СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. Куприн «Скворцы», Н.Сладков «Скворцы-молодцы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:  познакомить учащихся с содержанием произведения А. Куприна «Скворцы»; формировать слуховое восприятие художественного произведения; расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас; учить правильной постановке дыхания перед чтением; осознанному выразительному чтению; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:  учебник Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» 4 класс, грамзапись «Голоса птиц», таблица на постановку дыхания перед чтением, таблица для оценивания чтения стихотворения, сигнальные карточки, портрет А.Куприна,  выставка книг, иллюстрации птиц.

 

Ход урока.

I Орг.момент урока.

IIЭмоциональный настрой.

- Посмотрите на доску и выберете  один конверт, который вам больше всего понравился.

- Сегодня мы продолжаем работать над большим разделом «Весна, весна красна…»

- Какие изменения происходят в природе весной? (природа оживает) - Что происходит с животными после зимы? (звери просыпаются после зимней спячки) - А с птицами? (птицы прилетают из теплых стран) - Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других? (скворцы, грачи, ласточки утки, жаворонки…)

А как вы думаете, для чего писатели вообще изображают природу? (Чтобы читатели насладились ее красотой; чтобы люди берегли природу; чтобы мы любили свою Родину).

Все, что вы сказали – верно. Но очень часто изображение природы помогает поэтам, писателям, музыкантам и художникам охарактеризовать персонаж, и помочь нам через отношение к природе понять, насколько мы человечны, ответственны и добры. Именно такую задачу, прежде всего, ставят они перед нами, обращаясь к теме природы.

 

На какие группы мы можем разделить портреты этих известных людей. (поэты: А.Фет, А.Пушкин, С.Есенин, Ф.Тютчев и писатели А.Куприн, Н.Сладков).

Сегодня мы познакомимся с произведениями этих двух замечательных писателей.

- Как вы думаете, что общего между ними?

- И А.Куприн, и Н.Сладков безумно любили природу, животных и воспевали их в своих произведениях)

- Современники Куприна не раз писали о поразительном отношении писателя к животным: перебиваясь с хлеба на воду, он мог приютить бездомную собаку.

- Куприн постоянно восхищался лошадьми, их грациозностью и благородством.

 - На каком-то своем особом языке разговаривали они с птицами и животными.

- Этих писателей всегда волновал вопрос о том, каково место человека в природе, как он влияет на нее. Безусловно, технический прогресс несет человеку благо, но при этом не следует забывать обо всем живом и беззащитном, что нас окружает, потому что, разрушая природу, человек губит и себя самого.

 

Эпиграф: «У животных много своей, непонятной людям мудрости» А. И.Куприн

- Как вы думаете, в чем заключена мудрость животных?

 

III Загадка.

По всей Европе обитает, На зиму в Африку летает. С ним весело и не до скуки - Легко заучивает звуки. И, суть мелодии схватив, Он повторит любой мотив. Живёт под крышею певец Красавчик, умничка - … (СКВОРЕЦ).

IV Проверка домашнего задания.

(Чтение  стихотворений, подготовленных детьми дома)

 

Скворцы прилетели Ждет гостей высокий клен - Дом на ветке укреплен. Краской выкрашена крыша, Есть крылечко для певцов... В синем небе щебет слышен К нам летит семья скворцов. Мы сегодня встали рано, Ждали птиц еще вчера. Ходит по двору охрана, Гонит кошек со двора.

Мы скворцам руками машем, Барабаним и поем: - Поживите в доме нашем! Хорошо вам будет в нем!

 

Стали птицы приближаться, Долетели до двора, Не смогли мы удержаться, Хором крикнули: - Ура!

 

V Поговорка .

 - А вот так говорят о скворцах в народе.

«Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли».

- Как вы понимаете эту пословицу? (С прилетом скворцов начинается настоящая весна)

Обыкновенные скворцы - одни из первых вестников весны. Они прилетают стаями уже в феврале или марте, когда ещё лежит снег. Как только становится теплее, самцы появляются рядом со скворечниками и дуплами и начинают петь, раскрыв клюв и распустив крылья. Гнездо строит самка. Её партнер помогает лишь символически, изредка принося какой-нибудь строительный материал - солому, сухую траву, веточки или перья.

