Раздел: Моя семья и друзья.
Лексическая тема: Дружим с животными.
Тема: Звонкие и глухие согласные.
УРОК: русский язык | школа |
дата | имя учителя |
класс 2 | кол-во присутствующих | кол-во отсутствующих |
Цели обу- чения, кото- рым посвя- щен урок: | 2.1.2.1 определять в прослушанном тексте, что хотел сказать автор/в чем он хотел нас убедить (используя опорные слова) 2.2.3.1 формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного 2.3.7.4 обозначать парные глухие/звонкие согласные на конце и середине слова, применяя способы их проверки |
Развитие навыков: | 1.2 Определение темы и основной мысли информации/сообщения 2.3 Формулирование вопросов и ответов 3.7 Соблюдение орфографических норм |
Предпола- гаемый ре- зультат: | Все учащиеся смогут: Узнать, чем звонкие согласные отличаются от глухих. Узнать, как проверить парные согласные на конце или в середине слова. Большинство учащихся смогут: Провести исследование: понаблюдать, что происходит с парными звонки- ми согласными звуками на конце слова и в середине перед глухими соглас- ными. Писать слова с парными согласными на конце или в середине слова, под- бирая проверочные слова. Определить в прослушанном тексте, что хотел сказать автор/в чём он хотел нас убедить (используя опорные слова). Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Составить и записать рассказ, используя картинки и слова для справок. Составить вопросы по содержанию текста с опорой на ключевые слова. Некоторые учащиеся смогут: Придумать продолжение истории о щенке и его новом друге. |
Языковая цель | Основные термины и словосочетания: Согласные и гласные звуки и буквы, парные и непарные согласные, звон- кие и глухие согласные, голос, шум, оглушение, слог, текст, рассказ, по- словица, предложение, словосочетание, упражнение, опорные слова, клю- чевые слова. Используемый язык для диалога/письма на уроке: Вопросы для обсуждения: Как поступили с белкой мальчики? Оцени их поступок. В чем хотел убедить нас автор рассказа? |
Материал прошедших уроков | Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов с двойными согласными, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, твердые и мягкие согласные, пра- вописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, щн. |
план |
Временное планиро- вание | Планируемые мероприятия | Ресурсы |
1-2 мин | Создание положительного эмоционального настроя Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно. | |
3-4 мин | Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока. Чтобы учащиеся смогли сформулировать тему урока, учитель предлагает их вниманию письмо. Ребята, сегодня по почте я получила письмо. Оно адресовано ученикам 2 класса, то есть вам. «Дорогие ребята! К нам поступило сообщение о том, что в нашем государстве Орфография появились нарушители. Их приметы: 1) это звуки, которые произносятся с помощь голоса и шума; 2) в целях конспирации имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласными легко меняют внешность, а точнее – звучание; Тысячи учеников проливают слёзы, стараясь отыскать этих невидимок. Мы просим вас помочь нам отыскать и обезвредить этих нарушителей. Начальник отдела по борьбе с нарушителями в стране Орфография». – Ну как, берёмся за это дело? Я повторяю приметы нарушителей: 1) это звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума; 2) имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласным легко меняют свою внешность, а точнее – звучание; Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока. Постановка задач: – На какие группы делятся согласные звуки? – Какие согласные образуют пары по звонкости и глухости? (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т. Ж-Ш, З-С). | |
5-10 мин | Работа над темой урока. Цель: усвоение содержания темы. Работа по учебнику. (К, И) Минутка чистописания: запись пословицы. Работа с пословицей по плану: 1. Чтение пословицы. 2. Объяснить значение непонятных слов . 3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит? 4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно упо- требить данную пословицу. (К, И) Учащиеся рассматривают картинки в учебнике, озвучивают их, дают характеристику звукам и делают вывод, какие из них произносятся звонко, а какие – глухо, с шумом. (Г) Исследовательская работа Организуется исследование по определению звонких и глухих согласных звуков. Учащиеся делают вывод о том, как звучат звонкие и глухие согласные звуки. (К, И) Чтение и анализ правила из учебника. (П) Сравнение звуков Учащиеся рассматривают схему в учебнике, сравнивают звуки каждой пары. Выясняют, какие из них звонкие, а какие – глухие. (К, И) Игра «Замени букву». Ученики меняют первую букву в слове, наблюдают над изменением лексического значения слов, записывают в тетрадь, предлагают свои варианты. (Г) Организуется работа в группах. Учащиеся списывают столбики слов. Подчёркивают слова, в которых все согласные буквы обозначают звонкие звуки. Выясняют, какие из них парные, а какие – непарные. (К, И) Словарная работа – слово «коньки». | учебник |
