Тема: Фонетика. Звук – единица языка. Звуки и буквы.
Целевые установки на достижение результата:
Личностные: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); ученик должен задаваться вопросом о том,«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение работать в парах.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
Предметные: познакомить с понятием фонетика, звук, буква.
Тип урока: объяснение нового материала.
Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, коллективная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Начало урока: введение, «разогрев», включающий эмоциональную «разминку».
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением.
СЛАЙД 1
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
Фронтальная беседа:
- Что такое предложение? (одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль, основная единица синтаксиса, главное средство выражения и сообщения мысли)
СЛАЙД 2-3 – проверка ответов
Проверка д/з. Устные ответы учащихся.
- Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе и узнаем новое. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать.
Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки). А если вы запишете эти звуки, что мы получим? (Буквы)
Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели.
Задание 1
(СЛАЙД 4)
Отгадайте загадки.
1.Если б не было его, не сказал бы ничего. (Звук)
2.Черные птички на каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их прочитает.
(Буквы)
(СЛАЙД 5)
Комментированное письмо
1.Если б (не) было е…о, (не) сказал бы ничего.
2.Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,
М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает.
Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.
- Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор?
- Конечно же, о звуках и буквах.
- Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова?
(Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)
- Как будет звучать тема нашего урока?
(СЛАЙД 6)
- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока: Звук – единица языка. Звуки и буквы.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что нам сегодня предстоит усвоить?
(СЛАЙД 7)
познакомиться с понятием фонетика, звук, буква.
Беседа.
Задачи:
(СЛАЙД 8)
1. Прочитать материал учебника, и выяснить для чего нужно изучать фонетику.
2.Узнать о минимальной единице фонетики.
3.Узнать для чего нужны звуки речи.
4.Сделать вывод.
Изучение нового материала
Звуки мы произносим и слышим.
Буквы мы видим и пишем.
Для обозначения звуков речи используют квадратные скобки: буква а, звук [а].
Это называется ТРАНСКРИПЦИЕЙ.
-работа с учебником
Чтение теоретического материала (с. 142. Фонетика – это …, с. 143-144 - чем звуки речи отличаются от других звуков)
Работа с упр.179 – чтение, определение чем звуки речи отличаются от звуков окружающего мира, от звуков животных…
Звуки речи – это самая маленькая единица языка, которая служит для различения смысла и форм слов.
(СЛАЙД 9) «Зачем нужно изучать фонетику?» (Для того, чтоб понимать окружающих, для того, чтоб самим правильно говорить)
Дым-дом – «потерялись» гласные звуки, в остальных словах «потерялись» согласные.
(СЛАЙД 10)
Физкульминутка с Крошем (видео)
Слова различаются согласными звуками.
(СЛАЙД 11)
Подведение итогов. Выставление оценок.
Над какой темой мы сегодня работали?
Что узнали нового? Какие выводы сделали?
Что понравилось?
Что не понравилось?
Продолжим предложения:
1.Сегодня я узнал…
2. Теперь я могу…
3. Я научился…
4. Мне было трудно…
5. Своей работой…
Домашнее задание: учить параграфы 35-37, упражнение 186 (сделать фонетическую запись слов), с. 148 словарный диктант