 

VI .Работа над произведением А. Куприна «Скворцы». 1.Ребята, а вы заметили приход весны? По каким признакам? - Какие изменения происходят в природе весной (оживает)?( солнце ярче светит и пригревает. А еще день становится длиннее.) Учащийся: (В старину ребята делали вот такую куклу, носили ее повсюду и зазывали весну специальными закличками – веснянками. Мы с вами недавно разучили одну из них.) Ты, зима, иди на север – хватит тут озорничать! Выходи скорей, ребята, Весну будем зазывать! (Дети идут по классу, передают друг другу куклу «Весна» и хором декламируют закличку-веснянку). Весна, Весна красная! Приди весна ясная! Приди весна с радостью, Приди весна с милостью, С солнцем горячим, С дождем обильным, Принеси урожай В наш счастливый край! Как вы думаете, ребята, почему в народе часто говорят «весна-красна»? (Потому что весна красивая.) Чем же она красива? ( Появляются трава, листья на деревьях, начинается цветение растений,) – -Что происходит с животными после зимы?( пробуждаются от зимней спячки животные, солнце ярче светит и пригревает.) -Что вы можете сказать о птицах ?( прилетают птицы из тёплых стран и поют свои песни)

2.- Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других? Я вам подскажу, загадав загадку? (прочтите на слайде2) На шесте дворец Во дворце певец А зовут его (скворец) - Как догадались, что это скворец? - О каком дворце идет речь в загадке? - Как говорят о скворцах в народе? («Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли»). 3. Хоровое чтение поговорки записанной на доске  «Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли». 4.Словарная работа. (Толковые словари)-  6. Словесное описание скворца по иллюстрации - Прочитайте в словаре об этой птице. (Скворец- небольшая перелётная певчая птица отряда воробьиных , с тёмным оперением, с металлическим блеском, переливающим всеми цветами радуги. Оперение всюду усеяно серовато – белыми треугольными крапинками). Длина скворца около 23см, а вес от 75 граммов до 100 граммов . Тело у птицы массивное, шея короткая, отчего птица кажется несколько тяжелой и неуклюжей. ) 7. Работа с картой Виды скворцов  Ученик:Обыкновенный скворец - распространён в Евроазии, Южной Африке, Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии. Пегий скворец- распространён в Южной и Юго- Восточной Азии. Браминский скворец- в Южной Азии. Розовый скворец- на Кавказе, В Сибири. Сероголовый скворец- Индии, Индокитае. Серый скворец – Забойкалье, Дальний Восток.

  - Какую пользу приносят скворцы? ( За день уничтожают полторы тысячи гусениц и 92% вредителей растений. Это много). ФИЗ.МИН. –  8. «Гимнастика ума». - Вот о том, как прилетели к нам скворцы и заселили скворечники, вы узнали в рассказе Александра Ивановича Куприна ? (Открывается запись на доске: А.. Куприн «Скв..,рцы»).   - Ой, ребята, в записи названия исчезла буква. А какая, не пойму то ли «о», то ли «а»? - Почему слово «скворцы» нужно писать с безударной гласной буквой «о»? 

Произведения Александра Ивановича Куприна учат людей… ЧЕМУ? ( любить природу, быть добрыми, справедливыми)

9. Моделирование обложки произведения ( работа в группах).  1. Групповое моделирование обложки (в блокноте учащиеся пишут вверху листа Ф.И.О. автора, внизу - название произведения, по середине, с помощью условных знаков и цвета, обозначают заглавие, жанр и тему 2. Вывешивание готовых обложек на доску 3. Чтение и защита модели обложки (I группа) (автор, заглавие, жанр, тема). 4. Самопроверка (I, II, III группы). 10. Беседа по восприятию текста. І часть а)- Кого с нетерпением ждали люди? ( скворцов)

б) -Кто задаст вопрос к І части, чтобы мы поняли о чём рассказывается в этой части? (Какие трудности испытывают птицы при перелёте?)

