- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально- ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно – эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и нении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор: тенора, басы, сопрано, альты, выразительность, изобразительность, контраст, песня – плач, протяжная песня.
№ | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты | Ресурсы урока (муз. материал) |
1. | Организационный | 6 | Организация учебной мотивации. Настраивание учащихся на деятельность. Раздел «Музыка и изобразительное искусство» продолжается и сейчас мы попробуем определить тему и цель урока. Звучит колокольный звон (на фоне читаются строки) Среди дубравы блестит крестами, храм златоглавый с колоколами. К себе он тянет неудержимо, зовёт и манит он в край родимый. И сердце радостно дрожит и тает, пока звон благостный не замирает. Ребята, вы раньше слышали колокольный звон? Показать триптих: Какой вид искусства вы видите? Что за герой изображен? Он вам знаком? Сколько времени прошло с тех пор, как он жил? Какие события связаны с именем А. Невского? Почему мы знаем о нем сегодня? После ответов на вопросы, формулируем тему и цель урока. Сегодня сопоставим образ Александра Невского через произведения изобразительного искусства и музыки. | Приветствуют учителя. Записывают тему в тетрадь: ТЕМА: Звать через прошлое к настоящему. Триптих «Александр Невский». Павел Корин. Кантата «Александр Невский». С. Прокофьев. | - ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | - смысловое чтение текстов различных сти-лей и жанров. | - сформирован-ность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры. | Учебник с. 90 |
2. | Повторение пройденного материала | 3 | Теперь вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках. | Отвечают на вопросы учителя: - в чем сходство мелодий Чайковского и Рахманинова, которые мы слушали на прошлом уроке? - что их роднит? - какие особенности подчеркивают их национальный колорит? - что сближает художественные образы музыкальных произведений Баха, Каччини, Шуберта с алтарной картиной итальянского художника Рафаэля? - в чем выражается общность языка различных видов искусства? - что такое жанр? - что такое рацея? - что такое музыкальный пейзаж? - что такое а капелла? | - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационально-го российского общества. | - смысловое чтение текстов различных стилей и жанров. | - сформирован-ность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры. | Учебник с. 80 - 89 |
3. | Открытия и усвоения новых знаний | 17 | Работа по учебнику с. 90 - 97. Презентация «Звать через прошлое к настоящему». У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками, чтит своих небесных покрови-телей. Как говорят лето-писи: «…Сей великий князь побеждал всюду, а непобедим был никем же…» . Исторические события, связанные с именем русского свято-го, князя Александра Невского, нашли отражение в произ-ведениях разных искус-ств. Художник Павел Дмитриевич Корин создал триптих «Алек-сандр Невский». Обратите внимание на картину художника П. Корина «Александр Нев-ский». Прослушивание, просмотр и анализ: Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев. | Отвечают на вопросы учителя, пользуясь учебником: - победой в каком сражении прославился А. Невский? - почему трехчастная композиция художника П. Корина называется «Александр Невский»? - какие особенности мелодики, ритма использовал С. Прокофьев для характеристики величавого облика русского народа? - какой прием развития лежит в основе композиции этих частей кантаты? - в какой форме они написаны? - что, кроме сюжета, роднит эти замечательные творения композитора, художников, кинорежиссера? | - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонацио-нального российского общества; - ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | - умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифициро-вать, самостоя-тельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | - овладение осно-вами музыкальной грамотности: способностью эмоционально вос-принимать музыку как живое образное искусство во взаи-мосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми по-нятиями музы-кального искус-ства: кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор: тенора, басы, сопрано, альты, выразительность, изобразительность, контраст, песня – плач, протяжная песня. - сформирован-ность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры. | Учебник с. 80 - 89; Презентация «Звать через прошлое к настоящему»; (www.zavuch.ru). Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев. Святой князь Александр Невский. Икона. Александр Невский. М. Нестеров. Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». П. Корин. |
4. | Рефлексия учебной деятельности | 5 | Физ. минутка. Работа с дыханием: «Насос». Распевание. - что общего есть в основных темах кантаты «Александр Невский» и «Гимне Кубани»? | Участвуют в рефлексии; Разучивают и исполняют «Гимн Кубани». Сопоставляют характер Гимна Кубани с кантатой «Александр Невский» | - эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. | - умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифициро-вать, самостоя-тельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы. | - сформирован-ность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры. | Текст песни «Гимн Кубани» |
5. | Этап проверки домашнего задания | 5 | Исполняем «Гимн Кубани». | Исполняют «Гимн Кубани», оценивают друг друга. | - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества. | - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | - сформирован-ность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры. | Текст «Гимн Кубани». |
6. | Этап информации о домашнем задании | 1 | Домашнее задание на следующий урок: учебник с. 90 – 97. | Задают вопросы по д/з. | - эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. | - смысловое чтение текстов различных стилей и жанров. | - сформирован-ность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры. | Учебник с. 90 – 97 - читать. |
7. | Этап обобщения и систематизации новых знний | 3 | Пришло время подвести итог нашего урока и обобщить нашу тему. | - победой в каком сражении прославился А. Невский? - почему трехчастная композиция художника П. Корина называется «Александр Невский»? - что, кроме сюжета, роднит эти замечательные творения композитора, художников, кинорежиссера? - как вы думаете, будут ли помнить об А. Невском через сто лет или его заменят новые герои? - почему вы так считаете? - что нового вы сегодня узнали? - что вам запомнилось? | - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационально-го российского общества. | - умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифициро-вать, самостоя-тельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы. | - овладение основами муз. грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями муз. искусства: кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор: тенора, басы, сопрано, альты, выразительность, изобразительность, контраст, песня – плач, протяжная песня. | Учебник с. 90 – 97. |