СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МБОУ СОШ №42
Технологическая карта урока
Предмет: Основы светской этики
Класс: 4
УМК: «Основы религиозных культур и светской этики» (автор программы Данилюк А.Я.)
Тема урока: Честь и достоинство
Цель урока: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, проектировочных) учащихся 4 класса в предметной области «Основы светской этики» по теме «Честь и достоинство».
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств их осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов), в статичных группах в режиме интерактивного обучения.
- способствовать формированию представления о понятиях «честь» и «достоинство» человека;
- способствовать развитию умения совершать поступки, руководствуясь понятиями чести и достоинства человека.
Оборудование урока: учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы»; презентация к уроку «Честь и достоинство», материалы к выступлениям учащихся, аудиозапись песни О. Газманова «Офицеры».
№
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
|
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Целеполагание.
Открытие новых знаний.
Первичное закрепление новых знаний.
Рефлексия.
Домашнее задание. |
- Начинаем ровно в срок Наш любимейший урок! Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся! Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех! -Дорогие ребята, возьмитесь за руки, улыбнитесь, пожелайте друг другу успехов на уроке. -Добро пожаловать на урок этики!
-Перед вами картинка с весами. На их чашах-добрые и злые дела литературных персонажей. Попробуем вспомнить известных нам литературных персонажей и разместить их на весах. Те, у которых добрых дел больше, попадут на чашу с добрыми делами, а те, у кого больше злых, плохих поступков, окажутся на другой чаше весов. Слайд 2.
-Вы легко определили поступки известных героев – добрые и злые. А что такое добро? А зло? Слайд 3.
-Как называются правила, объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми? -Что такое долг?
-О каком долге идёт речь в данных примерах? Слайд 4.
-А если человек вовремя не вернул долг, какие чувства он испытывает перед тем человеком, у которого взял деньги? Слайд 5. -А что ещё он чувствует?
-Уважают ли такого человека окружающие? Почему?
-А как воспринимают окружающие меня? Каково моё положение среди людей? Ценят ли они меня как личность? На эти и подобные вопросы позволяют ответить такие важные нравственные характеристики человека, как честь и достоинство. Известный русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский говорил: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» Слайд 6. -О каких нравственных понятиях мы сегодня будем говорить на уроке? -Тема урока: Честь и Достоинство. -Какие цели мы поставим? Слайд 7.
-Известны ли вам эти произведения? Что вы знаете о поступках героев этих произведений? Какую оценку их поступкам вы бы дали? Слайд 8.
Слайд 9.
-Какие моральные качества присущи этим героям?
-Сделайте вывод, что же такое честь? -Прочитайте определение в учебнике стр.46 Слайд 10.
Слайд 11. –Обсудите, работая в парах, такие понятия как «дело чести», «человек чести»? -Поделитесь вашими мыслями.
-А теперь, дорогие ребята, давайте подумаем, где в жизни люди могут проявить свою честь? Поработаем в группах: 1 группа – Проявление чести во время военных действий. 2 группа - Проявление чести в бытовых ситуациях. 3 группа - Проявление чести в экстремальных ситуациях. 4 группа – Спортивная честь. Слайды 12, 13. Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость - может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережёт её, дорожит своим именем, старается не запятнать своё доброе имя плохими делами и поступками.
Прослушивание первого куплета песни О.Газманова «Офицеры».
-А что такое достоинство человеческой личности? Слайд 14.
-Прочитайте определение этого понятия в учебнике. Слайд 15. –Найдите в тексте предложение, соответствующее высказыванию «Храни достоинство своё повсюду, человек!» -Если ты лжёшь, отличаешь добро от зла, справедлив, не совершаешь безнравственных поступков, то ты достоин уважения. -А что значит «безнравственный поступок»? Слайд 16. -Честь! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас? -Как вы думаете, легко ли сохранить свои честь и достоинство? Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было трудно поступить нравственно? Слайд 17.
-Давайте мы встанем в круг, и каждый попробует продолжить одно из предложений: Слайд 18. - Наградой человеку за хорошие поступки становится уважение людей, при этом он сам испытывает чувство собственного достоинства, уважение к себе. - Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя).Слайд 19.
Слайд 20. Вопросы и задания учебника (стр. 47).
|
Ребята эмоционально настраиваются на урок.
Герои для работы: Карабас-Барабас, Крокодил Гена, Чипполино, Золушка, Кащей Бессмертный, Урфин Джюс, Буратино, Три Толстяка. –Учащиеся распределяют героев по группам.
Ответы детей.
-Мораль.
-Обязанности, которые необходимо выполнять вне зависимости от своих желаний. -Человек отдаёт взятые в долг деньги. (Денежный долг) -Врач оказывает помощь человеку на улице. (Профессиональный долг) -Сын заботится о своих родителях. (Моральный долг)
-Чувство стыда.
-Чувство вины, угрызения совести.
-Не уважают, потому что он поступил некрасиво, несправедливо, нечестно, подвёл людей, которые ему поверили.
-Честь и достоинство.
-Узнать, что такое честь и достоинство; -Запомнить новые понятия; -Учиться слушать собеседника, участвовать в диалоге.
Рассказывают заранее подготовленные ученики: 1 ученик: В рассказе «Честное слово» маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры «у порохового склада», не потерял веры в понятия «часовой», «пост», «честь». Он, будучи в игре «сержантом», сдержал своё «честное слово - не уйду». Лишь случайный прохожий, помня своё детство, привёл майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост. 2 ученик: В стихотворении «Рассказ о неизвестном герое» случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж объятого пожаром дома. Это смелый, мужественный поступок. 3 ученик: В произведении «Золотая антилопа» крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Мальчик не предаёт своего друга-антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили его и под угрозой смерти требовали рассказать, где прячется Золотая антилопа. 4 ученик: Дмитрий Михайлович Карбышев - Герой Советского Союза, генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук, профессор, по происхождению – сибирский казак. Накануне начала Великой Отечественной войны он был командирован в Гродно для руководства строительством оборонительных укреплений на западной границе. При попытке вырваться из окружения в районе севернее Могилёва Карбышев был контужен и захвачен гитлеровцами в плен. Допросы, пытки не смогли сломить дух этого человека. И фашисты придумали казнь. Живого генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу. Д.М. Карбышев проявил исключительную стойкость и мужество в борьбе с немецкими захватчиками. 16 августа 1946 года генерал-лейтенанту Дмитрию Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. -Умение сдержать слово, прийти на помощь слабым, сохранить верность друзьям, Родине, не изменить моральным принципам. -Ответы детей. -Честь – это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация. -Работают в парах.
-Ответы учащихся.
-Работают в группах.
Дети слушают аудиозапись песни и размышляют об основных понятиях урока.
Учащиеся высказывают предположения, опираясь на иллюстрации и опорные, ключевые слова.
Самостоятельно работают с текстом.
Ответы детей.
Ответы детей.
Учащиеся в игровой форме подводят итоги урока. |
Личностные: адекватная школьная мотивация.
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе сообщений.
Регулятивные.
Познавательные, коммуникативные.
Регулятивные.
Регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Личностные, познавательные.
Познавательные.
Личностные.
Личностные: адекватная самооценка. |