СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – открытие новых знаний. Звук [ш], буква Ш, ш.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок – открытие новых знаний. (технология деятельностного метода)

 Планируемые результаты:

  • – распознают в словах и характеризуют звук [ш], как согласный, глухой и всегда твёрдый,
  • – обозначают буквой,
  • – устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и,
  • – читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания,

Оборудование: учебник «Азбука» В.Г. Горецкого и др., электронное приложение к учебнику, мультимедийный проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку

 

Просмотр содержимого документа
«Урок – открытие новых знаний. Звук [ш], буква Ш, ш.»

Тип урока: урок – открытие новых знаний. (технология деятельностного метода)

Планируемые результаты:

  • – распознают в словах и характеризуют звук [ш], как согласный, глухой и всегда твёрдый,

  • – обозначают буквой,

  • – устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и,

  • – читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания,

Оборудование: учебник «Азбука» В.Г. Горецкого и др., электронное приложение к учебнику, мультимедийный проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку

этапа урока



1-й этап. Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)



Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом

уровне.





2-й этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности (5-6 мин.)



Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.

.









































































3-й этап. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (2-3 мин.)



Цель: выявление места и причины затруднения.















































































4-й этап. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин.)



Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнению.



















































































































5-й этап. Первичное закрепление во внешней речи учащихся (4 – 5 мин.)



Цель: усвоение нового способа действий.















6-й этап. Самостоятельная работа самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.)



Цели: интериолизация нового способа действий; рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха.

.











7-й этап. Включение в систему знаний и повторение (4 – 5 мин)

Цели: включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного.





























































































8-й этап. Рефлексия деятельности (2-3 мин.)



Цели: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания.




Деятельность учителя

Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Давайте начнём урок с улыбки и хорошего настроения. Улыбнитесь мне, своим друзьям, нашим гостям.

Мы продолжаем сегодня путешествовать по страницам нашей любимой Азбуки. Но сначала нам нужно вспомнить…

  • Чем отличается звук от буквы? (звук мы с вами говорим и слышим.

буквы мы пишем и читаем. Буква, это своего рода графическое изображение, то есть письменное отображение звука.)

  • Какие бывают звуки?

  • Как произносятся гласные звуки? (Гласные звуки произносятся исключительно с использованием голоса. Во время их произношения воздух протекает легко, не встречая преград.)

  • Как произносятся согласные звуки? (Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду.)

  • Какие бывают согласные звуки? (При произнесении звонких согласных слышен голос, и шум, а глухих – только шум. Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.

Твёрдость-мягкость – второй важнейший признак согласных в русском языке.

Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята)



Скажите, какое сейчас время года?

Сегодня к нам на урок пришли герои из сказки.

Прослушивание отрывка мультфильма из электронного приложения к учебнику В. Г. Горецкого «Азбука»

Кто проживает в лесу? (ЛЕСОВИЧОК)

А в мешке у дедушки Лесовичка удивительное существо, которое произносит интересный звук. Послушаем и отгадаем, кого же он нам принёс?

(Звук шипения змеи.)

-Угадали? Это змей. Хоть он зимой спит, но у нас герои сказочные, а в сказках змеи зимой не спят. (Показать игрушку).

ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Давайте все вместе произнесем этот звук, который издаёт змей

ш-ш-ш

- повторите за мной.

-Сделаем зарядку для язычка. Повторите за мной.

проговаривание чистоговорок

- Змей пришёл не с пустыми руками, он принёс нам букву.

Вы знаете эту букву? (ША)

- Как вы думаете с каким звуком мы сегодня будем знакомиться на уроке?

- Сформулируйте тему нашего урока. (Звук [ш], буква Ш, ш)

Откройте учебники на с. 17. Проверим наше предположение. Прочитайте тему урока. Слайд….



- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

Давайте сформулируем задачи урока.

- узнаем новый звук (Ш), новую букву Ша.

