СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звук и буква "Р". Лексическая тема "Рыбы".

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия для работы со звуком "Р" на основе лексической темы "Рыбы".

Просмотр содержимого документа
«Буква Р на мачте парус»

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.



















Просмотр содержимого документа
«Конспект»

Тема: «Рыбы. Путешествие в подводный мир»  Дата __________________

 

Цель: расширить представление детей о рыбах, уточнить правильную артикуляцию звука [р].

Задачи.

Обучающие:

- расширять знания детей о рыбах, учить определять основные части тела рыб, закреплять умение классифицировать их;

- обогащать словарный запас за счет образования родственных слов;

- закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные. 

Воспитывающие:

- воспитывать бережное отношение к живой природе;

- формировать навыки взаимодействия детей друг с другом;

- воспитывать активность и любознательность.

 Развивающие:

- активизировать речевую деятельность детей;

- закреплять правильную артикуляцию звука [р];

- развивать фонематический слух, навык звукового анализа;

- совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;

- развивать мелкую моторику.



Оборудование.

Компьютер, презентация, индивидуальные зеркала, бумажные кораблики, буква Р, предметные картинки «Рыбы».

Ход занятия.

1.Организационный момент. (Слайд 2)
Отгадайте загадку. 
Плещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка)

Какой первый звук в слове рыба? (Звук [р])

 

2.Сообщение темы занятия.

- Мы сегодня с вами отправимся в  путешествие и познакомимся с речными  и морскими обитателями. Мы будем говорить о рыбах и учиться правильно произносить звук [р] в словах и предложениях. И начнем с разминки.

 

3. Самомассаж лица (по О. И. Крупенчук  «Стихи для развития речи»)

Ручки растираем и разогреваем (хлопки)
И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
Их вперёд сгибаем (нагибание ушных раковин вперёд),
Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки),
А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).  
Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями), 
Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу). 
Уголками губ мы щёчки поднимаем (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),
А потом от носа, мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).
Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз, пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),
А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам, середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

 

4. Работа над речевым дыханием.

Упражнение «Кораблик».  Цель: развивать длительный плавный выдох.

 Итак, мы отправляемся в плавание, давайте поможем нашим корабликам плыть быстрее! Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на кораблик.

Кораблики, сделанные из тонкой яркой бумаги, ставят у самого края стола. Дети дуют на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках или раньше пристанет к берегу.

По волнам корабль плывёт.              

Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай                    

И кораблик опускай.

 

5. Артикуляционная гимнастика (Слайд 3-5)

Ветер стих, кораблики отдыхают, а мы подумаем и поиграем!
- Как вы думаете, рыбы разговаривают? (нет) 
- А мы в отличие от рыб разговариваем, и чтобы говорить красиво, выполним  гимнастику языка.

упражнение «Чистим зубки»;

упражнение «Качели»;

упражнение «Кружок»;

упражнение «Вкусное варенье»;

упражнение «Грибок»

упражнение «Барабанщик»

Лошадка – грибок - гармошка» (переключение артикуляционных поз)

 

6. Анализ артикуляционного уклада звука [ р]. (Слайд 6)

А сейчас давайте вспомним, как правильно произносим звук [ р], где находятся губы, язык, зубы. Возьмите зеркала. Произнесите звук [р] (от упражнения «грибок»)

- Где находится язычок при произношении звука [р]?

- Что мешает воздуху свободно выходить изо рта? Воздух встречает преграду при выходе изо рта.

- Это гласный или согласный звук?

- Положите руку на горлышко. Колокольчик работает?

- Значит, он звонкий или глухой?

Итак, звук [ р] согласный, звонкий.

 (Сопоставление с речевым профилем звука)

 

7. Соотнесение звука с буквой Р (Слайд 7)

Ребята, посмотрите, перед нами остров, какая буква живет на нем? (Буква Р) Звук [р] на письме обозначается буквой Р.

На что похожа буква Р ? (Ответы детей)

 

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

 

Эта буква состоит из палочки и полуовала. А сейчас мы попробуем написать букву “Р” в воздухе. Сначала мы напишем ее плечом, потом локтем, потом кистью, потом пальцем.

 

8. Произношение прямых слогов со звуком [р]. (Слайд 8)

- Давайте мы будем на корабликах причаливать к берегу и повторять (читать) слоги: РА, РО,  РУ, РЫ.

 

9. Физкультминутка. (Слайд 9)

Ребята, посмотрите как красиво вокруг. А кто это там, в морских глубинах? (Рыбки)

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся.

То зароются в песке.

Приседаем столько раз

Сколько рыбок здесь у нас. (Дети считают, сколько рыбок на слайде.)

 

10. Игра «Строение рыб» (предметная картинка «рыба») (Слайд 10)

- Ребята, посмотрите вот на эту рыбку внимательно. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. Тело рыбки покрыто чешуей, похожей на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

- Чтобы плавать.

-Конечно же! Рыбка двигает плавниками, когда поворачивает в другую сторону. Плавники и хвост нужны рыбке, чтобы она могла плавать.

