Деятельность учителя
Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Давайте начнём урок с улыбки и хорошего настроения. Улыбнитесь мне, своим друзьям, нашим гостям. Мы продолжаем сегодня путешествовать по страницам нашей любимой Азбуки. Но сначала нам нужно вспомнить… буквы мы пишем и читаем. Буква, это своего рода графическое изображение, то есть письменное отображение звука.) Какие бывают звуки? Как произносятся гласные звуки? (Гласные звуки произносятся исключительно с использованием голоса. Во время их произношения воздух протекает легко, не встречая преград.) Как произносятся согласные звуки? (Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду.) Какие бывают согласные звуки? (При произнесении звонких согласных слышен голос, и шум, а глухих – только шум. Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости. Твёрдость-мягкость – второй важнейший признак согласных в русском языке. Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята)
– Скажите, какое сейчас время года? – Сегодня к нам на урок пришли герои из сказки. Прослушивание отрывка мультфильма из электронного приложения к учебнику В. Г. Горецкого «Азбука» – Кто проживает в лесу? (ЛЕСОВИЧОК) – А в мешке у дедушки Лесовичка удивительное существо, которое произносит интересный звук. Послушаем и отгадаем, кого же он нам принёс? (Звук шипения змеи.) -Угадали? Это змей. Хоть он зимой спит, но у нас герои сказочные, а в сказках змеи зимой не спят. (Показать игрушку). ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА – Давайте все вместе произнесем этот звук, который издаёт змей ш-ш-ш - повторите за мной. -Сделаем зарядку для язычка. Повторите за мной. проговаривание чистоговорок - Змей пришёл не с пустыми руками, он принёс нам букву. Вы знаете эту букву? (ША) - Как вы думаете с каким звуком мы сегодня будем знакомиться на уроке? - Сформулируйте тему нашего урока. (Звук [ш], буква Ш, ш) Откройте учебники на с. 17. Проверим наше предположение. Прочитайте тему урока. Слайд….
- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Давайте сформулируем задачи урока. - узнаем новый звук (Ш), новую букву Ша. - научимся давать характеристику звуку (Ш) - будем читать слоги и слова с буквой ша. СЛАЙД … Вместе со ЗМЕЕМ и ЛЕСОВИЧКОМ МЫ БУДЕМ УКРАШАТЬ НОВОГОДНЮЮ ЁЛКУ, ШАР _ ЗАДАНИЕ «ДУМАЙ_КА» - Звук (Ш) особенный. - Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков? (Версии)
- Давайте проверим наше предположение. Отгадайте загадку. 1. Выделение звука [ш], характеристика звука. Любим нос везде совать: И чертить и рисовать. Всё раскрашиваем сами Разноцветными носами...(Карандаш) Произнесём слово хором. Ученики несколько раз произносят слово и вслушиваются, как звучит звук (Ш). Анализ слова составление схемы. Работа в парах. - Сколько в слове слогов? (3) -Назовите первый слог., второй, третий. -Поставим ударение. -Назовите последний звук. Слайд - Произнесём звук [ш] хором, а вы подумайте гласный он или согласный. (Звук [ш] – согласный, потому что, когда мы его произносим, во рту чувствуется преграда, шум) ШАР_ЗАДАНИЕ «ОТВЕЧАЙ_КА» Он стоит в углу у стенки. Ох, огромный он на вид, Но он вовсе не наказан. Мама вещи в нем хранит. Ответ: Шкаф - Произнесём слово хором. Анализ слова составление схемы. Работа в парах. Проверка по доске или в учебнике. - Сколько в слове слогов. -Назовите первый звук. Слайд Я произнесу звук ещё раз. Скажите, звонкий он или глухой? (- Проверим, работает ли горлышко (голосовые связки). - Произнесём звук [Ш], приложите ладошку к горлу. Посмотрите, как я делаю. Сделайте также. Горлышко (голосовые связки) не работает, потому что оно спокойное, не вибрирует. Значит, звук глухой. - При произнесении звука «Ш» - язык поднимается вверх, воздушная струя – широкая и тёплая». Обобщение: Произнесём все вместе звук [ш] еще раз и дадим ему характеристику. (Звук [ш] согласный, твёрдый, глухой) . Слайд – ШАР_ЗАДАНИЕ «РАЗМЫШЛЯЙ_КА» Звук (Ш ) обозначается на письме буквами Ша, ша. Посмотри на букву Ша – буква очень хороша, потому что из неё можно сделать Е,Ё На что похожа буква? Буква Ша наверняка грабли, но без черенка. Слайд…… ШАР_ЗАДАНИЕ «ПОЧИТАЙ_КА» Азбука с. 17 чтение слогов - Вслушайтесь в звучание слога ШИ. _какой гласный звук после (Ш) вы слышите? -А какая буква написана? Когда-то в старину, более 500 лет назад Звук (Ш) был мягким, а затем отвердел и соответственно после него стал произноситься звук (Ы), но по-прежнему пишется после (Ш) только буква И. Сочетания ШИ в русском языке всегда пишется с буквой И. - А есть ли звука [Ш] мягкая пара? – У звука «Ш» – нет.) Дедушка Лесовичок получил видео телеграмму (Задание в приложении) 2. Подведение к формулированию вывода. Как в словах звучит новый звук, твёрдо или мягко? В чём же особенность нового звука? - Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким? (Звук [ш] всегда твёрдый Азбука с. 17 правило Обобщение: Произнесём все вместе звук [ш] еще раз и дадим ему характеристику. (Звук [ш] согласный, твёрдый, глухой)
ШАР _ ЗАДАНИЕ «ПОИГРАЙ_КА ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ШАР _ ЗАДАНИЕ «РАЗМЫШЛЯЙ_КА» - Нашему гостю ЗМЕЮ тоже захотелось включиться в работу. Он пытается найти слова, со звуком (Ш). Пока это ему не удаётся. Помогите ему. 1. Выделение звука в словах и определение его положения. Просмотр и прослушивание следующей части мультфильма.