11-12 мин | (Д, К) Физминутка для глаз Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.) Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх-влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатились вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.) | |
13-20 мин | Работа по теме урока Цель: выполнение практических заданий. (Г) Исследовательская работа Учитель организует с учащимися исследование, чтобы понаблюдать, что происходит с парными звонкими согласными звуками на конце слова и в середине перед глухими согласными. (К, И) Чтение и анализ правила из учебника. (П) Организуется работа в парах. Учащиеся читают пары слов под картинками. Объясняют значение слов каждой пары. Делают вывод, какой звук – звонкий или глухой – слышится на конце слов каждой пары, какими буквами обозначаются эти звуки. (К, И) Чтение и анализ правила из учебника. (К,И) Учащиеся работают со столбиками слов (д или т, ж или ш, з или с, г или к) , называют парные согласные на конце слова. Записывают слова и подбирают к ним проверочные по образцу. | учебник |
21-22 мин | (Д, К) Динамическая пауза. Учитель называет слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный звук – нужно присесть. Если слово начинается на парный глухой звук – хлопнуть в ладоши. Зайка, Федя, Вова, трава, дрова, дверь, зверь, тень, велосипед, шило, фонарь, голубь, парта. | |
23-35 мин | Работа по развитию речи. Цель: развитие связной речи. Работа по учебнику (П) Учащиеся составляют и записывают рассказ «Как щенок провожал Марата», используя слова для справок. Предлагается определить в прослушанном тексте, что хотел сказать автор. Ученики составляют вопросы по содержанию текста с опорой на ключевые слова. Детям предлагается придумать продолжение истории о щенке и его новом друге. (И) Самостоятельная работа. Учащиеся самостоятельно записывают слова парами, изменяя так, чтобы они стали обозначать один предмет | учебник |
36-37 мин | (Д, К) Пальчиковая гимнастика Дом. Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком и поднять над головой.) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек.) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально.) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики.) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой.) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения.) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана».) | |
38-43 мин | Работа в тетради «Что я знаю и умею». Цель: оценка уровня усвоения навыка по теме | Тетрадь «Что я знаю и умею» |
44-45 мин | Итог урока. Рефлексия. Согласные звуки бывают … и … . Чтобы правильно написать парный согласный на конце или в середине слова перед глухим согласным, нужно изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял … . Рекомендованное домашнее задание. Написать под диктовку текст «Белочка» и выполнить задание к тексту. | |
Дополнительная информация |
Дифференциация | Оценивание | Межпредметные связи |
В процессе работы на уроке учитель индивидуально помогает учащимся отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, обозначать парные глухие/звонкие согласные на конце и середине слова, применяя способы их проверки. Для повышения мотивации у детей с высоким уровнем направленности на знания, учащимся предлагается придумать продолжение истории о щенке и его новом друге. | Формативное оценивание. – Самооценивание в тетради «Что я знаю и умею». – Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом. – Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке. – Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»). | – литература – самопознание |
Рефлексия учителя |
Важные вопросы по уроку | комментарии по проведённому уроку |
| |
| |
| |
Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения) |
Какие два момента были наиболее успешны? | |
Какие два момента улучшили урок? | |
Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке? | |