СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс. Изложение по прослушанному тексту смешанного типа речи (повествование с элементами описания), идентичное образцу, с лингвистическим заданием. (О дворянской усадьбе начала XIX века)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание учащимся. Полно изложите содержание текста, сохранив его стиль и тип речи. Старайтесь при этом писать так, чтобы исполь­зовать разные формы выражения главных членов предложения, как это можно наблюдать в данном тексте-образце.

Средства обучения: желательны изображения построек и внут­реннего убранства дворянских усадеб России XIX века.

Вот дворянская усадьба начала XIX века. Хозяин усадьбы – помещик-дворянин – в своём доме хотел иметь такую же от­делку фасада, как во дворце придворного вельможи: с колоннами, фронтоном*, парадным двором и статуями на пьедесталах. Внутри он требовал от архитектора сооружения красивого тан­цевального зала, с колоннами, полукруглой нишей, чтобы потолок был расписан гирляндами цветов и амурами*, чтобы стены украшались картинами и барельефами. В комнатах должна стоять мебель красного дерева или карельской берёзы. Кафельные печи – в виде красивых памятников, с вазами и скульптурой. Паркет наборный из разных пород дерева.

Всё – в классических формах.

Так складывался господствовавший в XVIII–XIX веках стиль дворянской крепостнической России – «русский класси­цизм».

Он охватывал архитектуру, поэзию, музыку, театр, живо­пись, скульптуру и прикладное искусство.

У помещика были деньги и бесплатная рабочая сила.

Всё делали в большинстве случаев крепостные люди по­мещиков-дворян. И творчество русских архитекторов в значи­тельной мере зависело от мастерства крепостных людей и рабочих из народа. Простые плотники, столяры, штукатуры и маляры далеко разнесли по всей стране навыки, понимание и восхищение красотой классических построек. Это не замедлило отразиться на крестьянских избах, на наличниках окон, поручнях балконов и крылечках.

Народ и художники из народа так одинаково чувствовали, так взаимно понимали друг друга, что их творчество слилось в единое искусство. Простые, но мудрые народные сказки, переданные няней Ариной Родионовной Пушкину, в его устах уже зазвучали пушкинским стихом. Такие же простые, задушевные песни крестьян зазвучали в русских операх Глинки. А вот красивый класси­ческий рисунок античных орнаментов, которыми украшали самые богатые дворцы и дома дворян, теперь появился на деревенских вышивках, кружевах, на резных по дереву шкатулочках, на гре­бешках и даже на сладких «печатных» пряниках.

258 слов

В. Талепоровский. Русские архитекторы

* Фронтóн – завершение фасада здания, колоннады.

* Амýр (франц.) – бог любви, изображаемый в виде крылатого маль­чика с луком и стрелами.

Подготовка учащихся

1. Определить стиль текста.

Ответ: публицистический.

2. Определить тип речи текста.

Ответ: повествование с элементами описания. Повествование о том, как складывался стиль «русского классицизма» в искусстве России XVIII–XIX веков. При этом описывается (описание) дворянская усадьба и предметы прикладного искусства крестьян.

3. Составить план текста.

Ответ:

а) классические формы дворянской усадьбы (фасад, внутреннее убранство);

б) мастерство крепостных людей;

в) творческое единство народа и деятелей искусства, писателей (примеры о Пушкине и Глинке).

4. Проанализировать синтаксические особенности текста, например, по вопросам: какие типы односоставных предложений представлены в этом тексте? Какими способами выражены подлежащие в предложениях текста? Какими способами выражены сказуемые в предложениях текста?

Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – С. 180–181.

Категория: Русский язык
01.04.2017 22:56


© 2017 1619

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!