СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МБОУ "Рудницкая СОШ" пгт Тенишево Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан
Здравствуйте. Меня зовут Лилия. Я работаю учителем русского языка и литературы 20 лет, в настоящий момент являюсь учителем 1 квалификационной категории. Имею высшее образование, окончила филологический факультет Казанского государственного педагогического университета в 1995 году; в 1997 году - факультет ИПКРО по специальности «Практическая психология в системе образования».
В этой статье я постараюсь представить опыт своей работы.
О воспитании.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель», - утверждал Лев Николаевич Толстой. Действительно, любить чужих детей, прощать им шалости, капризы, дарить им свое самое сокровенное: знания, опыт, душу… Не спать ночами, готовясь к новой, пусть ежедневной, но столь волнующей встрече с юными друзьями… Думаю, стать педагогом способен только тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть никем иным, как учителем.
«Учительство,- по мнению Дмитрия Сергеевича Лихачева,- это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».
Центральной, отправной точкой моей воспитательной системы является личность ученика. Воспитание ребенка, на мой взгляд, это совместное с ним проживание процесса взросления: определение его интересов, поиск мечты, создание иерархии ценностей, осознание норм и законов жизни, выбор путей преодоления трудностей. В школе ребенок обучается не только основам наук, но не в меньшей мере учится жить. Ведь важно, чтобы, покинув школьную парту, человек не потерялся, сумел самостоятельно развиваться во взрослой жизни. Поэтому немаловажно учитывать изменения в личностном росте, в чем мне помогают методики М.П. Капустиной, М.И. Шиловой, рекомендации И.Г. Богуславской. Пользуясь этими программами, удобно вести наблюдения, определять уровень воспитанности учащихся и на основе данных анализа вносить изменения в программу воспитания классного коллектива. Работа с диаграммами позволяет правильно выбирать формы и методы взаимодействия с учащимися: метод изучения самовоспитания учащихся (наблюдение, беседа, хронометраж, анкетирование, педагогический консилиум), метод психологического исследования (лонгитюдный, сравнительный), эмпирические (самонаблюдение) и экспериментальные (эксперимент, естественный эксперимент, формирующий).
Придерживаясь концепции Н.Е.Щурковой, И. Г. Богуславской, П.В Степановой и И.В Степанова создаю в классном коллективе условия, необходимые для самореализации и самовоспитания детей. Свою роль как классного руководителя я вижу в создании теплой, доброжелательной, творческой атмосферы, атмосферы взаимодействия, в тактичном направлении жизни класса, педагогической поддержке, в оказании своевременной помощи при решении индивидуальных проблем, связанных с разными сторонами личностного развития детей. Считаю важным использовать в работе методику А.Н. Лутошкина, которая позволяет изучить классный коллектив, определить, насколько дети считают его спаянным, крепким и единым. Так, давая характеристику классу в этом году, уже можно говорить о переходе к ступени «Алый парус», командный состав которого - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. У большинства выработано чувство гордости за коллектив, но еще не у всех в должной мере проявляется инициатива. Поэтому социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе является еще одной из составляющих аналитической работы классного руководителя. Социометрия помогает отследить, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива. Наш класс - это большая семья со своими традициями и нормами жизни; у каждого ребенка свои обязанности согласно его интересам.
В своей работе с детьми придерживаюсь принципов воспитания гармонично развитой личности, поэтому в программу воспитания включаю разные виды индивидуальной и групповой видов деятельности: творческую, трудовую, учебную, социально-правовую, гражданско-патриотическую, досуговую и др.
Особое внимание уделяю формированию системы ценностных отношений к жизни, к обществу, к окружающему миру. Добро, знание, красота, здоровье, свобода, счастье, совесть, труд – эти культурологические ценности выработаны человечеством за историю его существования, поэтому важно, на мой взгляд, чтобы эти понятия легли в основу мировоззрения ребенка.
Воспитание всесторонне развитой личности невозможно лишь в пределах класса. Поэтому стремлюсь максимально вовлечь ребят в школьные организации, в работу школьного актива, заинтересовать деятельностью творческих объединений. Изучение волевых качеств детей позволяет направить деятельность ребенка в нужное русло.
К важным ценностным приоритетам необходимо отнести здоровье детей. Внимание сосредотачиваю на всех аспектах здорового образа жизни: привитие интереса к спорту, активный образ жизни, питание, режим, гигиена, важность ежегодных медицинских осмотров, формирование негативного отношения к пагубным привычкам. Ребята занимаются в спортивных секциях по борьбе на поясах, волейболу, баскетболу, лыжным гонкам, хоккею, фитнесу, обучаются в спортивной школе, посещают бассейн, участвуют в спортивных соревнованиях разных уровней, в военно-спортивных играх, проводят экологические акции; а осенние и весенние походы, коллективные зимние катания на санках с горы, ежевечерние встречи на катке стали традициями класса. В рамках проекта «SаMoSтоятельные дети» с удовольствием ведут агитационную работу .
Хочется заметить, что современные республиканские проекты по поддержке детей и молодежи являются хорошим подспорьем для классных руководителей. Работая в рамках проектов, шагаешь в ногу со временем сам и жизнь детей организуешь в нужном русле. Так, например, курс дополнительного образования «Основы лидерства», по которому я работаю второй год, направлен на личностное развитие школьников, повышение их социальной активности, формирование универсальных коммуникационных умений и навыков.
Активная работа с классом дает свои результаты. Класс получил звания «Лидер-класса», «Мастер-класса», «Творческого класса» по итогам учебного года. Ребята являются участниками, призерами, победителями предметных олимпиад, научно-практических конференций, художественных и творческих конкурсов, спортивных состязаний школьного, муниципального и республиканского уровней. В классном коллективе есть спортсмены, певцы, музыканты, танцоры, актеры, художники, вожатые, корреспонденты, сценаристы, члены школьного научного общества.
Казанский государственный педагогический университет, 1995 год. Факультет русской филологии. Специальность: учитель русского языка и литературы.