в) -При чтении вам встретились незнакомые слова? -Будем выбирать эти незнакомые слова. Пояснять их смысл . Чтение по абзацам. 11. Упражнения на постановку дыхания перед чтением по таблице  - глубокий вдох через нос, выдох через нос - глубокий вдох через нос, выдох через рот - глубокий вдох через рот, выдох через рот - глубокий вдох через рот, выдох через нос

Словарная работа Обильные дожди-имеющийся в изобилии, с избытком. Плешь-лысое место, плешь, плешина, голсана, голь, гладь, облезлое место Парившая на солнце земля- греться, нагреваться на теплом воздухе, испуская пар. Барашки на вербах-кудри. Взяток-нектар, цветочная пыльца, собранные пчелой за один раз или за определённый период времени; медосбор. Хороший, полный взяток. Пчела летит за взятком.

-Задайте вопрос к прочитанному? 1 абзац : -какое время года описано? -Какие изменения в живой и неживой природе уже произошли? 

Вестник-приносящий весть, известие. Верста- старая русская мера длины, равная 1км 60м Становища-место стоянки, временного расположения.

Словарная работа Неимоверный -чрезвычайно большой; невероятный. Золотник- русская мера веса, равная 4 г 260 мг

-Задайте вопрос к прочитанному? 2 абзац : - Сколько вёрст, примерно, летят к нам скворцы из зимних становищ? -Какие опасности подстерегают их при перелёте? -Почему у стрелков нет сердца? (Они убивают птиц) - Сколько граммов весит скворец? 

 - Безбрежный-такой широкий, что не видно берегов, простиающийся на необозримое пространство, безграничный. Ураган-ветер большой разрушительной силы. Морское судно- корабль. Палуба- крыша, кровля, потолок, накат, настилка; 2) пол и потолок, помост на водоходных судах. Рубка-надстройка на палубе судна разного назначения, в том числе для управления. Снасти-тросы, канаты, цепи специального назначения. Борт- боковая стенка судна

  Морское поверье-1. Суеверное предание. 2. Убеждение, основанное на таком предании или приметах. Приют- а) Место, где можно укрыться от кого-либо, чего-либо, отдохнуть. б) Пристанище, убежище для...

Разукрасить картину ужасных минут для птиц теми цветами, какое чувство вы испытываете при чтении этого отрывка. ( защита рисунка) ( и у доски). Морская равнина- протягивающаяся полосой, иногда очень широкой, вдоль морского берега  - Наличники-накладная планка на дверном или оконном проёме. Чётки-шнурок, с нанизанными шариками или бусинками. Оглушительный-очень громкий, шумный, такой, что способен оглушить Суета-все тщетное,пустое, не имеющее истинной ценности,прах Степенно-рассудительно-серьезный, отличающийся основательностью поступков, достоинством поведения.

ІІ часть Зададим вопрос к 1 абзацу ІІ части - Как люди готовились к встрече скворцов? Выборочное чтение: Упражнения на постановку дыхания перед чтением по таблице  . (подправили старые скворечники, подвесили новые) -А зачем скворцам нужны скворечники, ну пусть селятся под крышей, как воробьи или вьют гнёзда ,как другие птицы? (Скворцы не вьют гнезда, как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев или в специальных домиках, построенных для них людьми.)

Знаете ли вы, как называются эти домики? Скворечники.

Взгляните на изображение скворечника. (Показ картинки).

Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется …леток.

Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»? ( Потому что птицы влетают в него.)

А вот эта жердочка под летком называется… насест. Догадаетесь ли вы, почему? (От слова «сесть», ведь на него садится птица.)

Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него перышки, сухую траву, листочки. И начинают петь.

Он прилетает каждый год Туда, где домик ждет: Крепкий деревянный дом С круглым маленьким окном. Чужие песни петь умеет, А все же голос свой имеет.

Пение скворца может быть похоже на кваканье лягушки или ржание жеребенка, ведь скворец ловко передразнивает разные звуки, которые слышал раньше.

Пальчиковая гимнастика «Птицы» Пальчики – голова птицы, ладони – крылья. (Большие пальцы переплетены, остальные сомкнуты). Сидит птица на земле. Вот она взлетела и полетела вверх, а теперь полетела направо, спустилась вниз, полетела налево. Вот птица летит медленно, быстрее, еще быстрее, и снова замедляет полет. Тихо опустилась на землю.

Выборочное чтение: Упражнения на постановку дыхания перед чтением по таблице  Следующий вопрос к прочитанному: - Как себя вели птицы? -Кого скворцы выселили из скворечников? - Как скворцы берегли свои гнезда и от кого?

