СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуки и буквы. Орфоэпия.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа. Расставьте ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах. 1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, водопровод. (Правило: в словах, оканчивающиеся на -провод, ударение падает на последний слог: мусоропровод.)

Просмотр содержимого документа
«Звуки и буквы. Орфоэпия.»

Тема: Звуки и буквы. Орфоэпия.

Цели:

  • повторить сведения о фонетике;

  • формировать у учащихся представление об орфоэпии и орфоэпической норме;

  • познакомить с отдельными правилами орфоэпии;

  • отработать навыки использования орфоэпического словаря;

  • воспитывать культуру речи.

Ход урока.

I. Организ. этап

II. Проверка домашнего задания

- Опрос учащихся.

- Индивидуальная работа со слабыми учащимися по карточкам.

III. Работа по теме урока:


1. Фронтальный опрос.

— Что изучает орфоэпия?

— Что называется орфоэпической нормой?

- Какие орфоэпические нормы вам известны?

- К какому словарю можно обратиться в случае затруднения, связанного с произношением слова?


2. Изучение теоретического материала.

Работа с упражнениями.

1. №47 (1,4, 5).

2. Ученики работают со словами, записанными на доске.

За­дание: поставить ударение в словах и прочитать их вслух. В случае затруднения ученики обращаются к орфоэпическому словарю (или к приложению 1 учебника):

а) ракушка, знамение, береста, жалюзи, цемент, свекла, сантиметр, договор, до­кумент, квартал;

б) оптовый, красивее, красивейший, кухонный, включенный, мизерный;

в) откупорить, (он) звонит, (он) включит.


3. Закрепление.

Исследовательская работа.

Расставьте ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.

1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, во­допровод. (Правило: в словах, оканчивающиеся на -провод, ударение падает на последний слог: мусоропровод.)

2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог. (Правило: если существительное одушевленное, то ударение падает на середину слова: филолог, если неодушевленное — на -лог: каталог.)

3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота. (Правило: в существительных, образованных от гла­голов, ударение падает на -от-, образованных от прилага­тельных - на окончание. Ср.:ломота

(После проверки каждого задания из этого блока правило за­писывается в тетрадях.

IV. Итог урока.


V. Домашнее задание:

§13-14, упр 50 (стр 51-52)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!