не на голове?

Импульс от сетчатки передается по зрительным нервам в кору головного мозга больших полушарий, где обрабатывается. В результате чего мы видим мир не перевернутым и в действительных размерах.

Мы убедились, что луч света, проникая через оптическую систему глаза, попадает на сетчатку.

Вопрос: Какое строение имеет сетчатка, из чего она состоит?

Самостоятельно изучить строение сетчатки, составить схему. (Слайд 6)



Строение сетчатки. Виды фоторецепторов.

Палочки колбочки


Зрительный нерв

Итак, на сетчатке получается уменьшенное и обратное (перевернутое) изображение предмета. Но мы видим изображение прямое и в реальных размерах. Почему? (Найти в учебнике стр 248 1 абз) (Слайд 7,8)

Состав зрительного анализатора




Периферический отдел Проводниковый отдел Центральный отдел сетчатка зрительные нервы зрительная зона коры

больших полушарий,

затылочная доля

Жизненная ситуация: (Слайд 9) «В ненастную погоду человек поскользнулся на мокром асфальте, упал на спину и ударился затылком. В результат падения он потерял зрение. Сам орган зрения не поврежден».

Почему у человека пропало зрение?

Что нужно делать для сохранения зрения?

- Гигиена зрения

- длинная челка

- беречь голову

- защитные очки при работе

- зрительный режим

Физкульт минутка «Упражнение для глаз» (Слайд 10, памятка)

После гимнастики для глаз раздаются всем желающим «5 правил гигиены зрения»

1. "БАБОЧКА"
Основное упражнение: хлопаем ресничками часто-часто, то есть моргаем. Оказывается, перед монитором глазки ленятся и перестают хлопать, а это вредит вашему драгоценному зрению.

2. "ВОСЬМЕРКА"
Непременное условие выполнения этого упражнения такое же, как в "Бабочке". А теперь глазами плавно опишите горизонтальную восьмерку, или знак бесконечности, максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, а затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.

3. "КАРАНДАШ"
Возьмите карандаш в правую руку, вытяните руку, поднимите карандаш и остановитесь на уровне глаз. Смотрите на кончик карандаша (или ручки или любой палочки) и медленно отведите руку вправо и влево, провожая пишущий предмет глазами Проблемный вопрос: - Прав ли был Есенин, утверждая:

«Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянии

(С. А. Есенин, «Письмо к женщине») (возможные ответы)



Анализатор. Приспособляемость анализатора. Согласованность действия анализаторов.

Уильям Блейк утверждал: «Посредством глаза, а не глазом смотреть на мир умеет разум».

Проблемный вопрос: - Почему это утверждение верно?

Человек видит не глазами, рецепторы глаза лишь воспринимают световые раздражители, а откуда информация в виде нервного импульса передается через зрительный нерв, хиазму, зрительные тракты в определенные области затылочных долей коры головного мозга, где формируется та картина внешнего мира, которую мы видим. Все эти органы и составляют наш зрительный анализатор.

Опережающий вопрос: Что же такое анализатор?

(Анализатор – единая система рецепторов, проводящего пути и особой зоны в коре больших полушарий, где происходит расшифровка нервных импульсов.)

Зрительный анализатор: Рецепторы глаза ---- зрительный нерв --- зрительная зона в затылочной доле к.б.п.

Мы видим все предметы так, как они расположены на самом деле, хотя на сетчатке глаза их изображения перевернуты.

Проблемный вопрос: Почему? (высказывание предположений)

Объяснить причину этого помог следующий опыт.
Испытуемому одели специально изготовленные очки, которые он должен был носить, не снимая несколько дней. Их стекла были подобраны так, что на сетчатке возникали не обратные, а прямые изображения предметов. Весь мир испытуемому показался опрокинутым: потолок он видел внизу, пол – вверху. Первое время он не мог сделать с открытыми глазами ни одного шага, ни одного правильного движения.
Этот опыт позволил установить, что мы воспринимаем внешний мир благодаря взаимодействию возбуждений, поступающих от всех органов чувств. Это взаимодействие осуществляется в головном мозге. Можно сказать, что видит мозг, а не глаз. Зрение – это корковый процесс, и он зависит от информации, поступающей от глаза в зрительные центры мозга.