 

Игра «Чей, чья, чье» (образование притяжательных прилагательных)

Чья голова? – Это рыбья голова.

Чьи жабры? – Это рыбьи жабры.

Чье туловище? – Это рыбье туловище.

Чья чешуя? – Это рыбья чешуя.

Чей хвост? - Это рыбий хвост.

Чье брюшко? – Это рыбье брюшко.

Чьи плавники? – Это рыбьи плавники.



11. Просмотр мультфильма «Обитатели озера и реки»

 

12. Игра «Место обитания рыб»(слайд 11)

- Посмотрите, на экране мы видим три места обитания рыб. Как они называются? (река, море, аквариум). Значит рыбы, которые там обитают какие? (морские, речные, аквариумные). Когда на экране будут появляться рыбы, вы скажите, какая это рыба, а мы проверим, правильно ли она уплыла. Вам нужно сказать, как называется выбранная вами рыба, где обитает, и поселить рыбу в подходящий водоём.

Например:

- Это ёрш. Он живёт в реке. Это речная рыба. 

- У меня гурами. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме.

- Моя рыба называется морской окунь. Это морская рыба. Я поселю её в море.

На экране появляются рыбы: ёрш, осетр, гурами, радужница, рыба – молот, морской окунь.

- Какие водоёмы есть в нашей местности реки Тобол, Куртамышка, озёра.

- А вы знаете, какие рыбы водятся в наших водоёмах ещё?

- Щука, окунь, ёрш, карась, налим, ротан, язь, сырок и т. д.

 

13. Слого-звуковой анализ (слайд 12) и звуковые линейки

- А сколько слогов в слове рыба?

- Два.

- Назовите их (ры-ба).

- А сколько звуков в слове рыба? (четыре).

- Назовите их (р,ы,б,а).

- Назовите первый слог? (ры). Второй слог (ба).

- Правильно. Назовите первый звук в первом слоге? [р]. Второй звук в первом слоге? [ы].

- Звук [р] – согласный или гласный? (Почему?). Твёрдый или мягкий? (Почему?). Звонкий или глухой? (Почему?).

- Какой второй звук в первом слоге? [ы]. Гласный или согласный? (Почему?).

Второй слог разбираем по аналогии с первым.

 

14. Пальчиковая гимнастика «Рыбки» с использованием массажеров Су – джок.

Дети поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение.

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на песке,

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Плывите скорее, чтоб не проглотил».



15. Графические упражнения

«Обведи рыбку по точкам и пунктирным линиям».



16. Толкование пословицы.

- Вот и закончилось наше путешествие. Оно вам понравилось?

Ребята, есть русская пословица «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Как вы думаете, что она обозначает? (Ответы детей)

 - А рыбалка - это труд?

17. Подбор родственных слов к слову «рыбак». (Слайд 13)

Есть у нас волшебный пруд.
Караси в пруду живут.
Поскорей ты их лови,
Родственное слово назови.

Ребята, давайте потрудимся и поможем рыбаку наловить рыбы. Подбери родственные слова к слову «рыбак». (Рыба, рыбки, рыбешка, рыбный, рыбачить, рыболов, рыбачка).

 

Итог занятия. (Слайд 14)

- Мы сегодня много трудились, чтобы научиться правильно произносить какой звук?

- [р]. Молодцы!

- Ребята, что вам понравилось на занятии?

- Какое задание было для вас наиболее трудным?

 

Просмотр содержимого презентации
«prezkzanyatiyugrigor-evoyee»

Л огопедическое занятие по теме «Рыбы»

Л огопедическое занятие по теме «Рыбы»

Блещет в речке чистой  Спинкой серебристой.

Блещет в речке чистой Спинкой серебристой.

Артикуляционная гимнастика   «Чистим зубки» « Качели »

Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки» « Качели »

«Кружок»  «Вкусное варенье»

«Кружок» «Вкусное варенье»

« Грибок »   «Барабанщик»

« Грибок » «Барабанщик»

Губы открыты. Зубы тоже открыты на небольшое расстояние. Боковые края языка прижаты к коренным зубам, а кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубы и вибрирует. Посередине языка идёт воздушная струя. Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
  • Губы открыты.
  • Зубы тоже открыты на небольшое расстояние.
  • Боковые края языка прижаты к коренным зубам, а кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубы и вибрирует.
  • Посередине языка идёт воздушная струя.
  • Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Физкультминутка

Физкультминутка

Р Ы Б А

Р Ы Б А

Есть у нас волшебный пруд.  Караси в пруду живут.  Поскорей ты их лови,  Родственное слово назови. Рыба, рыбки, рыбешка, рыбный, рыбачить, рыболов, рыбачка

Есть у нас волшебный пруд. Караси в пруду живут. Поскорей ты их лови, Родственное слово назови.

  • Рыба,
  • рыбки,
  • рыбешка,
  • рыбный,
  • рыбачить,
  • рыболов,
  • рыбачка