К концу весны у скворцов появятся птенцы. Они громко пищат, когда родители приносят им в клювах червяков или жуков. Скворец в это время мало поет: он очень занят – добывает еду для детей. Ведь они быстро растут и каждым днем им нужно все больше пищи.

Скворцы предпочитают гусениц, жуков, червяков, но любят полакомиться ягодами, фруктами, виноградом. Только летом птенцы станут взрослыми – вылетят из скворечника и начнут кормиться сами, собираясь в большие стаи. Вы знаете, что такое стая?( Это группа птиц, собравшихся вместе.)

Эволюция заставила скворцов координироваться в огромные стаи для того, чтобы противостоять нападающим хищникам. 

Физ.мин Птенцы маленькие и беспомощные, они будут пищать и просить есть. Что будут делать птицы-родители? (Кормить своих птенцов.)

А давайте поиграем в «птенчиков». Вы будете птенчиками, а я мамой-птицей.

Когда птенцы видят свою маму, они широко-широко открывают ротики.

Сейчас я буду вас кормить . Широко открывайте ротики. (Подношу щепоть ко рту каждого из детей и, не прикасаясь, изображаю, что что-то кладу в рот. При этом говорю: «На тебе червячка, а тебе жучка, а тебе комарика, а тебе мошку, тебе мушку, а тебе бабочку».

После того как дети-птенцы получат «корм», они могут закрыть рты.

Когда птица-мама улетает на поиски корма, птенцы не пищат, а тихо сидят – клювики закрывают и маму поджидают.

Давайте сделаем «Клювик»: вытянуть губы вперед в виде трубочки, как при произнесении звука (У).

Попробуйте по моей словесной команде выполнять артикуляционные упражнения «Ротик» и «Клювик».

Начинаем: «Ротик, клювик, ротик, клювик, ротик, клювик

4) Физминутка: Летели скворцы через три избы Головками качали, крыльями махали, А куда летели так и не сказали.

Сейчас будем читать рассказ по частям, и работать над содержанием каждой части. - Кто жил в скворечниках? - Прочитайте, что делали скворцы в первые дни прилета? - Прочитайте, как вели себя скворцы? - Как понимаете выражение « Искоса, пристально поглядывают вниз». Зад. 4 с. 99. – Как ведут себя воробьи? Прочитай. 

На доске записаны слова: жутко, трудно, голод, робость.

- Прочтем слова. Задайте к тексту вопросы так, чтобы ответы содержали эти слова. Динамическая пауза «Скворцы»

Ой, летали скворушки-скворцы. Все летели, песни распевали, Крыльями махали. (Махи руками.)

Стайкою на землю сели , Червячков они поели. (Развернуться в сторону кормушки.)

Клю, клю, клю, клюю , (Сесть на корточки.)

Клю, клю, клю, клю, Как я червячков люблю. (Указательными пальцами постучать по полу.)

Перышки почистим, Чтобы были чище. (Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя.)

Вот так, вот так, Вот так, вот так, Чтобы были чище.

Прыгаем по веткам, Чтоб сильней стать деткам. (Развернуться в сторону деревьев за окнами.)

Прыг-скок, прыг-скок, Прыг-скок, прыг-скок, Прыгаем по веткам.

Тут собака прибежала И скворцов всех распугала (Развернуться в сторону собаки - игрушка или картинка.)

Гав-гав-гав, скворцы взлетели, И в скворечник полетели. (Махи руками.)

с. 99. – Найди в тексте и прочитай, как скворцы выселяли воробьев. 1 группа: в тетради зад. 3. 2 группа: в тетради зад. 2 . – Подумай, как автор относится к своим героям. - Как вы поняли выражение « воробьиному временному хозяйству», « великие побоища»? - Почему скворцы выходят победителями? ( Они хитрее воробьев.) слайд46-разукразить на доске

Гимнастика для глаз Вверх-вниз, влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

 

Межпредметная связь.

Страница 45 последний абзац.

Прочитайте отрывок про себя с карандашом в руке. 1вариант. Найдите глаголы, которые в конце произносятся как [ца]. (Несётся) 2 вариант. Найдите самое длинное слово. (Таинственному) Все. Найдите восклицательное предложение и прочитайте его с нужной интонацией. - Кто желает прочитать этот отрывок как диктор телевидения?

