СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зрительные диктанты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал включает в себя статью "Развитие оперативной памяти" и десять наборов зрительных диктантов (презентаций)

Просмотр содержимого документа
«Развитие оперативной памяти.»



Развитие оперативной памяти.

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Так с какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?

«Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность».

(Грекова Т. А. «Развитие техники чтения у школьников 1-й ступени»).

Сделается это можно с помощью, так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко, направленных на развитие оперативной памяти.

Методика проведения зрительных диктантов сводится к тому, что на доске выписывается

6 предложений одного из наборов и закрывается листом бумаги. После того, как одно из предложений открыто, ребята в течении определённого времени (для каждого предложения оно указано) читают предложение и стараются запомнить его. Затем оно стирается, а ребята записывают его в тетради. После этого следует запоминание и запись следующего предложения и т.д. Н 6 предложений одного набора обычно на уроке русского языка уходит 5-8 минут времени. Этот же набор повторяют 3-4 дня подряд. Непременное условие проведения зрительных диктантов, развивающих оперативную память, - это проводить их ежедневно[3,с.18].

Я использую несколько иную методику проведения зрительных диктантов:

Во-первых, диктанты начинаем писать на самых первых уроках букварного периода, когда дети изучили написание 4-5 букв, и пишем все три года обучения.

Во-вторых, вводим обязательное выделение всех орфограмм другим цветом, например зелёным.

Таким образом, «орфография» получается цветной. Перед детьми ставится задача запомнить написания в словах «зелёных букв» и повторить в точности так, как на фотографии учителя. В дальнейшей работе по мере знакомства с грамматическими правилами дети начинают осознавать эту связь и приходят к выводу, что зелёным цветом в словах отмечены слабые позиции. С этого момента начинается целенаправленная работа по развитию орфографической зоркости.

Если ребенок плохо запоминает предложения, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и в четыре дня подряд. Только после того, как ребенок успевает запомнить текст, пишет его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.





За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами – это уже ничего не дает.

Надо стремиться достигнуть скорости 80 – 90 слов в минуту уже к концу 2 класса, к середине 3 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту, Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому делайте замеры скорости чтения. Ребенок читает одну минуту и подсчитывает количество прочитанных слов, записывает в “Таблицу достигнутых результатов”.

Ребенок должен видеть свои достижения!

Дата










Скорость

чтения










Количество

ошибок










Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.

Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.

Литература:

Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с.

Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.

Грекова Т. А. «Развитие техники чтения у школьников 1-й ступени»

Просмотр содержимого презентации
«набор 2»

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ.  НАБОР №2 Учитель МОУ «СОШ №32»  Г. Набережные Челны Фирсова Алена Станиславовна

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ. НАБОР №2

Учитель МОУ «СОШ №32»

Г. Набережные Челны

Фирсова Алена Станиславовна

В ЧА ЩЕ ЧИ ЖИ .

В ЧА ЩЕ ЧИ ЖИ .

ШИ РОКОЕ ПОЛЕ.

ШИ РОКОЕ ПОЛЕ.

К ОЛЯ З А Б О ЛЕЛ.

К ОЛЯ З А Б О ЛЕЛ.

З А ПЕЛИ ПТИЦЫ.

З А ПЕЛИ ПТИЦЫ.

ПОЛЕ ОПУСТЕЛО.

ПОЛЕ ОПУСТЕЛО.

ЩА ВЕЛ Ь КИСЛЫЙ. Зрит дикт. 2

ЩА ВЕЛ Ь КИСЛЫЙ.

Зрит дикт. 2

Просмотр содержимого презентации
«набор 1»

Зрительные диктанты. Набор №1 Набор №1

Зрительные диктанты.

Набор №1

Набор №1

Тает сне г .

Тает сне г .

К оля учился .

К оля учился .

Т аня ши ла.

Т аня ши ла.

У О ли мыло.

У О ли мыло.

П етя пилил.

П етя пилил.

Идёт до ждь .

Идёт до ждь .

В чаще чи жи .

В чаще чи жи .

В пруду у жи .

В пруду у жи .

Просмотр содержимого презентации
«набор 10»

Зрительные диктанты.  Набор №10 УЧИТЕЛЬ МОУ «СОШ №32»  Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ ФИРСОВА АЛЕНА СТАНИСЛАВОВНА

Зрительные диктанты. Набор №10

УЧИТЕЛЬ МОУ «СОШ №32»

Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

ФИРСОВА АЛЕНА СТАНИСЛАВОВНА

Воды м о рей с о лёные на вкус.

Воды м о рей с о лёные на вкус.

Наша стр а на борется за мир.

Наша стр а на борется за мир.

На ча лас ь б о л ь шая перемена.

На ча лас ь б о л ь шая перемена.

Дети х о дили в лес за гр и бами.

Дети х о дили в лес за гр и бами.

Красивы улицы наш его гор о да.

Красивы улицы наш его гор о да.