- научимся давать характеристику звуку (Ш)

- будем читать слоги и слова с буквой ша.

СЛАЙД …

Вместе со ЗМЕЕМ и ЛЕСОВИЧКОМ МЫ БУДЕМ УКРАШАТЬ НОВОГОДНЮЮ ЁЛКУ,

ШАР _ ЗАДАНИЕ «ДУМАЙ_КА»

- Звук (Ш) особенный.

- Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков? (Версии)









- Давайте проверим наше предположение. Отгадайте загадку.

1. Выделение звука [ш], характеристика звука.

Любим нос везде совать:

И чертить и рисовать.

Всё раскрашиваем сами

Разноцветными носами...(Карандаш)

Произнесём слово хором. Ученики несколько раз произносят слово и вслушиваются, как звучит звук (Ш). Анализ слова составление схемы. Работа в парах.

- Сколько в слове слогов? (3)

-Назовите первый слог., второй, третий.

-Поставим ударение.

-Назовите последний звук.

Слайд

- Произнесём звук [ш] хором, а вы подумайте гласный он или согласный. (Звук [ш] – согласный, потому что, когда мы его произносим, во рту чувствуется преграда, шум)

ШАР_ЗАДАНИЕ «ОТВЕЧАЙ_КА»

Он стоит в углу у стенки.

Ох, огромный он на вид,

Но он вовсе не наказан.

Мама вещи в нем хранит.

Ответ: Шкаф

- Произнесём слово хором. Анализ слова составление схемы. Работа в парах. Проверка по доске или в учебнике.

- Сколько в слове слогов.

-Назовите первый звук.

Слайд

Я произнесу звук ещё раз. Скажите, звонкий он или глухой? (- Проверим, работает ли горлышко (голосовые связки). - Произнесём звук [Ш], приложите ладошку к горлу. Посмотрите, как я делаю. Сделайте также. Горлышко (голосовые связки) не работает, потому что оно спокойное, не вибрирует. Значит, звук глухой. - При произнесении звука «Ш» - язык поднимается вверх, воздушная струя – широкая и тёплая».

Обобщение: Произнесём все вместе звук [ш] еще раз и дадим ему характеристику.

(Звук [ш] согласный, твёрдый, глухой)

. Слайд –

ШАР_ЗАДАНИЕ «РАЗМЫШЛЯЙ_КА»

  • Звук (Ш ) обозначается на письме буквами Ша, ша.

  • Посмотри на букву Ша – буква очень хороша, потому что из неё можно сделать Е,Ё

  • На что похожа буква?

  • Буква Ша наверняка грабли, но без черенка. Слайд……

ШАР_ЗАДАНИЕ «ПОЧИТАЙ_КА»

Азбука с. 17 чтение слогов

- Вслушайтесь в звучание слога ШИ.

_какой гласный звук после (Ш) вы слышите?

-А какая буква написана?

Когда-то в старину, более 500 лет назад

Звук (Ш) был мягким, а затем отвердел и соответственно после него стал произноситься звук (Ы), но по-прежнему пишется после (Ш) только буква И.

Сочетания ШИ в русском языке всегда пишется с буквой И.

- А есть ли звука [Ш] мягкая пара? – У звука «Ш» – нет.)

Дедушка Лесовичок получил видео телеграмму (Задание в приложении)

2. Подведение к формулированию вывода.

Как в словах звучит новый звук, твёрдо или мягко?

В чём же особенность нового звука?

- Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким? (Звук [ш] всегда твёрдый

Азбука с. 17 правило

Обобщение: Произнесём все вместе звук [ш] еще раз и дадим ему характеристику.

(Звук [ш] согласный, твёрдый, глухой)



ШАР _ ЗАДАНИЕ «ПОИГРАЙ_КА ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ШАР _ ЗАДАНИЕ «РАЗМЫШЛЯЙ_КА»

- Нашему гостю ЗМЕЮ тоже захотелось включиться в работу. Он пытается найти слова, со звуком (Ш). Пока это ему не удаётся. Помогите ему.

