СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский»

Технологическая карта урока музыки 5 Б класс

Умк: «Музыка. 5 классы» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина

Тема урока: Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: проектная деятельность доклады «Защитники Руси», дискуссия.

Цель: обучающая: - сопоставить образ Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П. Корина и кантату С. Прокофьева;

развивающая: - развить эмоциональную отзывчивость к триптиху художника П. Корина;

мотивационная: - возбудить интерес к просмотру фильма «Александр Невский» 1941 года.

Задачи:

- воспитание потребности в общении с музыкальным искус­ством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально- ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно – эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

- овладение художественно-практическими умениями и на­выками в разнообразных видах музыкально-творческой де­ятельности (слушании музыки и нении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, им­провизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением инфор­мационно-коммуникационных технологий).

Результаты освоения предмета:

1. Личностные

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества;

- ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

- эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера.

2. Метапредметные

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

3. Предметные

- сформированность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социали­зации, самообразования, организации содержательного куль­турного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

- овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор: тенора, басы, сопрано, альты, выразительность, изобразительность, контраст, песня – плач, протяжная песня.

Характеристика деятельности учащихся: наблюдать за процессом и результа­том музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, об­разов в произведениях разных форм и жанров.



Этап урока

Время


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные результаты

Метапредметные

результаты

Предметные

результаты

Ресурсы урока (муз. материал)


1.

















Организационный
















6

Организация учебной мотивации.

Настраивание учащихся на деятельность.

Раздел «Музыка и изобразительное искусство» продолжается и сейчас мы попробуем определить тему и цель урока.

Звучит колокольный звон (на фоне читаются строки)

Среди дубравы блестит крестами, храм златоглавый с колоколами. К себе он тянет неудержимо, зовёт и манит он в край родимый. И сердце радостно дрожит и тает, пока звон благостный не замирает.

Ребята, вы раньше слышали колокольный звон?





Показать триптих: Какой вид искусства вы видите? Что за герой изображен? Он вам знаком? Сколько времени прошло с тех пор, как он жил? Какие события связаны с именем А. Невского? Почему мы знаем о нем сегодня?

После ответов на вопросы, формулируем тему и цель урока. Сегодня сопоставим образ Александра Невского через произведения изобразительного искусства и музыки.

Приветствуют учителя.






















Записывают тему в тетрадь:

ТЕМА: Звать через прошлое к настоящему.

Триптих «Александр Невский». Павел Корин. Кантата «Александр Невский». С. Прокофьев.


- ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию.

- смысловое чтение текстов различных сти-лей и жанров.

- сформирован-ность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры.

Учебник

с. 90

2.


Повторение пройденного материала




3

Теперь вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.

Отвечают на вопросы учителя:

- в чем сходство мелодий Чайковского и Рахманинова, которые мы слушали на прошлом уроке?

- что их роднит?

- какие особенности подчеркивают их национальный колорит?

- что сближает художественные образы музыкальных произведений Баха, Каччини, Шуберта с алтарной картиной итальянского художника Рафаэля?

- в чем выражается общность языка различных видов искусства?

- что такое жанр?

- что такое рацея?

- что такое музыкальный пейзаж?

- что такое а капелла?

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационально-го рос­сийского общества.

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров.

- сформирован-ность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры.

Учебник

с. 80 - 89


3.





Открытия и усвоения новых знаний


17

Работа по учебнику

с. 90 - 97.

Презентация «Звать через прошлое к настоящему».

У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками, чтит своих небесных покрови-телей. Как говорят лето-писи: «…Сей великий князь побеждал всюду, а непобедим был никем же…» . Исторические события, связанные с именем русского свято-го, князя Александра Невского, нашли отражение в произ-ведениях разных искус-ств. Художник Павел Дмитриевич Корин создал триптих «Алек-сандр Невский».

Обратите внимание на картину художника П. Корина «Александр Нев-ский».

Прослушивание, просмотр и анализ: Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Отвечают на вопросы учителя, пользуясь учебником:

- победой в каком сражении прославился А. Невский?

- почему трехчастная композиция художника П. Корина называется «Александр Невский»?

- какие особенности мелодики, ритма использовал С. Прокофьев для характеристики величавого облика русского народа?

- какой прием развития лежит в основе композиции этих частей кантаты?

- в какой форме они написаны?

- что, кроме сюжета, роднит эти замечательные творения композитора, художников, кинорежиссера?




- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонацио-нального рос­сийского общества;



- ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию.



- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифициро-вать, самостоя-тельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы;


- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.



















- овладение осно-вами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально вос-принимать музыку как живое образ­ное искусство во взаи-мосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми по-нятиями музы-кального искус-ства: кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор: тенора, басы, сопрано, альты, выразительность, изобразительность, контраст, песня – плач, протяжная песня.



- сформирован-ность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры.




Учебник

с. 80 - 89;




Презентация «Звать через прошлое к настоящему»;

(www.zavuch.ru).







Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский».

С. Прокофьев.

Святой князь Александр Невский. Икона. Александр Невский.

М. Нестеров. Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». П. Ко­рин.












4.








Рефлексия учебной деятельности




5

Физ. минутка.

Работа с дыханием: «Насос».

Распевание.




- что общего есть в основных темах кантаты «Александр Невский» и «Гимне Кубани»?

Участвуют в рефлексии;

Разучивают и исполняют «Гимн Кубани».

Сопоставляют характер Гимна Кубани с кантатой «Александр Невский»

- эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера.


- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифициро-вать, самостоя-тельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы.



- сформирован-ность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социали­зации, самообразования, организации содержательного куль­турного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.

Текст песни

«Гимн Кубани»


5.

Этап проверки домашнего задания

5

Исполняем

«Гимн Кубани».

Исполняют

«Гимн Кубани», оценивают друг друга.

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества.

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.



- сформирован-ность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социали­зации, самообразования, организации содержательного куль­турного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.

Текст «Гимн Кубани».

6.

Этап информации о домашнем задании

1

Домашнее задание на следующий урок:

учебник с. 90 – 97.

Задают вопросы по д/з.

- эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера.

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров.

- сформирован-ность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры.

Учебник с. 90 – 97 - читать.

7.







Этап обобщения и систематизации

новых знний


3

Пришло время подвести итог нашего урока и обобщить нашу тему.

- победой в каком сражении прославился А. Невский?

- почему трехчастная композиция художника П. Корина называется «Александр Невский»?

- что, кроме сюжета, роднит эти замечательные творения композитора, художников, кинорежиссера?

- как вы думаете, будут ли помнить об А. Невском через сто лет или его заменят новые герои?

- почему вы так считаете?

- что нового вы сегодня узнали?

- что вам запомнилось?


- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационально-го рос­сийского общества.


- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифициро-вать, самостоя-тельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы.








- овладение основами муз. грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями муз. искусства: кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор: тенора, басы, сопрано, альты, выразительность, изобразительность, контраст, песня – плач, протяжная песня.

Учебник

с. 90 – 97.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!