ГБОУ «Специальная школа - интернат г. Усмань»
Коррекционно - развивающее занятие:
«Зубы и уход за ними»
.
Цель: формировать умение детей заботиться о своём здоровье, учить ответственно относиться к состоянию зубов.
Задачи:
- выявить имеющиеся у детей знания; дать элементарные знания о строении зубов и о профилактике их заболеваний; закрепить правила и навыки ухода за зубами;
-развивать внимание, память, воображение, представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни; формировать привычку к здоровому образу жизни, умению детей творчески перевоплощаться;
-воспитывать у детей правильное отношение к здоровью, желание и умение работать в коллективе, воспитывать чувство сопереживания, сочувствия.
Материал: изображения зубов (здоровый и больной) и челюсти; ящик (зубная паста по количеству детей); 4-5 зубных щеток (детские и взрослые); 4-5 зубных паст (детские и взрослые); игрушка-Мамонтёнок с перевязанной щекой.
Ход занятия
- Ребята, помните доброго доктора Айболита, который лечил больных людей и зверей? (Ответы детей) Сегодня утром он прислал нам посылку. Давайте её откроем и вместе посмотрим, что внутри. (Воспитатель достаёт из посылки письмо и читает.)
«Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я надеюсь, что вы растёте здоровыми и любознательными, умными и воспитанными. А чтобы вы знали ещё больше, я вам послал посылку с сюрпризом. Отгадайте загадку и вы узнаете, что лежит в посылке под письмом.
Когда мы едим – они работают,
Когда не едим – они отдыхают.
Не будем их чистить – они заболят.
(Зубы)
Желаю успеха! Любящий вас доктор Айболит!»
(Воспитатель из ящика достаёт картинки здорового и больного зубов.)
- Ребята, для чего нужны зубы? (Ответы детей)
- Давайте внимательно рассмотрим зубы, которые прислал доктор Айболит. Чем они отличаются? (Ответы детей)
- Как вы думаете, почему этот (больной) зубик стал таким? (Ответы детей)
Зубы – это кости, которые сверху покрыты эмалью. Эмаль ещё твёрже, чем кость. Хоть зуб и выглядит полированным камешком, но он живой и требует питания. У всех зубов есть корни, они уходят глубоко в кость челюсти – десну. Эти корни закрепляют зубы, чтобы они не шатались и не выпадали.
Если за зубами не правильно ухаживать, то в зубах появляются дырки (кариес). Большая дырка в зубе – это всегда очень больно.
- А вы знаете, как надо ухаживать за своими зубами? (Ответы детей)
Ребята, у меня есть вот такие (показывает изображение челюсти). Кто хочет показать, как он чистит зубы? А мы посмотрим, правильно ли ты ухаживаешь за своими зубами. (1-2 ребёнка чистят зубы на картинке).
- Ребята, когда вы чистите зубы? (Ответы детей) каждое утро после завтрака и вечером, перед сном, надо чистить зубы. Посмотрите, как это правильно делать.(Показ. Затем предлагается повторить 2-3 детям.)
Дидактическая игра «Выбери себе пасту и щётку»
У меня на столе лежат зубная паста (детская и взрослая) и щётки (детская и взрослая).
- Какую бы щётку ты выбрал? Почему? (Ответ)
- Какую бы зубную пасту ты выбрал? Почему? (Ответ)
- Ребята, наши зубы прочные. А как вы думаете, можно ли грызть зубами орехи, семечки, леденцы? (Ответы)
- Можно ли кусать ручки и карандаши? (Ответы)
Этого делать нельзя, потому что на эмали зубов могут образоваться трещины, в которых поселятся микробы, разрушающие зубы. Кроме того, при надкусывании твёрдых предметов, зуб может сломаться.
(Слышится плач и дети идут искать того, кто плачет. Находят Мамонтёнка с перевязанной щекой.)
- Что с тобой случилось?
- Зубки болят.
- Разреши нам посмотреть?
(Развязывают повязку, а оттуда выпадает скорлупа от семечек и палочка от Чупа-чупса.)
- Ты семечки грыз и Чупа-чупс тоже, наверное, раскусывал?
- Да.
- Ребята, давайте расскажем Мамонтёнку, как надо беречь свои зубы. (Ответы детей)
Мамонтёнок благодарит детей.
- Но у меня нет зубной щетки и пасты.
- Ребята, подарим Мамонтёнку пасту и щётку? (Вручают подарок.) А для вас в посылке от доктора Айболита тоже есть подарки. (Раздаёт зубные пасты).
Как поел, почисти зубки,
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!