1. Выделение звука в словах и определение его положения.

Просмотр и прослушивание следующей части мультфильма.





ШАР _ ЗАДАНИЕ «ПОЧИТАЙ_КА»

- Читаем слова на с. 17

– В каких словах вы услышали любимый звук нашего Змея?

- Определите его место в слове (в середине, в начале слова).

Составьте предложение со словом школа.

- Читаем рассказ на с.17

  • Первичное чтение учителем.

  • Чтение детьми.

  • Придумайте имена детям, которые пошли в лес. Обязательное условие в словах должен быть звук (Ш).

  • После чтения текстов дети отвечали на вопросы (на тему "Осень"):



-Какое время года наступило?



-Куда пошли дети?

-Какие шишки собирали ребята?



  • Многозначность слов: кисти рябин – это ягоды. А какие ещё есть кисти? (Художественные, кисть руки)

  • Шишки - 1. Соцветие и плод хвойных и нек-рых других растений округлой или овальной формы, покрытый чешуйками. Сосновая, еловая, ольховая ш. Кедрова* ш, (наполненная орехами). 2. Бугорок, округлая выпуклость. Набить шишку на лбу

ШАР _ ЗАДАНИЕ «ПОИГРАЙ_КА» Физкультминутка. «Поиграй-ка».

Змей приготовил для вас игру. Я называю слова, а вы определяете, есть в них звук [ш] –хлопайте в ладоши, если нет – прыгаете.

Шуба, крыша, шаль, шиповник, дерево, шарф, штраф, шёлк, пушок, шалаш, хвост, шутка, крошка, ушки, бровки, хлеб, плюшка, машина, вершина, малина.

- Вот и подходит к концу наш урок. Дедушка Лесовичок и его змей помогли нам многое узнать. Давайте повторим….

- С какой буквой мы познакомились на уроке?

- С каким звуком мы познакомились на уроке?

- Дайте ему характеристику.

_Дедушка Лесовичок и змей хотят поблагодарить вас за хорошую работу и подарить сладкий приз.

- Оцените свою работу на уроке: красным, синим или зелёным огоньком – и подарите его Дедушке Лесовичку и Змею НА ЁЛКУ.

- Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день! Попрощаемся с нашими гостями. Урок закончен.

---------------------------------------------------------------------

Дополнительный материал:

Работа по картинке с. 16.

На рисунке изображен эпизод «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина. Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, кто на нём изображён: девочка – Снегурочка, Василиса Прекрасная, Шамаханская царица?

- Шамаханская царица встречает царя у своего шатра.

Войско в горы царь приводит

И промеж высоких гор

Видит шелковый шатёр.

Вдруг шатёр

Распахнулся... и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

- Найдите слова со звуком (Ш) Определите место звука в слове.

2. Работа с пословицами.

Мало уметь читать, надо уметь думать. нужно научить понимать чужие мысли, заключённые в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор...

Знай больше — говори меньше. (впитывай полезную информацию, знания и сведения и не болтай попусту того, чего можно не говорить, не болтай того, чего не знаешь.)

Поспешишь — людей насмешишь. (Знаменитая пословица напоминает, что спешка чаще всего приводит к плохим результатам. Всегда принимайте решения спокойно и тщательно обдумав.)

Добрая шутка дружбы не рушит. потому что если шутка не злая, а дружба настоящая, то друг поймет шутку и не обидится, а просто посмеётся. А если дружба разрушена из-за шутки, то либо друг плохой был, либо шутка злая.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ



























































электронного приложения к учебнику В. Г. Горецкого «Азбука»







(Звук шипения змеи.)

Показать игрушку.





























Ш

































































МУЛЬТФИЛЬМ из эл. приложения















Задание в приложении


















































































1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!