СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Алгоритм работы с приемом "Зигзаг" на уроке»
Из опыта работы Джафаровой Надежды Витальевны,
учителя начальных классов МБОУ СШ № 43 города Архангельска
Мастер-класс
Пояснительная записка
Название приёма – «Зигзаг».
Цель – освоить учащимся большой по объёму текст ( см. приложение )
Оборудование – текст, листы бумаги, фломастеры, ручки, карандаши.
Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии чтения. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте. Такие условия выполняются в приёме «Зигзаг».
Прием «Зигзаг» относится к группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения.
№ этапа, время |
Содержание |
Предполагаемый результат |
|
Деятельность мастера |
Деятельность учеников |
||
1. ( 1 мин.) |
Ввод в тему ( вопрос – ответ ) : - Какой большой раздел мы изучаем? Какие вопросы мы уже рассмотрели? - Какие ещё вопросы можно задать по данному разделу? - А интересно, наверное, узнать, были или нет профессии у людей и сохранились или нет до наших времён. Вот сегодня и выясним, а для этого перед вами тексты на заданную тему. Комментарии: стадия вызова осуществляется при помощи любых приёмов. В данной стратегии может и не быть фаза вызова как таковой, так как само задание – организация работы с текстом большого объёма – само по себе служит вызовом. Текст изначально делится учителем на несколько частей. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в первичной группе. Объяснение задания. |
Ответы детей : - Как жили наши предки. - Как узнают о жизни предков, чему они поклонялись, в каких домах они жили, чем современные города отличаются от городов тех времён. - Как одевались наши предки, были или нет школы, магазины и т.д. Каждая группа получает один и тот же текст. Комментарии : если текст слишком объёмный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше. |
Деление на группы (умение договариваться) |
2. ( 5 мин ) |
Мастер координирует работу каждого участника в отдельности (по необходимости). Комментарии: каждая группа получает один и тот же текст. Причём каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами. |
Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Причем сделать это он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему и т.д. Комментарии : учеников необходимо снабдить фломастерами, листами бумаги, где они смогут предоставить изученную информацию кратко. Конечно, дети должны уже уметь составлять схемы, кодировать содержание рисунками, составлять кластеры и т. д. – всё это отрабатывается постепенно, под руководством учителя. |
Ученик представляет своеобразную «выжимку» своего отрывка (отбор информации, её кодирование). |
3. ( 5 мин ) |
Мастер прислушивается к выбору в группах, обсуждениям. Комментарии: «экспертные» группы составляют так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. |
Групповая работа. Теперь учащиеся переходят к своим «коллегам». Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста. Комментарии : по договорённости дети могут выбранный вариант ещё сообща дополнить «изюминками» других экспертов, улучшить свою версию части текста. |
Обмен мнениями. Выбор лучшего варианта представления своего отрывка (умение принять чужую точку зрения или отстоять свою). |
4. ( 5 мин) |
Следит за отведённым временем, объявляет о прекращении работы в рабочих группах. Комментарии: мастер обговаривает заранее, что на данном этапе во всех группах происходит обсуждение, объяснение друг другу, поэтому работа должна вестись в полголоса, не мешая остальным группам. |
После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Комментарии: таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту, складывается общее представление изучаемой темы. Ученик, который слабо справился с заданием на этапе индивидуальной работы, побывав в экспертной группе, должен вернуться в свою рабочую группу уже подготовленным, с улучшенным вариантом презентации своей части работы. |
Участники доносят свою информацию, ссылаясь на зарисовки, записи (умение объяснять). |
5. (4 мин ) |
Мастер следит за регламентом времени при выступлении детей. Отмечает «изюминки» выступления. |
Завершается «Зигзаг» общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты «дополняют» коллегу. |
Большой по объёму текст изучен детьми. ( умение излагать последовательно мысли с опорой на закодированную информацию ). |
6. ( 2 мин ) |
Следит за правильностью ответов на вопросы, уточняет, поправляет детские высказывания. |
На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить — либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание. Комментирование : после выступления можно показать все конспекты, таблицы, рисунки и т.д. по каждой экспертной группе, обсудить их, выделив, почему выбрали именно тот, а не иной.( т.е. при помощи сравнения работ происходит дальнейшее обучение кодированию информации ). |
Выбрана лучшая работа.(умение аргументировать свой выбор ). |
Таким образом, за один урок можно освоить довольно большой пласт информации. Приём «Зигзаг» только на первый взгляд кажется громоздким и неудобным. На практике дети быстро втягиваются в процесс, т.к. работа в группах активизирует элемент соревнования. Роль учителя – координирующая, а саму ценность приёма составляет процесс отбора информации, её кодирование, неоднократность прорабатывания.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тема «Какими ремёслами занимались в старину»
( текст )
(1) Большую часть городского населения составляли ремесленники. Это были мастера, изготовлявшие вручную из разных материалов изделия на продажу.
Сапожники изготовляли обувь, ткачи – ткани, бондари – деревянные бочки, вёдра, кадки.
Гончары делали глиняную посуду. Кусок вязкой влажной глины они клали в центр гончарного круга, который вращали ногами. Мокрыми пальцами надавливали на глину, придавая ей форму тарелки, миски, горшка, кружки, кувшина. Затем изделие обжигали в печи. Не забывали гончары и про детей, делали для них из глины игрушки и свистульки.
Стеклянную посуду изготавливали стеклодувы. Сначала стекло выплавляли на огне из белого кварцевого песка. Затем вставляли в расплав длинную узкую трубку и выдували стеклянный пузырь. Вращая и покачивая, придавали ему нужную форму. Из стекла, добавляя в него разные красящие вещества, делали украшения – стеклярус.
Заметными людьми в городе были кузнецы. Про них говорили: «Кузнец – всем ремёслам отец». Для крестьян они делали серпы, ножи, косы, лопаты, для воинов – мечи, наконечники стрел, шлемы и кольчуги. Кузнец мог и коня подковать, и браслет выковать. Чтобы придать нужную форму металлу, накаляли его в большой каменной печи – горне. Затем большими кузнечными щипцами размягчённый металл клали на тяжёлую металлическую или каменную наковальню и тяжёлым молотом быстро и точно ковали, пока не остывал и не затвердевал металл.
(2) Во все времена дерево было прекрасным строительным материалом : прочное, лёгкое, удобное в обработке. Всё, нужное крестьянину и горожанину – дом, мельница, баня, соха, лавка и многое другое, делалось из древесины. Плотнику на Руси всегда было много работы. Строили они укрепления, церкви, изб и хоромы. Возводились мосты через реки и мостовые в городах. Изготавливали ( ладили ) сани и телеги, вёсельные и парусные суда – ладьи и струги. Хороший топор и острый нож – вот основной инструмент мастера по дереву.
Из мягкой древесины делали ложки, чашки, ковши, музыкальные инструменты : рожки, гусли, свирели. Твёрдую древесину берёзы, дуба, клёна брали для прялок, веретён, гвоздей. Из кедра делали сундуки, в которых хранили шерстяные вещи, - моль в них не заводилась.
До сих пор сохранились деревянные церкви, которые умельцы соорудили без единого гвоздя. В летний день купола храмов сияют на солнце и кажутся золотыми. Но и они сделаны из дерева. А переливаются потому, что покрыты резными пластинами из осины.
© 2016, Джафарова Надежда Витальевна 2661