ШАР _ ЗАДАНИЕ «ПОЧИТАЙ_КА» - Читаем слова на с. 17 – В каких словах вы услышали любимый звук нашего Змея? - Определите его место в слове (в середине, в начале слова). Составьте предложение со словом школа. - Читаем рассказ на с.17 Первичное чтение учителем. Чтение детьми. Придумайте имена детям, которые пошли в лес. Обязательное условие в словах должен быть звук (Ш). После чтения текстов дети отвечали на вопросы (на тему "Осень"):
-Какое время года наступило?
-Куда пошли дети? -Какие шишки собирали ребята?
Многозначность слов: кисти рябин – это ягоды. А какие ещё есть кисти? (Художественные, кисть руки) Шишки - 1. Соцветие и плод хвойных и нек-рых других растений округлой или овальной формы, покрытый чешуйками. Сосновая, еловая, ольховая ш. Кедрова* ш, (наполненная орехами). 2. Бугорок, округлая выпуклость. Набить шишку на лбу ШАР _ ЗАДАНИЕ «ПОИГРАЙ_КА» Физкультминутка. «Поиграй-ка». Змей приготовил для вас игру. Я называю слова, а вы определяете, есть в них звук [ш] –хлопайте в ладоши, если нет – прыгаете. Шуба, крыша, шаль, шиповник, дерево, шарф, штраф, шёлк, пушок, шалаш, хвост, шутка, крошка, ушки, бровки, хлеб, плюшка, машина, вершина, малина. - Вот и подходит к концу наш урок. Дедушка Лесовичок и его змей помогли нам многое узнать. Давайте повторим…. - С какой буквой мы познакомились на уроке? - С каким звуком мы познакомились на уроке? - Дайте ему характеристику. _Дедушка Лесовичок и змей хотят поблагодарить вас за хорошую работу и подарить сладкий приз. - Оцените свою работу на уроке: красным, синим или зелёным огоньком – и подарите его Дедушке Лесовичку и Змею НА ЁЛКУ. - Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день! Попрощаемся с нашими гостями. Урок закончен. --------------------------------------------------------------------- Дополнительный материал: Работа по картинке с. 16. На рисунке изображен эпизод «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина. Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, кто на нём изображён: девочка – Снегурочка, Василиса Прекрасная, Шамаханская царица? - Шамаханская царица встречает царя у своего шатра. Войско в горы царь приводит И промеж высоких гор Видит шелковый шатёр. Вдруг шатёр Распахнулся... и девица, Шамаханская царица, Вся сияя как заря, Тихо встретила царя. - Найдите слова со звуком (Ш) Определите место звука в слове. 2. Работа с пословицами. Мало уметь читать, надо уметь думать. нужно научить понимать чужие мысли, заключённые в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор... Знай больше — говори меньше. (впитывай полезную информацию, знания и сведения и не болтай попусту того, чего можно не говорить, не болтай того, чего не знаешь.) Поспешишь — людей насмешишь. (Знаменитая пословица напоминает, что спешка чаще всего приводит к плохим результатам. Всегда принимайте решения спокойно и тщательно обдумав.) Добрая шутка дружбы не рушит. потому что если шутка не злая, а дружба настоящая, то друг поймет шутку и не обидится, а просто посмеётся. А если дружба разрушена из-за шутки, то либо друг плохой был, либо шутка злая. |