СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуки и буквы. Орфограммы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1. Образовательные:

- познакомит с понятиями «орфограмма», «орфографическаязоркость»; - научить находить орфограммы в словах; - научить пользоваться орфографическим правилом при написании орфограммы; - повторить ранее изученные орфограммы.

2. Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, операции мышления; - развивать письменную и устную речь.

3. Воспитательные.

- воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Коррекционно – логопедические: 

- способствовать формированию правильной речи как полноценного средства общения, необходимого для общего развития ребенка;

– развивать общую  и мелкую моторику детей.

Просмотр содержимого документа
«Звуки и буквы. Орфограммы.»



Открытый урок

по русскому языку (с логопедическим направлением)

в 1 г классе

Тема: «Звуки и буквы. Орфограмма».

















Учитель – логопед Терехова Е.П.

























2013год

Цели:

1. Образовательные:

- познакомит с понятиями «орфограмма», «орфографическаязоркость»;
- научить находить орфограммы в словах;
- научить пользоваться орфографическим правилом при написании орфограммы;
- повторить ранее изученные орфограммы.

2. Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, операции мышления;
- развивать письменную и устную речь.

3. Воспитательные.

- воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Коррекционно – логопедические:

- способствовать формированию правильной речи как полноценного средства общения, необходимого для общего развития ребенка;

– развивать общую и мелкую моторику детей.





























Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет нас на урок.
Ну-ка, детки, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

/Дети садятся/

- Сегодня мы с вами отправимсяна кораблев очень увлекательное путешествие.

- Скажите, что вы ждете от сегодняшнего путешествия? Каким вы хотите его видеть?

(Веселым, познавательным.Ждем новых открытий)

- Я обещаю вам, что сегодняшнее путешествие будет интересным и познавательным. (Разыгрывается сценка захвата корабля пиратами, зачитываются требования пиратов и выводится тема урока) Слайд 1

- А попробуйте сформулировать станции нашего путешествия?

2. Минутка скороговорок. Слайд 2

- Первое задание пиратов: Произнести правильно скороговорку.

На дворе трава, на траве дрова.(проговариваем медленно с хлопками на каждом слове, затем - хлопок через слово, хлопок – через 2 слова,затем первое слово в первой и второй строке – громко, остальные слова тихо.)

3. Актуализация знаний.

-Следующее задание: услышь и произнеси.(запись на доске)

- Какие гласные буквы спрятались в этом слове? /Учитель записывает их на доске/

кот дрова

Слышу - о Слышу - а



Пишу - о Пишу - о

- Посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются эти слова? (знакомство с ошибкоопасным местом)

4. Постановка проблемы.

- Запишите слова в столбик. А моим помощником будет…

/Дети записывают в тетрадях слова в столбик, а один ученик работает у доски/

Пружина, уши, чабан, чулок

- Как вы записали эти слова? Какие буквосочетания встретились в этих словах? (Сочетания ЖИ и ШИ, ча и чу)
- Выполним звукобуквенный анализ слова УШИ. Запишем транскрипцию.(уши - [ушы]  - 2 сл., 3 б., 3 зв.,

- Какую гласную мы слышим? (Мы слышим звук [ ы])

- Мы слышим звук [ ы], звук [ы] служит для обозначения твердости согласных на письме, звук [ ж] всегда твердый, значит, и писать должны после буквы Ж букву Ы. У нас не совпадение. Почему? Что перед нами? Как это называется?  (ПРОБЛЕМА!!!Знакомство с понятием орфографическая зоркость) (Возможный вариант ответа : Есть правило)

5. Поиск решения. (Подводящий диалог)

- Давайте проведем исследование. Можно ли было написать то, что мы слышим? Всегда ли мы пишем слова в русском языке так, как мы их слышим, произносим? (Нет.)
- Значит, перед нами буква, написание которой нельзя точно определить на слух.

/Учитель вывешивает этот вывод на доску/

- Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И? (Есть правило)

- Значит, не всегда мы пишем так, как слышим. В нашем случае написание буквы И подчиняется правилу.
/Учитель вывешивает на доску вывод/

- Ребята, такую букву, написание которой нельзя точно определить на слух и которая подчиняется правилу, называют «ОРФОГРАММА» (ОТКРЫТИЕ!)

/Учитель вывешивает на доску слово «Орфограмма!»

- Произнесем хором. /Дети произносят/
- Кто из вас сможет рассказать, что такое «орфограмма»? / проговаривают правило/
-6. Физминутка. (Релаксация и гимнастика для глаз)

7. Первичное закрепление (текст написан на доске)

В.сна. Ярко светит солнце. (На) дерев.ях набухли по(чк)и.

Журч.т ручейки. Как х.рошов.сно(.)

- Посмотрите и скажите, почему у меня нарисованы сапоги и шапка?(логопед. прием- начало предложения и точка).

- Давайте попробуем найти пропущенные буквы и вспомнить правило?

8. Повторение изученных орфограмм. Работа в группах.

- Задание для всех групп. Вставьте пропущенную букву. Вспомните правило. Подчеркните орфограмму.

1 группа

спи.ка
до.ка
цепо.ка
лампо.ка 

2 группа

но.ной
сро.ный
ску.но
ру.ной     

3 группа

(А,а)лексей
(М,м)аша
(С,с)емёнов
(П,п)етрович

 


5 группа

(Р,р)оссия 
(В,в)олга
(С,с)аранск
(М,м)осква  

6 группа

верши.на
кувш.н
ж.раф
ж.ивотные

7 группа

(Н,н)аступила осень
(Я,я)рко светит солнце
(П,п)оявились первые проталины.
(Р,р)адостно запели птицы..

 

- Проверим, как вы справились с работой. /Дети называют орфограмму, проговаривают правило/

9. Игра на развитие устной речи «В лесу» Слайд 3

- На какую тему мы сегодня будем составлять рассказ? /Дети предлагают тему рассказа и устно составляют его, повторяя предыдущее предложения и добавляя к этому рассказу свое/

10. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке? (Что такое орфограмма и орфографическая зоркость)
- Что же такое «орфограмма»? /Дети рассказывают правило./
- Можем ли мы развивать орфографическую зоркость?» (Да)
- Понравилось ли вам путешествие? Вы хотели видеть его именно таким? - Преодолели ли вы трудности? Я рада. Вы все хорошо работали.