СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звук (ш), буквы Ш, ш. Тип урока - открытие нового знания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство  с  новым  звуком  и  новой  буквой

Просмотр содержимого документа
«Звук (ш), буквы Ш, ш. Тип урока - открытие нового знания»



Обучение грамоте (чтению) 1 класс учитель Ягодинская И.В.

Тема: Звук (ш), буквы Ш, ш. Тип урока - открытие нового знания

Общая цель урока: знакомство с новой буквой и особенностью звука

Дидактические задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с буквой согласного звука [ш], с особенностью звука, с орфограммой «ши», формировать умение выделять звук в речи; формировать навык чтения с новой буквой, слогов, слов, текстов;

Развивающая: развивать фонематический слух, навык слогового плавного чтения,

Воспитывающая: воспитывать культуру поведения на уроке, желание учиться читать.

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

Электронное сопровождение

Орг. момент

(мотивация, создание комфортной образовательной среды)


Создание положительного эмоционального настроя учащихся

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Всё ли у вас в порядке?

На месте ли книжки, тетрадки?

Молодцы, ребятки!

- Ребята, сегодня у нас много гостей.

Они пришли посмотреть чему вы

научились, поэтому все должны по-

радовать не только меня, но и

гостей!



Учащиеся эмоционально настраиваются на урок

Личностные:

- умения слушать и слышать собеседника;

- настраиваться на учебную деятельность



Постановка учебной задачи







Методы обучения: словесный, частично-поисковый

Формы обучения: фронтальная

Приёмы обучения: речь учителя

Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая.

Регулятивные:

- формулировать учебную задачу с помощью учителя;

- планировать совместно с учителем предстоящую работу.

Коммуникативные:

- осознавать познавательное значение умения читать;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;


- Чем украшен наш класс? (шарами).

- Сколько их? (шесть).

- Какое интересное слово – ШАР.

- Произнесём все вместе слово «ШАР».

- А какой звук издаёт сдувшийся шар?

- Что вы услышали в этих словах?

(новый звук –«Ш»).

- А как вы думаете, какая сегодня тема урока? (буква «Ш», звук – «ш»).

- С чем мы познакомимся сегодня? (с новым звуком, с новой буквой).

- Чему будем учиться? (читать слоги и слова с новой буквой).












Активное включение в образовательный процесс

- Согласный твердый глухой.

- Познакомимся, как звук обозначается знаком-буквой.

- Будем читать слоги и слова с этой буквой.











Слайд №1

Открытие нового материала











































Методы обучения: частично-поисковые, наглядные; практические;

Формы обучения: фронтальная; коллективная.

Приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; ИКТ; наглядность.

Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая; информационно-коммуникативная.




Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные:

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками,

Познавательные:

- понимать информацию, представленную в знаково-символической форме;

- осуществлять поиск необходимой информации;

- наблюдать, сравнивать и делать обобщение.

- делать выводы.

- с опорой на модели строить связные высказывания.

Обратная связь- осуществлять совместную деятельность








































































Личностные: переключение на другой вид деятельности.









Слайд №2
















Схема №3







Слайд №4
















Слайд №5















Слайд №6

(Слайд- «ШИ» пиши с «И»).




Слайд №7














Слайд №8


Слайд №9




Слайд №10






Слайд №11,

Слайд №12

- Ребята, этот новый звук обозначается новой буквой – «ША».

- Давайте повернемся друг к другу, улыбнемся и произнесём этот новый звук!

- Что происходит с воздухом? Он проходит свободно или встречает препятствия?

- Что мешает проходить ему свободно?

- Где встречается новый звук?

- Как шипит змея?

- Как шипит гусь?

- Как можно назвать новый звук?

(шипящий).

- Произнесём вместе слово «ШАР».

- Сколько слогов в слове? Почему? (1 гласный звук в слове). Сколько звуков?

- Сколько это предметов?

- А если предметов много, какое будет слово? (ШАРЫ – слайд).

- Составьте схему этого слова на партах, а потом проверим.

- Какой он? (твёрдый, глухой, твёрдый).

- Сколько звуков в слове?

- Сколько букв в слове? Почему 2 твёрдых слияния?


(Слайд – «ШИШКИ»).

- Сколько слогов в слове? Почему?

(2 гласных звука). Почему во 2 слоге мягкое слияние?

- Назовите 1 слог. (шиш-). Сколько в этом слоге новых звуков? (два).

- Назовите все звуки.

- Какой 1 звук слышим?

- Какой 2 звук слышим?

- Звук «ш» всегда твёрдый, после него пишем «И», а слышим «Ы».

- Поэтому 1 слияние твёрдое!


«Соотнесение схем со словами»


- шина, чашка, шум, машина, крошка.

( значения слов-?)

«Составьте слова из слогов».

- Я расскажу секрет об этой букве. Его никто не знает, даже ваши родители, а вам, я думаю его можно доверить.


СКАЗКА.

- Был День рождения буквы «ША». По очереди на Дне рождения танцевали гласные буквы с именинницей. Подошла очередь буквы «Ы» приготовилась она, но вдруг другая буква - «И» опередила ее. Обиделась буква Ы на всю жизнь и теперь никогда не дружит с буквой «ША».

Приходится вместо звука «Ы» всегда писать букву «И».

Вот такая тайна есть в наше языке!

- Какой из всего услышанного можно сделать вывод?




- Почему на картинке 2 буквы «ША»? Зачем нужны 2 буквы? (одна заглавная, одна маленькая).