Здоровые глаза позволяют человеку одинаково хорошо видеть близкие и далекие предметы. Одной из важных характеристик зрения является острота зрения, т.е. способность глаза различать мелкие детали. Она зависит от общей освещенности, контраста изображения на определенном фоне и других причин. Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения – это близорукость и дальнозоркость. Что же это такое?

Задание: Рассмотрите рисунки и скажите, чем они различаются? (ответы)

Давайте посмотрим на модели, что происходит при восприятии объекта у дальнозоркого и близорукого человека? (Слайд)

Вывод: Расстояние наилучшего зрения у близорукого глаза меньше, чем у нормального глаза, поэтому четкое изображение предметов, расположенных далеко от глаз, возникает не на сетчатке, а как бы впереди нее. Расстояние наилучшего зрения у дальнозоркого больше, чем у нормального глаза, поэтому четкое изображение предметов, расположенных близко к глазам, возникает как бы позади сетчатки.

Опережающий вопрос: Каковы причины этих явлений? (возможные ответы)

Близорукость бывает врожденной и приобретенной. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму. Приобретенная близорукость развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которая может возникнуть (возвращение к проблемному вопросу: А что будет, если сидеть за партой, низко наклоняясь при письме?) при нарушения гигиены зрения, например, неправильное сидение за партой. (слайд) Близорукие люди видят удаленные предметы расплывчатыми.

Дальнозоркость также бывает врожденной и приобретенной. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Приобретенная дальнозоркость возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика и наиболее характерно для людей пожилого возраста. Дальнозоркие люди видят близкие предметы расплывчато, не могут читать текст.

Учитель биологии: физкультминутка с объяснением значения упражнения для профилактики близорукости

Гимнастика для глаз

Глаза — тонкий оптический прибор, за которым нужен тщательный уход. Особенно в школьном возрасте, когда нагрузки на глаза достаточно велики. И взрослым, занятым на «глазных» работах, будет нелишне проделать несколько профилактических упражнений от близорукости.

Опережающий вопрос: Как помочь людям с этими нарушениями? (ответы)

Для исправления дефекта зрения служат очки. Для дальнозоркого глаза необходимы очки с положительной оптической силой (собирающие линзы), для близорукого – с отрицательной оптической силой (рассеивающие линзы).

Рефлексия (Слайд 16)

Продолжите фразу:

1) Больше всего мне понравилось .

2)  Самым интересным сегодня на уроке было

3)   Самым сложным для меня сегодня было

4)  Сегодня на уроке я почувствовал

5)  Сегодня я понял

6)  Сегодня я научился

7) Сегодня я задумался

8)  Сегодняшний урок показал мне

9) На будущее мне надо иметь в виду


  1. … атмосфера сотрудничества;

  2. … сообщение о фотоаппарате;

  3. … изучение строения глаза;

  4. …облегчение после физкульт минутки;

  5. …что нужно соблюдать гигиену зрения;

  6. … упражнениям для глаз;

  7. … о сходстве фотоаппарата и глаза;

  8. … что можно выполнять задания разной сложности;

9… что сложное строение органа зрения обеспечивает его функции.


Закончить наш урок я хочу небольшим стихотвореньем

Когда узнать захочешь человека,
Смотри в глаза - в них зеркало души.
Они не станут врать, ведь не дано им это.
Глаза не врут - они всегда чисты!

Глаза одних сверкают солнцем,
Глаза других наполнены слезой...
Глаза способны отражать любое чувство, Они всегда честны с тобой.


Глаза откроют множество секретов,
Ты только повнимательней смотри.
И если на вопросы ищешь ты ответы,
Взгляни в глаза - в них зеркало души... (Слайд )


Д/з: &66-69,


Задания творческого уровня сообщения по темам:

1 «Бинокулярное зрение»;

2 «Причины и признаки близорукости и дальнозоркости»;

3 «Что делают при травмах глаза?».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!