© 2017 1619
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Задание учащимся. Полно изложите содержание текста, сохранив его стиль и тип речи. Старайтесь при этом писать так, чтобы использовать разные формы выражения главных членов предложения, как это можно наблюдать в данном тексте-образце.
Средства обучения: желательны изображения построек и внутреннего убранства дворянских усадеб России XIX века.
Вот дворянская усадьба начала XIX века. Хозяин усадьбы – помещик-дворянин – в своём доме хотел иметь такую же отделку фасада, как во дворце придворного вельможи: с колоннами, фронтоном*, парадным двором и статуями на пьедесталах. Внутри он требовал от архитектора сооружения красивого танцевального зала, с колоннами, полукруглой нишей, чтобы потолок был расписан гирляндами цветов и амурами*, чтобы стены украшались картинами и барельефами. В комнатах должна стоять мебель красного дерева или карельской берёзы. Кафельные печи – в виде красивых памятников, с вазами и скульптурой. Паркет наборный из разных пород дерева.
Всё – в классических формах.
Так складывался господствовавший в XVIII–XIX веках стиль дворянской крепостнической России – «русский классицизм».
Он охватывал архитектуру, поэзию, музыку, театр, живопись, скульптуру и прикладное искусство.
У помещика были деньги и бесплатная рабочая сила.
Всё делали в большинстве случаев крепостные люди помещиков-дворян. И творчество русских архитекторов в значительной мере зависело от мастерства крепостных людей и рабочих из народа. Простые плотники, столяры, штукатуры и маляры далеко разнесли по всей стране навыки, понимание и восхищение красотой классических построек. Это не замедлило отразиться на крестьянских избах, на наличниках окон, поручнях балконов и крылечках.
Народ и художники из народа так одинаково чувствовали, так взаимно понимали друг друга, что их творчество слилось в единое искусство. Простые, но мудрые народные сказки, переданные няней Ариной Родионовной Пушкину, в его устах уже зазвучали пушкинским стихом. Такие же простые, задушевные песни крестьян зазвучали в русских операх Глинки. А вот красивый классический рисунок античных орнаментов, которыми украшали самые богатые дворцы и дома дворян, теперь появился на деревенских вышивках, кружевах, на резных по дереву шкатулочках, на гребешках и даже на сладких «печатных» пряниках.
258 слов
В. Талепоровский. Русские архитекторы
* Фронтóн – завершение фасада здания, колоннады.
* Амýр (франц.) – бог любви, изображаемый в виде крылатого мальчика с луком и стрелами.
Подготовка учащихся
1. Определить стиль текста.
Ответ: публицистический.
2. Определить тип речи текста.
Ответ: повествование с элементами описания. Повествование о том, как складывался стиль «русского классицизма» в искусстве России XVIII–XIX веков. При этом описывается (описание) дворянская усадьба и предметы прикладного искусства крестьян.
3. Составить план текста.
Ответ:
а) классические формы дворянской усадьбы (фасад, внутреннее убранство);
б) мастерство крепостных людей;
в) творческое единство народа и деятелей искусства, писателей (примеры о Пушкине и Глинке).
4. Проанализировать синтаксические особенности текста, например, по вопросам: какие типы односоставных предложений представлены в этом тексте? Какими способами выражены подлежащие в предложениях текста? Какими способами выражены сказуемые в предложениях текста?
Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – С. 180–181.
© 2017 1619