В небе п о ёт в е сёлый с оло вей.

В небе п о ёт в е сёлый с оло вей.

Просмотр содержимого презентации
«набор 3»

Зрительные диктанты.  Набор №3 Учитель МОУ «СОШ №32»  Г. Набережные Челны Фирсова Алена Станиславовна

Зрительные диктанты. Набор №3

Учитель МОУ «СОШ №32»

Г. Набережные Челны

Фирсова Алена Станиславовна

Тр еща т м о розы.

Тр еща т м о розы.

Я и щу з е млянику.

Я и щу з е млянику.

В л е су р о сла ел ь .

В л е су р о сла ел ь .

Наступила ос е н ь .

Наступила ос е н ь .

Дни стали к о роче.

Дни стали к о роче.

В л е су много б е рё з .

В л е су много б е рё з .

Просмотр содержимого презентации
«набор 4»

Учитель МОУ «СОШ №32»  Г. Набережные Челны Фирсова Алена Станиславовна

Учитель МОУ «СОШ №32»

Г. Набережные Челны

Фирсова Алена Станиславовна

Набор 4

Набор 4

Просмотр содержимого презентации
«набор 5»

Зрительные диктанты.  Набор №5 Учитель МОУ «СОШ №32»  Г. Набережные Челны Фирсова Алена Станиславовна

Зрительные диктанты. Набор №5

Учитель МОУ «СОШ №32»

Г. Набережные Челны

Фирсова Алена Станиславовна

ДЯТ Е Л Д О ЛБИЛ ДЕР Е ВО.

ДЯТ Е Л Д О ЛБИЛ ДЕР Е ВО.

Я Х О ЧУ П О С А ДИТ Ь ЦВ Е ТЫ.

Я Х О ЧУ П О С А ДИТ Ь ЦВ Е ТЫ.

ИН Е Й З А ПУ ШИ Л Д Е РЕВ Ь Я.

ИН Е Й З А ПУ ШИ Л Д Е РЕВ Ь Я.

БЕЗ В О ДЫ ЦВ Е ТЫ З А ВЯНУТ.

БЕЗ В О ДЫ ЦВ Е ТЫ З А ВЯНУТ.

ПР О Л Е ТЕЛО ЖАРК О Е ЛЕТО.

ПР О Л Е ТЕЛО ЖАРК О Е ЛЕТО.

ВОЗЛЕ ДОМА П О С А ДИЛИ ЕЛ Ь .

ВОЗЛЕ ДОМА П О С А ДИЛИ ЕЛ Ь .

Просмотр содержимого презентации
«набор 6»

Зрительные диктанты.  Набор №6 Учитель МОУ «СОШ №32»  Г. Набережные Челны Фирсова Алена Станиславовна

Зрительные диктанты. Набор №6

Учитель МОУ «СОШ №32»

Г. Набережные Челны

Фирсова Алена Станиславовна

Просмотр содержимого презентации
«набор 7»

Зрительные диктанты.  Набор №7 Учитель МОУ «СОШ №32»  Г. Набережные Челны Фирсова Алена Станиславовна

Зрительные диктанты. Набор №7

Учитель МОУ «СОШ №32»

Г. Набережные Челны

Фирсова Алена Станиславовна

З и мой р е ка п о крылас ь л ь дом.

З и мой р е ка п о крылас ь л ь дом.

Мал ь чик п о д а рил мам е цв е ты.

Мал ь чик п о д а рил мам е цв е ты.

Р е бята вес е л о б е гут к ре чк е.

Р е бята вес е л о б е гут к ре чк е.

Д е журные стёрли пыл ь  с д о ски.

Д е журные стёрли пыл ь с д о ски.

На о г о ро д з а бр а лис ь цыплята.

На о г о ро д з а бр а лис ь цыплята.

Мы жи ли возле б е рёзов о й рощи.

Мы жи ли возле б е рёзов о й рощи.

Просмотр содержимого презентации
«набор 8»

Зрительные диктанты.  Набор №8 Учитель МОУ «СОШ №32»  Г. Набережные Челны Фирсова Алена Станиславовна

Зрительные диктанты. Набор №8

Учитель МОУ «СОШ №32»

Г. Набережные Челны

Фирсова Алена Станиславовна

Неб о п о крыл о с ь серыми ту ча ми.

Неб о п о крыл о с ь серыми ту ча ми.

Дети п о с а дили во дв о ре а кац и ю.

Дети п о с а дили во дв о ре а кац и ю.

Бабушка купила внуку буквар ь .

Бабушка купила внуку буквар ь .

М о я с е стра р а ботает на фабр и к е .

М о я с е стра р а ботает на фабр и к е .

Землю с о грел о тёпл о е солнышк о .

Землю с о грел о тёпл о е солнышк о .

Ласк ово гре е т в е се нне е со л нце.

Ласк ово гре е т в е се нне е со л нце.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!