II. Актуализация имеющихся знаний. | -Ребята, кто наблюдал ночное звездное небо? О чем вы подумали, когда увидели небо впервые? Все ли мы знаем о звездах космоса? Что вам было бы интересно узнать о звездах, космосе? Какова цель нашего урока? | Высказывания детей: - думают о фантастических цивилизациях, других мирах, которые наверняка существуют; - может быть загадывают желание при виде падающих звезд; - просто смотрят и удивляются тому, как огромен мир; - небо завораживает своей глубиной, вдохновляет художников, поэтов, музыкантов; - каждый примечает для себя то, что помогает ему выполнять свою трудовую деятельность (например, астролог,) | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание. | - Мы будем работать под девизом «Нас ждут бездны открытий и мудрости…». Это слова русского ученого К. Циолковского. - А знаете ли вы, что такое астрономия? Астрономия -наука о космических телах, а астроном – ученый, который изучает астрономию. - Я предлагаю вам создать страничку астрономического словаря. Находите, запоминайте новые незнакомые слова. Подводя итог урока, мы запишем их в наш астрономический словарь. Посмотрите на карту звездного неба, вы заметили, что звезды расположены не равномерно, есть места скопления звезд. - Как они называются? Это наша Галактика – «Млечный путь». Он собрал 200 млрд. звезд. Звезды бывают самые разные: великаны и лилипуты, голубые и желтые, очень горячие и более холодные. Голубые и белые звезды – самые горячие, желтые звезды – теплые, а оранжевые и красные – наиболее холодные. Но даже самые холодные звезды горячее любого раскаленного металла.
Физкультминутка: Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте) Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки) А как выпустишь из рук – (поднять руки вверх, хлопок) Станет вдруг светло вокруг. (поворот) - Что это за шар? (Солнце!)
Вот здесь на окраине есть звезда под названием Солнце и наша Солнечная система. Солнце обыкновенная звезда, она имеет особое значение, но только для нас, землян. - Подумайте, почему Солнце важно для нас? - Что бы ответить на этот вопрос, представьте, что о Солнце могли бы сказать: врач, художник, путешественник, хлебороб, поэт, астроном? Врач: Солнце может быть полезным для организма и опасным. Художник: Солнце, позволяет использовать яркие краски. Путешественник: Солнце помогает ориентироваться на местности. Хлебороб: солнечное тепло и свет необходимы, для того, что бы вырастить хороший урожай. Поэт напишет чудесные строки. - Солнце – монетка, - скупой проворчал Нет, сковородка! - обжора вскричал Нет, каравай,- хлебопек произнес Компас, – сказал, убежденно матрос Солнце – звезда, - астроном объявил Доброе сердце, - мечтатель решил. - Что о Солнце, расскажет астроном? (выходит ученик в костюме астронома). - Солнце – огромный огненный шар. Нам оно кажется маленьким кружочком. Это потому, что оно от нас далеко, но на самом деле оно во много раз больше Земли. | -Высказывают своё мнение, что такое астрономия,. -Подготавливают листочки для записи словаря -Работа с картой звездного неба. Солнце необходимо для нас, чтобы мы получали хорошее настроение ,витамины. -Солнце-это звезда. | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
IV. Совместное открытие знаний. | Вокруг Солнца вращается 8 планет. В древности люди считали, что Земля находится в центре, а вокруг нее вращаются и Солнце, и Луна, и другие планеты. Великий польский астроном Николай Коперник первым доказал, что Земля и другие небесные тела вращаются вокруг Солнца. Мы можем видеть на иллюстрации, как представлял себе нашу Вселенную Николай Коперник. - Сейчас мы совершим путешествие по Солнечной системе (презентация в приложении). | -Перечисление планет по порядку. | 1)Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения |
V. Первичное закрепление во внешней речи. | Подготовка к исследованию (работа в парках). - Рассмотрите таблицу и сравните температуру поверхности различных планет. - Назовите максимальную (минимальную) температуру. - Предположите, возможна ли жизнь на других планетах. И почему? - Как вы думаете, почему возникла жизнь на Земле? - Какие данные, по результатам анализа таблицы были для вас наиболее интересны? (наличие количества спутников различных планет). | -Рассматривают таблицу, приходят к выводу , что температура играет роль для появления жизни. | 1) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2) Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания. |