Физ.мин Летят, летят в наш край скворцы, (Руки в стороны, взмахи руками имитируют полет птиц.) Что молодой весны гонцы. Летят над морем, над рекой, Летят, спешат скворцы домой. А дома ждут скворечни их, И снова будут хлопоты у них.

- Работа в группах. -В наше время очень много издательств, которые перепечатывают произведения, не имея на это никаких прав, и допускают ошибки. У вас на партах карточки. Ручкой впишите недостающие слова, используя учебник. Карточка. 1. Сделав опасную … через морскую равнину, … отдыхают целый день и всегда в определённом, излюбленном из года в год месте. Одно такое … мне пришлось как-то видеть в Одессе, ... . 2. Перелёты свои скворцы … очень быстро, делая в час иногда до восьмидесяти вёрст. Прилетят на незнакомое место рано вечером, …, чуть … ночь, утром – ещё до зари – лёгкий завтрак, и опять в путь, с двумя-тремя остановками среди дня. Проверка. 1. Переправу, скворцы, место, весною. - Какие части речи вставили? 2. Совершают, подкормятся, подремлют. - Какие части речи вставили?

- Найдите лишнее предложение.

«К началу июня уже вылупились птенцы. Их обычно в гнезде четыре или пять. Птенец скворца есть истинное чудовище, которое состоит целиком из головы голова же только из огромного, жёлтого по краям, необычайно прожорливого рта». – С пиратскими копиями разобрались. Молодцы! 

Работа с текстом после чтения 4. Обобщение Тест 1. Это произведение а) рассказ б) стихотворение в) сказка -За правильный ответ 1 балл 2. Автор этого произведения а) К. Паустовский б) Б. Житков в) А. Куприн -За правильный ответ 1 балл 3.Главные герои произведения а) Воробьи б) Скворцы в) Галки -За правильный ответ 1 балл 4. Когда скворец-мамаша кладёт яйца? а) в середине мая б) в середине апреля в) в середине июня -За правильный ответ 1 балл 5. В какую сторону располагаются скворечники отверстием? а) на запад в) на север -За правильный ответ 2 балла 6.Кому подражал мой знакомый скворец? а) журавлю б) чайке в) аисту -За правильный ответ 2 балла 7. Почему скворцы гнали за версту трёх галок? Почему маленькая собачка не могла сама добраться до дома? а) защищали молодое поколение б) защищали скворечник в) отбирали корм -За правильный ответ 2 балла Проверка. Самооценка.

  Упражнение на релаксацию. Слушание грамзаписи «Голоса птиц».

А сейчас послушайте его собственное пение. Поет скворец. (Включается запись пения скворца).) - Примите удобное для вас положение, закройте глаза и представьте, что вы в весеннем лесу. Солнечные лучи падают на деревья, кусты, травы. Просыпаются животные, умываются, суетятся, начинают петь птицы. Вот запела первая маленькая птичка, а за ней вторая, третья… И вот уже звучит целый птичий хор.

6) Итог урока. - Что мы узнали из произведений А. Куприна о жизни скворцов и их повадках? ( Они живут в скворечниках, выселяют воробьев, хитры, приносят огромную пользу природе, уничтожая гусениц и др. вредителей растений.) (Скворцы – большие труженики. Они, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200–300 раз в день. И рабочий день скворца длится 17 часов.) - скворцы прекрасные звукоподражатели А. Куприн: «Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы. Хрипели, посвистывали то соловьём, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, – пересмешничали, фальшивили ужасно. Скворец может «заскрипеть», как калитка, или залаять, как

-Как вы думаете для чего А. Куприн написал это произведение о скворцах? (Помочь нам через отношение к природе понять, насколько мы человечны, ответственны и добры.)

- Как человек должен относиться птицам?( человек любит природу, любит птиц и даже посвящает им песни Послушайте одну из таких песен. Она называется « Скворцы прилетели» на стихи А. Любецкого, музыка И. Дунаевского.

- Чем мы можем им помочь? - Как называется домик для скворцов?

- Кто наблюдал за ходом урока? Мы выполнили все задачи урока.

- Продолжи предложение! на доске написано: Я и не подозревал…..(…что скворцы подражают пению других птиц и за это их назвали певцами – пародистами) и др. высказывания детей.

Категория: Литература
31.01.2015 22:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!