СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм работы с приёмом "Зигзаг" на уроках чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Алгоритм работы с приемом "Зигзаг" на уроке»

Из опыта работы Джафаровой Надежды Витальевны,

учителя начальных классов МБОУ СШ № 43 города Архангельска

Мастер-класс

Пояснительная записка

Название приёма – «Зигзаг».

Цель – освоить учащимся большой по объёму текст ( см. приложение )

Оборудование – текст, листы бумаги, фломастеры, ручки, карандаши.

Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии чтения. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте. Такие условия выполняются в приёме «Зигзаг».

Прием «Зигзаг» относится к группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения.

№ этапа,

время

Содержание

Предполагаемый результат

Деятельность мастера

Деятельность учеников

1.

( 1 мин.)

Ввод в тему ( вопрос – ответ ) :

- Какой большой раздел мы изучаем?

Какие вопросы мы уже рассмотрели?

- Какие ещё вопросы можно задать по данному разделу?

- А интересно, наверное, узнать, были или нет профессии у людей и сохранились или нет до наших времён.

Вот сегодня и выясним, а для этого перед вами тексты на заданную тему.

Комментарии: стадия вызова осуществляется при помощи любых приёмов. В данной стратегии может и не быть фаза вызова как таковой, так как само задание – организация работы с текстом большого объёма – само по себе служит вызовом.

Текст изначально делится учителем на несколько частей. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в первичной группе.

Объяснение задания.

Ответы детей :

- Как жили наши предки.

- Как узнают о жизни предков, чему они поклонялись, в каких домах они жили, чем современные города отличаются от городов тех времён.

- Как одевались наши предки, были или нет школы, магазины и т.д.

Класс делится на группы с равным количеством участников.

Каждая группа получает один и тот же текст.

Комментарии : если текст слишком объёмный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше.

Деление на группы (умение договариваться)

2.

( 5 мин )

Мастер координирует работу каждого участника в отдельности (по необходимости).

Комментарии: каждая группа получает один и тот же текст. Причём каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.

Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Причем сделать это он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему и т.д.

Комментарии : учеников необходимо снабдить фломастерами, листами бумаги, где они смогут предоставить изученную информацию кратко. Конечно, дети должны уже уметь составлять схемы, кодировать содержание рисунками, составлять кластеры и т. д. – всё это отрабатывается постепенно, под руководством учителя.

Ученик представляет своеобразную «выжимку» своего отрывка (отбор информации, её кодирование).

3.

( 5 мин )

Мастер прислушивается к выбору в группах, обсуждениям.

Комментарии: «экспертные» группы составляют так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме.

Групповая работа. Теперь учащиеся переходят к своим «коллегам». Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

Комментарии : по договорённости дети могут выбранный вариант ещё сообща дополнить «изюминками» других экспертов, улучшить свою версию части текста.

Обмен мнениями. Выбор лучшего варианта представления своего отрывка (умение принять чужую точку зрения или отстоять свою).

4.

( 5 мин)

Следит за отведённым временем, объявляет о прекращении работы в рабочих группах.

Комментарии: мастер обговаривает заранее, что на данном этапе во всех группах происходит обсуждение, объяснение друг другу, поэтому работа должна вестись в полголоса, не мешая остальным группам.

После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе.

Комментарии: таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту, складывается общее представление изучаемой темы. Ученик, который слабо справился с заданием на этапе индивидуальной работы, побывав в экспертной группе, должен вернуться в свою рабочую группу уже подготовленным, с улучшенным вариантом презентации своей части работы.

Участники доносят свою информацию, ссылаясь на зарисовки, записи (умение объяснять).

5.

(4 мин )

Мастер следит за регламентом времени при выступлении детей. Отмечает «изюминки» выступления.

Завершается «Зигзаг» общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты «дополняют» коллегу.

Большой по объёму текст изучен детьми.

( умение излагать последовательно мысли с опорой на закодированную информацию ).

6.

( 2 мин )

Следит за правильностью ответов на вопросы, уточняет, поправляет детские высказывания.

На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить — либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание.

Комментирование : после выступления можно показать все конспекты, таблицы, рисунки и т.д. по каждой экспертной группе, обсудить их, выделив, почему выбрали именно тот, а не иной.( т.е. при помощи сравнения работ происходит дальнейшее обучение кодированию информации ).

Выбрана лучшая работа.(умение аргументировать свой выбор ).

Таким образом, за один урок можно освоить довольно большой пласт информации. Приём «Зигзаг» только на первый взгляд кажется громоздким и неудобным. На практике дети быстро втягиваются в процесс, т.к. работа в группах активизирует элемент соревнования. Роль учителя – координирующая, а саму ценность приёма составляет процесс отбора информации, её кодирование, неоднократность прорабатывания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тема «Какими ремёслами занимались в старину»

( текст )

(1) Большую часть городского населения составляли ремесленники. Это были мастера, изготовлявшие вручную из разных материалов изделия на продажу.

Сапожники изготовляли обувь, ткачи – ткани, бондари – деревянные бочки, вёдра, кадки.

Гончары делали глиняную посуду. Кусок вязкой влажной глины они клали в центр гончарного круга, который вращали ногами. Мокрыми пальцами надавливали на глину, придавая ей форму тарелки, миски, горшка, кружки, кувшина. Затем изделие обжигали в печи. Не забывали гончары и про детей, делали для них из глины игрушки и свистульки.

Стеклянную посуду изготавливали стеклодувы. Сначала стекло выплавляли на огне из белого кварцевого песка. Затем вставляли в расплав длинную узкую трубку и выдували стеклянный пузырь. Вращая и покачивая, придавали ему нужную форму. Из стекла, добавляя в него разные красящие вещества, делали украшения – стеклярус.

Заметными людьми в городе были кузнецы. Про них говорили: «Кузнец – всем ремёслам отец». Для крестьян они делали серпы, ножи, косы, лопаты, для воинов – мечи, наконечники стрел, шлемы и кольчуги. Кузнец мог и коня подковать, и браслет выковать. Чтобы придать нужную форму металлу, накаляли его в большой каменной печи – горне. Затем большими кузнечными щипцами размягчённый металл клали на тяжёлую металлическую или каменную наковальню и тяжёлым молотом быстро и точно ковали, пока не остывал и не затвердевал металл.

(2) Во все времена дерево было прекрасным строительным материалом : прочное, лёгкое, удобное в обработке. Всё, нужное крестьянину и горожанину – дом, мельница, баня, соха, лавка и многое другое, делалось из древесины. Плотнику на Руси всегда было много работы. Строили они укрепления, церкви, изб и хоромы. Возводились мосты через реки и мостовые в городах. Изготавливали ( ладили ) сани и телеги, вёсельные и парусные суда – ладьи и струги. Хороший топор и острый нож – вот основной инструмент мастера по дереву.

Из мягкой древесины делали ложки, чашки, ковши, музыкальные инструменты : рожки, гусли, свирели. Твёрдую древесину берёзы, дуба, клёна брали для прялок, веретён, гвоздей. Из кедра делали сундуки, в которых хранили шерстяные вещи, - моль в них не заводилась.

До сих пор сохранились деревянные церкви, которые умельцы соорудили без единого гвоздя. В летний день купола храмов сияют на солнце и кажутся золотыми. Но и они сделаны из дерева. А переливаются потому, что покрыты резными пластинами из осины.

10.06.2016 23:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!