СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МБОУ СОШ №44
Эссе «Я – учитель»
Осенью часто вглядываюсь в лица детей, спешащих в школу. Вот девчушка с двумя косичками и портфелем в руках торопливо шагает по засыпанной разноцветной листвой тропке к школьному крыльцу. Смотрю и вижу, что это вовсе не девчушка, а я бегу на урок и чувствую, как часто бьётся сердце.
……. Начальная школа и наша любимая Наталья Николаевна что-то выводит мелом на доске. Моё любопытство, желание запомнить всё, что она рассказывает, стремление выполнить любую, даже не высказанную просьбу порождает первую влюблённость- влюблённость в здание нашей сельской школы, запах её коридоров, меловый след на доске.
……..Через несколько лет, когда в школе появилась учительница физкультуры Валентина Николаевна, а мы, девчонки и мальчишки – прыгавшие раньше только через лужи, вдруг освоили спортивное бревно, брусья, обручи, я поняла, что в моей жизни появилась ещё одна любовь- любовь к спорту. Эту любовь я пронесла через всю свою жизнь.
Кем мы только не мечтаем стать в детстве. Кто-то врачом, кто-то артистом, а я, сколько себя помню, всегда мечтала стать учителем. У меня только предмет, который я хотела преподавать, менялся. Я хотела стать учителем музыки, иностранного языка, а к 10 классу поняла, что мне больше интересна история.
В нашей школе был музей, его мы создавали сами с учителем начальных классов. В этом музее по одной из экспозиций я была экскурсоводом. Я родилась и выросла в деревне Новомихайловка, Приморского края, куда по столыпинской реформе в 1907 году приехали 4 семьи переселенцев, среди которых был мой прадед, Попырко Михаил Григорьевич. В честь него и была названа наша деревня. Мой дед в 1934 году пригнал в деревню первый трактор, а в годы войны был председателем колхоза. Я очень горжусь своими родственниками. Ведь любовь к своей малой Родине воспитывается с детства.
Я уже почти 35 лет преподаю историю и обществознание в школе. И каждый раз, когда беру новые классы, думаю, какие дети прейдут ко мне, чему я смогу их научить?
За те годы, что я учительствую, многое изменилось в мире, в России, в школе. Изменились методы преподавания предмета, благодаря тому, что школа стала более технически оснащенной, у нас появилась возможность сделать свои уроки интереснее, увлекательнее. Меняется и восприятие ребенка, он теперь живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Новые концепции образовательного стандарта требуют других подходов в организации учебного процесса.
Меняются и сами дети, у которых сейчас многое есть благодаря заботе родителей. Но после окончания школы в их жизни начинаются трудности, которых не было у нас в свое время. И я думаю, что важно сейчас дать им не только знания и умения, но и научить их пользоваться знаниями так, чтобы стать успешным в жизни, найти свое место, научить творить свою судьбу. В наше время дети сильнее нуждаются в добрых советах, подсказках, положительном примере, оптимизме и умении преодолевать трудности. Их жизнь стала такой разнообразной, что не заблудиться в ней трудно.
В классах, как правило, пара отличников, половина хорошистов, и остальные учащиеся те, кто не всегда отличается прилежанием, да и любовью к наукам тоже. Чтобы расположить их к себе, чтобы заинтересовать, приходится прилагать много усилий. И каждый день, приходя с урока, я понимаю, что надо любить дело, которым занимаешься, и тех, кто находится рядом с тобой. И если интересно самому, если не жалеешь своего свободного времени, если творчески относишься к своей работе, если сам неравнодушен ко всему живому, что окружает тебя, если сам полон любви к Родине, к своему краю, к своему уголку Земли, можно рассчитывать на успех.
Иногда я задумываюсь о том, каким должен быть современный учитель, учитель, которого бы любили и уважали. На своих уроках я стараюсь создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания, стараюсь доступно донести то, что хочу в результате увидеть и услышать. И главный принцип, без которого, я думаю, не может обойтись ни один учитель, - обучать и воспитывать собственным примером. Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитывать в нем хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Стиль и манеры педагога, внешний вид, умение вести себя тоже играют большую роль в воспитании детей.
Необходимо быть примером для детей в воспитании любви к истории, увлечённости исследовательской работой, творчеством, умению сопереживать детским успехам и неудачам, нести за них ответственность, просто любить дело, которому ты служишь. Я согласна с В. Ключевским, который говорил:
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь...».
Конфуций говорил, что если будешь любить свою работу, не будешь работать ни одного дня в жизни. Легкость, окрылённость, которую дает профессия по душе – это ли не счастье? Но мы знаем, что не бывает работы без преодоления себя, без сложностей и проблем. Если даже трудности профессионального пути доставляют удовольствие, то мы имеем дело со стопроцентным попаданием в призвание. Как же угадать свою «любовь с первого взгляда»? Ту ли ты дорогу в жизни выбрал? Счастливый человек чувствует свою важность на работе, он вовлечен в процесс, ему интересно решать проблемы, выполнять новые задачи. Отслеживать то, что меня зажигает, вовлекает – вот первоочередная задача искателей счастья в профессии. Я - счастливый учитель!
……..Нелёгок учительский труд, но я ещё ни разу не пожалела, что выбрала именно эту профессию. В моей работе много трудностей, но умение их преодолевать и видеть результаты своей деятельности доставляют мне радость.
Снова осень, опять шуршат под ногами разноцветные листья и новые мальчишки и девчонки спешат за парты. Но я не тороплюсь меняться.
Хабаровский государственный педагогический институт .Квалификация учитель истории и обществознания.Методист по воспитательной работе.