© 2017 1268
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Задание учащимся. Напишите о том, какую роль сыграл И. С. Тургенев в творческой жизни выдающегося русского художника Василия Васильевича Верещагина (1842–1904), используя при этом разные способы передачи чужой речи.
Средства обучения: портрет В. В. Верещагина и репродукции его картин.
Картины Верещагина Тургенев увидел впервые в 1876 году. К этому времени художник был уже знаменит: в 1874 году огромный успех имела выставка его картин туркестанской серии. О ней с восторгом писал тогда же Стасов*, в особенности отмечая трагическую по содержанию картину «Апофеоз* войны». Однако против Верещагина, против его правдивого изображения войны поднялось высшее военное начальство и реакционная печать. Три картины Верещагин был вынужден с выставки снять (он даже сжёг их в минуту отчаяния). Художник решил покинуть – на долгое время – Россию и в том же 1874 году отправился в Индию. Он отказался от звания профессора Академии художеств. В марте 1876 года Верещагин прибыл в Париж и выстроил себе мастерскую в небольшом городке близ Парижа – Мезон-Лаффите. Тем временем Тургенев побывал на родине, – в Москве он увидел купленную П. М. Третьяковым* серию туркестанских картин и рисунков Верещагина, и она поразила писателя, по его словам, «своей оригинальностью, правдивостью и силой».
Вскоре Тургенев посетил мастерскую Верещагина во Франции и увидел огромное количество картин и этюдов, привезённых художником из Индии («Это был словно великолепный какой-то иконостас, весь из чудных красок и золота, – писал Стасов о них; он также бывал в мастерской Верещагина. – Колорит юга и солнца, яркого голубого неба, лучезарных дней и знойного лета – поразительно действует на глаз и душу, сильно зажигает воображение!»).
Тургенев решил помочь художнику организовать выставку его картин в Париже. Верещагин пишет, что Тургенев с ним «всегда был приветлив, всегда готов был помочь, чем только был в состоянии». Тургенев понимал, что без предварительной рекламы трудно будет привлечь на выставку французов. И он обратился в ряд парижских периодических изданий с письмами, в которых восторженно отзывался о картинах Верещагина. В частности, он писал в декабре 1879 года одному из редакторов, что на выставке будут представлены индийские этюды, «а также замечательные полотна на сюжеты последней балканской войны. Это очень оригинально, очень сильно по колориту и поражает правдивостью. Верещагин бесспорно является теперь у нас в России самой интересной фигурой художественного мира». В газете «Девятнадцатый век» Тургенев напечатал «открытое письмо» к её редактору, его хорошему знакомому, – Эдмону Абý. «Особенностью этого таланта, – пишет он о Верещагине, – является упорное искание правды, физиономии, типического в природе и человеке, которое он передаёт с большой верностью и силой, порой несколько суровой, но всегда искренней и величественной. Это стремление к правде, к характерному, наложившее, со времени нашего великого писателя Гоголя, свой отпечаток на все произведения русской литературы, проявляется также, под кистью Верещагина, и в русском искусстве».
Верещагин сообщал Стасову, что его парижская выставка имела огромный успех, что было «народу очень много, отзывы самые лестные». И в другом письме о той же выставке: «Буквально весь город ею занят, народу валит пропасть. Всех заметок в газетах не собрать». Тургенев, вероятно, собирался писать какую-то большую работу о Верещагине. Одна парижская газета извещала: «Романист Иван Тургенев намеревается рассказать историю г. Верещагина. По правде говоря, жизнь этого живописца-путешественника сама похожа на роман». Но Тургеневу уже недолго оставалось жить.
446 слов
В. Афанасьев, П. Боголепов. Тропа к Тургеневу
* Стáсов Владимир Васильевич (1824–1906) – известный художественный и музыкальный критик, историк искусств.
* Апофеóз – основное значение – «возвеличивание, прославление чего-либо, кого-либо», в названии этой картины слово приобретает выразительный противоположный смысл.
* Третьякóв Павел Михайлович – один из братьев купцов-меценатов Третьяковых, собиратель выдающихся произведений русского искусства, позднее – основатель Третьяковской галереи.
Подготовка учащихся
1. Назвать основную подтему текста.
Ответ: роль И. С. Тургенева в творческой судьбе художника В. В. Верещагина.
2.Составить план раскрытия этой подтемы.
Ответ:
а) И. С. Тургенев знакомится с творчеством В. В. Верещагина;
б) И. С. Тургенев рекламирует картины русского художника В. В. Верещагина в периодических изданиях Парижа;
в) выставка картин В. В. Верещагина в Париже имела огромный успех.
Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – С. 164–166.
В. В. Верещагин за мольбертом, 1902
© 2017 1268