СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место работы

МБОУ "Рудницкая СОШ" пгт Тенишево Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан

Обо мне

Здравствуйте. Меня зовут Лилия. Я работаю  учителем  русского  языка  и  литературы  20 лет,  в настоящий момент являюсь учителем 1 квалификационной  категории.    Имею высшее  образование,  окончила  филологический  факультет  Казанского государственного  педагогического  университета в  1995 году;  в 1997 году  - факультет ИПКРО  по  специальности «Практическая  психология  в системе образования».

В этой статье я постараюсь представить опыт своей работы.

О воспитании.

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель», - утверждал Лев Николаевич Толстой.  Действительно, любить чужих детей, прощать им шалости, капризы, дарить им  свое самое сокровенное: знания, опыт, душу… Не спать ночами, готовясь к новой, пусть ежедневной, но столь волнующей  встрече с юными друзьями… Думаю,  стать  педагогом способен только тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть никем иным, как учителем.

«Учительство,- по мнению Дмитрия Сергеевича Лихачева,- это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

Центральной, отправной точкой моей воспитательной системы является личность ученика. Воспитание ребенка, на мой взгляд, это совместное с ним проживание процесса взросления: определение  его интересов, поиск мечты, создание иерархии ценностей, осознание норм и законов жизни, выбор путей преодоления трудностей. В школе ребенок обучается  не только основам наук, но не в меньшей мере учится жить. Ведь важно, чтобы, покинув школьную парту, человек не потерялся, сумел самостоятельно развиваться во взрослой жизни. Поэтому немаловажно учитывать изменения в личностном росте,  в чем мне помогают  методики М.П. Капустиной, М.И. Шиловой,  рекомендации И.Г. Богуславской. Пользуясь этими программами,  удобно вести наблюдения, определять уровень воспитанности учащихся и  на основе данных анализа вносить изменения в программу воспитания классного коллектива.  Работа с  диаграммами позволяет правильно выбирать формы и методы взаимодействия с учащимися: метод изучения самовоспитания учащихся (наблюдение, беседа, хронометраж, анкетирование, педагогический консилиум), метод психологического исследования (лонгитюдный, сравнительный), эмпирические (самонаблюдение) и экспериментальные (эксперимент, естественный эксперимент, формирующий).

Придерживаясь концепции  Н.Е.Щурковой, И. Г. Богуславской,  П.В Степановой и И.В Степанова создаю в классном коллективе условия,  необходимые  для самореализации и самовоспитания детей. Свою роль как классного руководителя  я  вижу в создании теплой, доброжелательной, творческой атмосферы, атмосферы взаимодействия, в тактичном направлении жизни класса, педагогической поддержке, в оказании  своевременной  помощи при решении индивидуальных проблем, связанных с разными сторонами личностного развития детей.  Считаю важным использовать в работе методику А.Н. Лутошкина, которая  позволяет изучить классный коллектив, определить, насколько дети  считают его спаянным, крепким и единым. Так, давая характеристику классу в этом году,  уже можно говорить  о переходе к ступени «Алый парус», командный состав которого  - знающие и надежные  организаторы, авторитетные товарищи.  У большинства выработано чувство гордости за коллектив, но еще не у всех в должной мере проявляется   инициатива.  Поэтому социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе  является  еще одной из составляющих аналитической работы  классного руководителя. Социометрия помогает отследить, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.  Наш класс - это большая семья со своими традициями и нормами  жизни; у каждого ребенка свои обязанности согласно его  интересам.

В своей   работе с детьми придерживаюсь принципов воспитания гармонично развитой личности, поэтому в программу воспитания включаю разные  виды индивидуальной и групповой видов деятельности: творческую, трудовую, учебную, социально-правовую, гражданско-патриотическую, досуговую и др.

Особое внимание уделяю формированию  системы ценностных отношений к жизни, к обществу, к окружающему миру.  Добро, знание, красота, здоровье, свобода, счастье, совесть, труд –  эти культурологические ценности выработаны человечеством за историю его существования, поэтому важно, на мой взгляд, чтобы эти понятия легли в основу мировоззрения ребенка.

Воспитание  всесторонне развитой  личности невозможно лишь  в пределах класса. Поэтому стремлюсь максимально вовлечь ребят в школьные организации, в работу  школьного актива, заинтересовать деятельностью творческих объединений. Изучение волевых качеств детей позволяет направить деятельность ребенка в нужное русло.

К важным ценностным приоритетам необходимо отнести здоровье детей.  Внимание сосредотачиваю на всех аспектах здорового образа жизни: привитие интереса к спорту, активный образ жизни, питание, режим, гигиена, важность ежегодных медицинских осмотров, формирование негативного отношения к пагубным привычкам. Ребята занимаются в спортивных секциях  по борьбе на поясах, волейболу, баскетболу, лыжным гонкам, хоккею, фитнесу, обучаются в спортивной школе, посещают бассейн, участвуют в спортивных соревнованиях разных уровней, в военно-спортивных играх,  проводят экологические акции; а осенние и весенние походы, коллективные зимние катания на санках с горы, ежевечерние встречи на катке стали традициями  класса. В рамках проекта «SаMoSтоятельные дети» с удовольствием ведут агитационную работу .

Хочется заметить, что  современные республиканские проекты  по поддержке детей и молодежи  являются хорошим подспорьем для классных руководителей. Работая в рамках проектов, шагаешь в ногу со временем сам  и жизнь детей организуешь в нужном русле. Так, например, курс дополнительного образования  «Основы лидерства», по которому я работаю второй год, направлен на  личностное развитие школьников, повышение их социальной активности, формирование универсальных коммуникационных умений и навыков.

Активная работа с классом  дает свои результаты.  Класс получил  звания «Лидер-класса», «Мастер-класса», «Творческого класса» по итогам учебного года. Ребята являются участниками, призерами, победителями предметных олимпиад, научно-практических конференций, художественных и творческих конкурсов, спортивных состязаний школьного, муниципального и республиканского уровней. В классном коллективе есть спортсмены, певцы, музыканты, танцоры, актеры,  художники, вожатые, корреспонденты, сценаристы,  члены школьного научного общества.

Моё образование

Казанский государственный педагогический университет, 1995 год. Факультет русской филологии. Специальность: учитель русского языка и литературы.

 

Рейтинг

Баллов: рейтинг670.3 Место: место81661 (Подробнее)