Исследовательская работа.
Расставьте ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.
1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, водопровод. (Правило: в словах, оканчивающиеся на -провод, ударение падает на последний слог: мусоропровод.)
Просмотр содержимого документа
«Звуки и буквы. Орфоэпия.»
Тема: Звуки и буквы. Орфоэпия.
Цели:
формировать у учащихся представление об орфоэпии и орфоэпической норме;
познакомить с отдельными правилами орфоэпии;
отработать навыки использования орфоэпического словаря;
воспитывать культуру речи.
Ход урока.
I. Организ. этап
II. Проверка домашнего задания
- Опрос учащихся.
- Индивидуальная работа со слабыми учащимися по карточкам.
III. Работа по теме урока:
1. Фронтальный опрос.
— Что изучает орфоэпия?
— Что называется орфоэпической нормой?
- Какие орфоэпические нормы вам известны?
- К какому словарю можно обратиться в случае затруднения, связанного с произношением слова?
2. Изучение теоретического материала.
Работа с упражнениями.
1. №47 (1,4, 5).
2. Ученики работают со словами, записанными на доске.
Задание: поставить ударение в словах и прочитать их вслух. В случае затруднения ученики обращаются к орфоэпическому словарю (или к приложению 1 учебника):
а) ракушка, знамение, береста, жалюзи, цемент, свекла, сантиметр, договор, документ, квартал;
б) оптовый, красивее, красивейший, кухонный, включенный, мизерный;
в) откупорить, (он) звонит, (он) включит.
3. Закрепление.
Исследовательская работа.
Расставьте ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.
1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, водопровод. (Правило: в словах, оканчивающиеся на -провод, ударение падает на последний слог: мусоропровод.)
2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог. (Правило: если существительное одушевленное, то ударение падает на середину слова: филолог, если неодушевленное — на -лог: каталог.)
3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота. (Правило: в существительных, образованных от глаголов, ударение падает на -от-, образованных от прилагательных - на окончание. Ср.:ломота
(После проверки каждого задания из этого блока правило записывается в тетрадях.
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание:
§13-14, упр 50 (стр 51-52)