- Что мы пишем с большой буквы? ( Начало предложений, имена, отчества, фамилии людей, названия городов, рек, морей, улиц, деревень, клички животных – имена собственные ).

- Какие вы знаете имена людей с новой буквой? ( Маша, Саша, Миша, Мишутка, Даша, Шурик).

- А кто из нашего класса имеет в имени букву «ША»? (Гриша, Саша).

- Какие клички животных знаете на новую букву? (Шарик).


- Назовите слова со звуком «Ш».




- Определите место звука «ш» в словах.

(карандаш, ушки, шутка, хорошо).





- Отгадаем загадки. Во всех отгадках есть новый звук.







Артикуляционная разминка.










ШИПЯЩИЙ звук


Схему составить на доске.




Составляют схему в парах.





Составляют схему в парах и на доске.













Работа у доски.


















Вывод: ШИ – пишем с
И.





















Называют по картинке все слова с новым звуком.


Дети называют слова и называют место звука в слове.




Отгадывают загадки


















Динамическая пауза


1 мин.

Выполняют физ. минутку в стихах.

Личностные: учиться переключаться на другой вид деятельности

Применение нового материала






































Методы обучения: словесные (беседа), частично-поисковые, практические, наглядные

Формы обучения: коллективная, фронтальная

Приёмы обучения: текст учебника; ИКТ.

Использование педагогических технологий: информационно-коммуникативные; практические.

Предметные:

- характеризовать звуки;

- выделять указанные звуки, обозначать их буквами;

- проводить звуко-буквенный анализ слова;

- объяснять лексическое значение слов.

Регулятивные:

- слушать и слышать собеседника.

- адекватно воспринимать оценку учителя, сверстника.

Коммуникативные: - слушать и понимать речь других людей;

- участвовать в коллективном обсуждении прочитанного.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации.

- с опорой на модели строить связные высказывания.

- выразительно читать предложения,

Обратная связь (линии взаимодействия):

активное включение учащихся в работу с учителем и одноклассниками.



































Личностные: учиться переключаться на другой вид деятельности.
















Слайд № 13,

Слайд № 14.










































Слайд № 16












Слайд №17,

Слайд №18

1.Чтение слов и слогов с новой буквой.

- Откройте стр.17 учебника. Давайте повторим, что мы узнали о звуке «ш».

- Он гласный или согласный?

- Он звонкий или глухой?

- Твёрдый или мягкий?

( всегда твёрдый).

- Давайте прочитаем слоги с новым звуком.


- Стр. 17. Прочитаем выделенные слова.

- Составьте предложение со словом «школа».

2. Работа с текстом.

- А что напечатано ниже? ( рассказ, текст).

- Для чего нужна картинка?

- О чем пойдёт речь?

- Что делают дети?

- Где собирают шишки?

- Чего не хватает у этого рассказа?

(названия).

- Я буду читать рассказ, вы внимательно следите по учебнику.

- Понравился вам рассказ?

- Как его можно озаглавить? («Осень», «Осенний лес», «Прогулка в лес», «Дети в лесу»).

- Сколько предложений в рассказе?

- Давайте дадим имена детям, но в этих именах должен быть новый звук. ( Саша, Паша, Гриша;

Даша, Маша, Саша).

- Прочитаем рассказ.


- О каком времени года говориться в тексте?

- Какие деньки стояли?

- Что собирали дети в лесу?

- Как вы понимаете слово «горели»? Что «горело»? ( кисти рябин).

- Найдите слова с новой буквой.

( пошли; шишки).

- Где шишки собирают?

- Посмотрите, какие шишки у меня в руках? Кто знает? ( еловые и сосновые).

- Чем они отличаются?

- Кто их любит? Почему?

( клест, белки)

- А на что похожа буква «ША»?



- Ребята, посмотрите, у нас есть выставка книг. Очень много сказок и рассказов имеют в названии букву «ША».

( назвать несколько книг) ! ! !

Я думаю, что вы пойдёте в библиотеку и прочитаете эти рассказы и сказки.

- А какие сказочные герои имеют в своих именах звук «ш» вы угадаете сейчас.


Отвечают на вопросы







Читают слоги с доски.



Чтение слов с новой буквой.


Составляют предложение.




Отвечают на вопросы.







Чтение рассказа учителем.


Отвечают на вопросы








Чтение рассказа по абзацам.



Отвечают на вопросы


















Рассматривают выставку книг.

Обобщение усвоенного Рефлексия















Методы обучения: словесные

Формы обучения: фронтальная;

Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая

Регулятивные:

- Выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме.

- учиться определять степень успешности своей работы

-Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Коммуникативные:- оценивать работу одноклассников.

Познавательные:

- Делать выводы, обобщать знания по полученной информации.

-уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Личностные:

- оценивать свою деятельность



- Наш урок подошёл к концу.

- Как вы думаете, достигли мы цели урока?

- Познакомились с новой буквой?

- А читали слоги, слова с новым звуком?

- Что вы можете сказать о звуке этой буквы? (согласный, глухой, шипящий, твёрдый).

- А какой секрет узнали?

- Хорошо мы занимались?

- Все справились со всеми заданиями?

- Кому что запомнилось?

- Вы все молодцы! Порадовали меня сегодня! Будем еще много работать, чтобы правильно читать и писать слова с сочетанием «Ши», чтобы вы все справлялись с этим заданием.


- ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ!



Учащиеся совместно с учителем обобщают итоги работы, оценивают свою деятельность.










Оценивают свою деятельность

















Слайд № 15












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!