Фрагмент урока «Обучения грамоте» в 1 «Б» классе
Слайд «Солнышко»
-В школе прозвенел звонок, начинаем наш урок!
-Ребята, кто из вас готов отправиться в путешествие за новыми знаниями? (Ответы детей: мы все готовы).
-Но отправляемся мы сегодня не одни, а с нашими гостями. Давайте повернемся и поздороваемся с ними.
-Повернулись.
-Давайте настроимся на работу:
-Я умею думать;
- Я умею слушать;
- Я умею рассуждать;
- Всё, что нужно для учёбы
- Всё я буду выполнять!
-Садитесь.
- Ребята, для чего нам нужно слушать, думать, рассуждать?
- Ну тогда в путь!
Загадка:
«Вот художник, так художник,
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик,
Эту краску не отмыл,
Отгадать загадку просим:
«Кто художник этот? ( осень)
- Ребята, а вы любите осень? За что? (Дети отвечают: «Осенью красиво. Много листьев. Ими можно пошуршать, поиграть».
- Правильно. (открыть доску) (На доске разложены цветные листочки с номером задания)
-Посмотрите, как много листочков, как будто все покрыто красивым, ярким ковром.
- Что заметили? (листочки с номерами)
- Они вам нравятся? Какие не нравятся? Почему?
- Давайте очистим нашу поляну.
Встаём «Сдуем листочки» - дыхательная гимнастика
Задание – листик №1 - Здесь вопросы.
- Как назвать одним словом то, что мы говорим, слышим, видим и пишем?
- Какая бывает речь?
- Что значит устная речь?
- Что значит письменная речь?
- Из чего состоит речь? (из слов, предложений)
- Что такое предложение? (дети слушают ответы, если согласны с ответом хлопают, нет – топают)
Встаём «Сдуем листочки» - дыхательная гимнастика
Задание – листик №2 (появляется картинка «Осень в лесу»)
Анализ сюжетной картинки.
-Мы в осеннем лесу.
- Посмотрите, кто встретился нам в лесу? (перечисляют)
- Как назвать одним словом? (животные).
- Какое животное находится в правом нижнем углу? (лиса)
- Кто находится между белочкой и филином? (лось, заяц)
- Называя предметы, вы называете, что? (слова)
- Но этих слов так много, как мы их сможем изобразить в письменной речи? (схемой - полоской)
- Обратите внимание на белочку, что у неё в лапах? Зачем ей гриб?
-Составим предложение про белочку.
Произнесём: Белка держит гриб.
- Сколько слов мы произнесли? Запишем эти слова.
Работа в паре
- 1 ученик у доски, а вы у себя на парте.
На доске запись
- Назовите 1-ое слово, 2-ое, 3-е.
- А как же нам показать на наших схемах, что предложение закончилось?
- Мы поставим точку. Вот что у нас получилось.
.
- С помощью этой схемы мы что сделали? (записали предложение)
Игра «Укрась предложение» Н/р Маленькая белка держит гриб.
Задание по рядам:
1 ряд: составляет предложение про лося. (Лось ест листву.)
2 ряд: про лисичку
3 ряд: про ежей.
Проверка: сколько слов использовали?
- А может ли предложение состоять из одного слова? (Пример)
- Что потребовалось для составления предложения? (Слова)
- А из чего состоят слова? ( из букв, и звуков)
Встали. «Сдуем листочки» - дыхательная гимнастика
Задание – листик №3 (запись звуки леса)
- Прислушайтесь… Как много разных звуков издают живые и неживые предметы вокруг нас! (Дети слушают запись звуков можно с закрытыми глазами).
- Что вы услышали? - Какие это звуки: неречевые - Какие еще неречевые звуки вы можете назвать? (За окном чирикают воробьи, где-то недалеко гудит мотор машины, в кране на кухне шумит вода, на диване мурлычет кошка) - Молодцы. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы)
– А какие ещё бывают звуки? ( речевые)
- Где, когда мы можем услышать речевые звуки? ( когда говорим по телефону, поём…)
- слайд Посмотрите на слайд (картинки : девочка говорит по телефону, мальчик играет на гитаре) . Работа по картинкам
-Что делают мальчики? ( разговаривают)
- Это речевые звуки или неречевые?
(следующая картинка и т.д.)
Игра «Речевые - неречевые» ( стук, шуршание, а, ба, ку-ку, …)
- Какие же звуки можно назвать звуками речи? (Звуки речи – это те звуки, которые произносит человек, они складываются в слова, и мы понимаем смысл этих слов.)
Встали. «Сдуем листочки» - дыхательная гимнастика
Задание – листик №4 (квадраты красного, синего, зелёного цвета)
- Что это за квадраты? - Где используем такие квадраты? - Почему они разного цвета?
-Чем отличаются гласные от согласных? (гласные состоят из голоса, согласные состоят из голоса и шума)
- Чем мы сейчас будем заниматься? (составлять схемы слов)
- А вот схему, какого слова вы будете составлять, вы узнаете, когда выполните следующее задание.
- Найдите лишнее слово и составьте схему этого слова, используя квадраты.
Картинки: (слайд)
1 ряд: лиса, утка, волк, медведь;
2 ряд: сосна, ель, роза, берёза
3 ряд: курица, гусь, аист, утка
Проверка у доски работали 3 человека. (хлопаем, если верно и …)
Встали. «Сдуем листочки» - дыхательная гимнастика
- Назовите первый звук в слове 1 ряда (У)
-Назовите первый звук в слове 2 ряда (Р)
- Назовите первый звук в слове 3 ряда(А)
-Соединим эти звуки. Что получилось? (Ура!)
- Когда так говорят?
-Значит, мы со всеми заданиями справились. Очистили поляну?
-О чем мы сегодня говорили на уроке?
-Какое задание вам понравилось больше всего?
-Какое задание было самым трудным?
-Как вы думаете, пригодятся знания, полученные на уроке в жизни?
-А мне понравились вы, ребята, за точные ответы, за активность, за внимательность.
-Передайте свое настроение урока с помощью смайликов.
-Если вам на уроке понравилось, и было интересно, поднимите смайлик с улыбкой.
-Если на уроке было не интересно и ничего не понятно – поднимите грустного смайлика
-А я желаю вам всем удачи!!! Всем спасибо!