СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МБУ ДО СШ Песчанокопского района
Эссе
Тренера – преподавателя по гиревому спорту
МБУ ДО СШ Песчанокопского района
Ковач Владимир Захарович
Превосходнейшая должность, Выше которой ничего не может быть под этим солнцем
Ян Амос Коменский
Деятельность тренера нельзя целиком расценивать как профессию - это призвание. Я считаю что «тренер – преподаватель» - это, возможно и профессия, заниматься которой можно и ради финансовой составляющей, и ради самореализации или иных целей. В значении же слова «тренер» для меня заложено нечто большее, намного большее, чем «преподаватель» или «наставник». В тот момент, когда это осознают мои воспитанники, и начинается моя любимая работа - работа тренера.
Но не всегда легко и быстро можно найти общий язык с ребенком, настолько общий, что он в свой психологически хрупкий и переменчивый возраст увидел в тебе того человека, которому он искренне поверил, доверил своё будущее, своё здоровье, отчасти даже позволил тебе строить его жизнь. Ведь если он в тебе ошибётся, и ты окажешься некомпетентен в звании «тренер», то ребенок может пострадать от этого, как физически, что не самое страшное, если конечно травма не серьёзная, а более значимо: могут пострадать личностные качества человека. Ведь тренер играет огромную роль в воспитании личности ребенка, и то, какие качества и какими методами он их будет закладывать, наложит отпечаток на всю жизнь воспитанника. Те возрастные кризисы, вроде кризиса 7 лет или переходного возраста, необходимо учитывать и знать, как помочь ребенку их пережить наиболее мягко. Многие недооценивают социальную ответственность, возложенную на тренера, а важность этого момента в тренерской деятельности допускать нельзя. Воспитанники, и в особенности их родители, должны осознавать это и совместно «работать» над созданием действительно достойного члена общества. Не все дети, с которыми мне приходится работать действительно готовы к этому, нуждаются в этом, даже не всем нравятся занятия спортом. С такими детьми всё намного проще, достаточно проявить лишь свои навыки, умения и знания. Провести занятие с 15-ю десятилетними детьми – я не считаю это чем-то сложным. Я, безусловно, могу организовать их тренировку, им будет весело, всё понятно, просто и доступно, могу наладить их дисциплину, поведение во время занятия и так далее. Я разовью их физические качества до определённого уровня, кое - какие моральные качества, вроде силы воли и умения бороться со страхами. Но стать для них «тренером» не получится. Конечно, мне часто удаётся «зажечь» ребенка, сделать из заядлого хулигана человека, который может ставить перед собой цель и добиваться её, но это возможно только тогда, когда его родители в этом заинтересованы, а, к сожалению, это не всегда так. Другое дело, когда 15 ребятишек стоят и смотрят на тебя с горящими глазами, с открытыми ртами, пытаются тебе подражать и расценивают твоё слово как закон, стремятся к тебе, хотят поговорить, обсудить проблемы, помечтать о будущем и не могут представить свою жизнь без спорта – тогда ты «тренер»! И, скорее всего, далеко не все эти ребятишки станут профессиональными спортсменами и будут выступать на международной арене - это дано единицам. Но все они будут достойными людьми, социально активными, порядочными, морально устойчивыми к жизненным ситуациям, физически совершенными, способными к обучению, целеустремленными – они всегда будут выделяться в обществе.
Педагогическое воздействие на личность занимающегося не заканчивается при окончании тренировки. Те уроки, которые ты ему преподаешь в процессе вашей созидательной деятельности, он начинает проектировать на всю свою жизнь: на учёбу, общение с друзьями, взаимоотношение в различных коллективах. И от того, какие уроки ты ему преподашь, и зависит, будет ли он носить гордое звание «спортсмен» и будет гордостью семьи, или будет шататься по улице и применять свои навыки не по назначению.
Моя деятельность меняет и меня. Я наблюдаю за тем, как я расту духовно, отпечаток на это накладывает моя ответственность, дисциплина и самоорганизация, которые в своё время заложил в меня мой «тренер». Я осознаю свою социальную значимость и мне не всегда легко даётся «держать марку»: не будь я тренером, возможно я бы и позволял порабощать себя лени, страхам, сомнениям, но понимаю, что не могу подвести тех, кто в меня верит, беру себя в руки и говорю «Владимир, показывай правильный пример»!
Если абстрагироваться от жизни «вне ковра» и переместиться непосредственно в «рабочие» отношения тренера и воспитанника, наиболее ярко я выделяю одну из самых сложных функций деятельности тренер - секундирование спортсмена во время поединка, соревнований. Специально организованное управление состоянием и поведением спортсмена непосредственно перед поединком - это очень тонкая работа, и умение её выполнять дано не каждому. Тренер должен настолько глубоко знать психо- эмоциональные состояния своего подопечного, чтобы было возможным «залезть к нему в голову» и развить в ней набор необходимых для победы психологических качеств. Доверие к тренеру должно быть запредельным. Какие - то детские страхи, о которых не знает тренер, переживания о судьбе мира, разорванных с девушкой отношений, невкусном ужине или плохом сне, - всё это может наложить негативный отпечаток на результат соревнований. Здесь тренер - это второй отец, а в некоторых семьях, где отец не заинтересован воспитанием ребенка, - и первый. Умение грамотно выявить проблему ребенка, найти пути её решения и, в конечном итоге, разрешить её – не знаю, в какой деятельности можно найти занятие поинтересней?!
Хорошая физическая форма - неотъемлемый атрибут тренера, то, как тренер выглядит, показывает технические действия, его способность выполнять все упражнения, которые он преподает детям, и есть слагаемые его авторитета среди воспитанников. Ведь не надо забывать и про физическое развитие человека. Неправильно разученный приём или выполненное упражнение может не только травмировать ребенка, но и наложить отпечаток на дальнейшее формирование организма – углубленные знания в области физиологии, анатомии, биохимии вызывают доверие у воспитанников, а главное - их родителей.
Рассматривая свою педагогическую философию я подвожу черту: то, кто хочет называть себя тренером, должен закладывать в свою деятельность нечто большее, чем преподавательский навык!
высшее професиоанальное