МБОУ «Усть-Канская СОШ им. Ч.К. Кыдрашева»
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 4», ручки) Девиз нашего урока: Мало уметь читать, надо уметь думать. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. | – Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? | Показ. Слайд 2 | Совместно с учителем формулируют учебную задачу | Устные ответы |
III. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин) | Вступительное слово учителя | -Сегодня у нас в гостях посмотрите кто? -Красная Шапочка какая? -Кого любит Красная Шапочка? -Куда пришла Красная Шапочка? (в школу) -Что будет делать Красная Шапочка в школе? -А мы поможем Красная Шапочка сегодня на уроке? -Мама Красной Шапочки приготовила ей корзину, чтоб она нам передала. Она просит вас познакомиться с этой буквой. -Угадайте. | -( Красная Шапочка) -(маленькая, добрая, нежная…) -(маму, бабушку) -(писать, читать, рисовать, играть, считать, петь, изучать буквы …) -( да!) - Ша | Внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Открытие «новых знаний» (10 мин) | | -Как вы думаете, какая наша сегодняшняя тема? ( Мы будем изучать звук [ш] и букву «ша») -Какие задачи стоят перед нами? -знакомство со звуком [ш] и буквой обозначающей этот звук; -чтение слов, предложений с этой буквой; -работа в парах и группе; -составление диалога, рассказа по картине; -работа по тексту учебника; -выводы по теме; -На что похожа буква Ш? -На что похожа буква «Ша»? ВИЛЫ - Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл. Буква Е- Посмотри на букву Ш- Буква очень хорошая Потому что из нее Можно сделать Ш и Ё! | Слайд 3 Слушают объяснение учителя | Составление плана работы, формулируют ответы на вопросы, рассматривают иллюстрацию с изображением | |
1.Знакомство со звуком. | | Фонетическая зарядка: -Как шипит змея? (ш-ш-ш) -Как шипит гусь? (ш-ш-ш) -При проговаривании звука [ш] что слышится? (шум) Значит, звук какой? (глухой) -Какой твёрдый или мягкий? (твердый) | Слайд 5 Запомни! Звук [ш ]всегда твёрдый. | | Фронтальный. Устные ответы |
2.Знакомство с буквой | | Буква Ш, ш -Как называется звук [ш]? Буква «Ша» - Для чего нужна заглавная, строчная буква «Ша»? При помощи заглавной буквы пишем имена, фамилии людей, названия газет, журналов, книг, городов, сел, деревень, рек, стран, клички животных: Шарик, Шура, Шурик, Шатины, Шаптыевы. Молодцы! | Слайд 6,7,8,9 ( рисунки) Игра на внимание звук вначале –правую руку поднимают. Звук в конце -левую руку. Звук в середине – тихо сидим. | Совместно с учителем формулируют учебную задачу | |
3. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная. Практический | – Проверяем посадку, правила обращения с ручкой | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой |
4.Знакомство с написанием буквы ш в «Прописи 4» (с. 4) | Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ | – Рассмотрите образец строчной и заглавной буквы Ш. – Сколько элементов в букве Ш? – Для чего нужны стрелки? – Обведите элементы буквы. – Обведите по контуру узор. – Допишите на первой строке букву Ш. – На второй строке допишите слоги | Слайд 10 Обводят контуры узора, элементы буквы и пишут букву Ш и слоги | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
5.Физминутка (о букве Ш) | Коллективная. Практический | - Выполняйте танцевальные движения, хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ш]. Мы немножко пошумели, В окнах стекла зазвенели. Мы сказали: «Тишина»! В школе треснула стена. Буквы с Машиной тетради Не стоят, как на параде. Буквы прыгают и пляшут, Маше хвостиками машут. Форма новая надета, Белая рубашечка. Полюбуйтесь на меня, Какой я первоклашечка! | Выполняют движения по тексту за учителем | Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
V.Первичное закрепление знаний. (15 мин) Групповая работа. | Фронтальная, индивидуальная. | - Наша гостья придумала вам задание. Прочитайте, какие получились слова. | Анализируют слова. | Выполняют слого-звуковой анализ слова. | Парный, индивидуальный. |
1.Фиксация трудности | Практически, словесный. Письмо, беседа | -Как вы думаете, какие слова были написаны? -Какую трудность вы испытали? (в слове старшина) -Почему после ш слышится [ы], но пишется буква и? (звук [ш] твердый) | Слайд 11 (Шум, шутка, лапша, шесть, старшина) | Дополняют слова. | Чтение, письмо, устные ответы |
2. Работа в парах | Практически, словесный. Письмо, беседа | - В учебнике где находится буква ш? вы сможете найти. С.17 -Спишите слова с жирным шрифтом. Поставьте знак ударения в словах. -Читаем по слову, если согласны с ответом, хлопаем в ладоши. Работа по учебнику с.17 Чтение слов с буквой Ш. Школа карандаш Миша Кошка карандаши Гриша | Рассматривают букву. Отвечают на вопросы учителя. | Анализируют образец буквы и соединений букв, в соответствии с ним выполняют письмо. | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо. Самоконтроль |
3.Физминутка | Коллективная. Практический | Серенькая кошечка Села на окошечко. Хвостиком махнула Деток позвала: Где же мои ребятки, Серые котятки? Спать пора ребяткам Сереньким котяткам! («котятки» спят) -Где мои ребятки, серые котятки? (мяууу!!!) | Выполняют движения по тексту за учителем | Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
VI.Закрепление (7 мин) Чтение текста | | Шубы, шапки и шарфы, Ваше время пришло! Открываем мы шкафы - Нам теперь тепло! | Слайд 12 Записывают с доски. | Читают и записывают предложение. Составляют вопросительное предложение | Правильно интонируют при чтении предложение. На основе повествовательного предложения составляют вопросительное предложение |
VII. Итог урока. ( 2 мин) | | - Настало время нам подвести итог урока - Посмотрите на наш план урока и сделайте выводы: 1.Звук [ш] согласный, глухой и всегда твёрдый. 2.После ш слышится звук [ы], но пишется буква и. - Справились мы со своими задачами? | | | |
VIII. Рефлексия. (2 мин) | | Вы меня очень порадовали работой. Сейчас вас ждет сюрприз. Буква Ш и наша гостья Красная Шапочка дарят вам свои подарки. А вот какие подарки, отгадайте: Я и красный и зеленый, Я и голубой и черный. Только лишь надуй меня, Улечу я в небеса. - Да, это воздушные шарики. Они имеют разные цвета, но каждый из вас может выбрать только один. Я прошу проанализировать вашу работу на уроке. Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям – поместите на доску шарик желтого цвета. - Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать – поместите шарик синего цвета. ( По рядам). | Слайд 13 Загадка Слайд 14 (Воздушный шарик) | Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути устранения (над чем следует поработать дома самостоятельно) | Фронтальный. Устные ответы. Самооценка |