© 2017, Миланова Наталья Сергеевна 629
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Что сделала (и не сделала) Ольга Васильева за год
Ольга Васильева заняла пост министра образования и науки 19 августа 2016 года. За это время министр, которая успела запомниться своими консервативными взглядами, вернула в школы астрономию, предложила ввести обязательный ЕГЭ по истории и трудовое воспитание. «Мел» собрал главные обещания Ольги Васильевой и проследил, какие из них выполнили, а какие так и остались обещаниями.
1. Уроки астрономии в школе
В сентябре 2016 года Ольга Васильева пообещала, что в школы вернут уроки астрономии. Астрономия исчезла из образовательной программы в 1991 году. После этого школьники изучали небесные тела в рамках физики (чаще всего) или ходили на факультатив, если такой был в школе.
В итоге. Предмет появится в учебной программе с начала 2017-2018 учебного года. Преподавать астрономию будут учителя физики: «В этом нет ничего удивительного — астрономия читалась в курсе физики, у нас есть учебники, они были всегда в федеральном перечне учебников, учителя физики готовы». Школьникам расскажут о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и Вселенной, основных астрономических терминах.
2. Обязательный ЕГЭ по истории и иностранному языку
Во многих интервью Ольга Васильева заявляла, что ЕГЭ по истории станет обязательным с 2020 года, так как «без знания истории невозможно двигаться дальше». Кроме того, министр считает, что все выпускники должны сдавать ЕГЭ по иностранному: «В 2022 году сдача ЕГЭ по иностранному языку станет обязательной. А с 2020 года она пойдёт у нас в штатном режиме по нескольким регионам как пилот».
В итоге. Официального решения по введению ЕГЭ по истории или иностранному ещё нет. Пока обязательными для сдачи ЕГЭ остаются два предмета — русский язык и математика.
3. Устная часть в ЕГЭ по русскому
Вскоре после назначения Ольга Васильева рассказала, что уже в следующем учебном году введут устную часть ЕГЭ по русскому языку. Но перед этим нововведение проверят на девятиклассниках.
В итоге. В новом учебном году устной части ЕГЭ по русскому не будет. Весной Ольга Васильева говорила, что устная часть может появиться в 2019 году: «В этом учебном году будет устная часть в девятом классе, через два года устная часть появится в русском в одиннадцатом классе, соответственно. Практически не осталось тестовой части нигде».
4. Отказ от натаскивания на ЕГЭ
Систему ЕГЭ Ольга Васильева считает «важным моментом равных социальных возможностей». Благодаря ей сейчас почти 70% студентов в Москве иногородние: у них появилась возможность приехать учиться в лучший университет страны. «Я не думаю, что ЕГЭ мы когда-либо будем отменять. Потому что если сейчас попросить страну сдать шесть экзаменов, как мы раньше сдавали, никто их не сдаст», — считает министр. При этом много раз говорила, что нужно отходить от натаскивания на ЕГЭ и даже обещала наказывать школы, в которых так делают.
В итоге. Как именно планируется наказывать за натаскивания на ЕГЭ — пока непонятно.
5. Новые образовательные стандарты и учебники
В прошлом году Ольга Васильева говорила о необходимости сокращения учебников по каждому предмету до трёх линеек — основного курса, базового и углублённого. Кроме того, по её словам, одна из главных задач министерства — наполнить образовательные стандарты (ФГОС) содержанием.
В итоге. Над новым проектом ФГОС, в которых прописано, что именно школьник должен знать по каждому предмету, работали, как сказала Ольга Васильева, лучшие эксперты. Их должны утвердить к октябрю. После введения новых стандартов сократится и количество учебников. Сейчас в федеральном перечне их почти 1470.
6. Развитие инклюзивного образования
С 1 сентября 2016 года введены федеральные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). «Наша политика направлена на вариативность образования детишек с ОВЗ и инвалидностью. То есть параллельно с инклюзивным образованием мы будем развивать специальные школы и классы», — говорила Ольга Васильева.
В итоге. Создание инклюзивных школ идёт очень медленно. «Сейчас таких школ примерно десять тысяч. Хотя некоторые коллеги считают, что можно говорить и о цифре в два раза больше. Мы стараемся поддерживать эти школы, при этом сохраняя сеть коррекционных школ»», — считает Ольга Васильева.
По её словам, сейчас инклюзивное образование работает в 21% школ и 16% детских садов в России. Но большинство родителей детей с особыми потребностями всё-таки выбирают индивидуальное обучение.
7. Передача школ от муниципальных властей региональным
В июле Ольга Васильева объявила о планах проведения масштабной реформы школьного образования, которая предусматривает передачу школ от муниципальных властей к региональным. По её мнению, переподчинение школ поможет привести образовательные программы в разных населеёных пунктах в соответствии с теми, что разрабатываются на федеральном уровне. «Я позволю себе такой термин произнести — „государственные школы“. То есть возвращение школ в государство и выстраивание государственного управления, потому что сейчас школы вне государственной опеки и заботы».
В итоге. Реформу начнут с тестового проекта, в котором будут участвовать 16 регионов. В Самарской, Астраханской областях и Санкт-Петербурге реформа уже началась.
8. Трудовое воспитание в школах
«Без трудолюбия, без навыков, которыми прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить», — уверена министр. Она призвала школы не дожидаться указов «сверху», а самим начинать приучать школьников к труду. Васильева рассказала, что в регионах появятся отделения Российского движения школьников, которые помогут внедрить в школы трудовое воспитание.
В итоге. По словам Ольги Васильевой, с 2017 года в школах в рамках предмета «технология» появятся программы общественного труда. А отделения Российского движения школьников открылись уже во всех регионах страны.
9. Религия в школах и теология в университетах
Ольга Васильева хочет увеличить количество часов для преподавания в школах предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Она уверена, что основы религии — это культурологический предмет, который укрепляет «нравственные основы личности». А в вузах Минобрнауки планирует увеличить количество бюджетных мест по специальности «теология».
В итоге. Увеличится ли количество часов для преподавания основ религии в школах — пока не очень понятно. А вот число студентов-бюджетников, которые учатся на теологии действительно вырастет. «В этом году мы выделили на бакалавриат 279 мест, на магистратуру — 180, 16 — на аспирантуру. В 2018–2019 годах — уже 632 места. Этот процесс будет развиваться и дальше», — рассказала Васильева.
10. Процесс слияния вузов остановлен
В конце 2015 года Минобрнауки под руководством бывшего министра образования Дмитрия Ливанова начало масштабную реформу по объединению региональных вузов в многопрофильные опорные университеты.
В итоге. При Ольге Васильевой слияние вузов решили приостановить. 2 августа 2017 министр отменила указ о реорганизации Государственного университета управления (ГУУ), который должен был войти в состав Московского государственного юридического университета (МГЮА).
11. Реформа аспирантуры
В апреле Ольга Васильева предложила сократить количество мест в аспирантуре: «Аспирантура должна стать приоритетной, она должна действительно воспитывать исследователей. И это должен быть не поток из 25 человек, должно быть два-три аспиранта на кафедре».
В итоге. В этом году бюджетные места в аспирантуре сокращать не будут. Сейчас Минобрнауки недовольно тем, что только 30% аспирантов получают учёную степень, поэтому оно разрабатывает масштабную реформу аспирантуры. Главным её нововведением станет обязательная защита диссертации.
12. Целевое обучение — приоритет
Минобрнауки решило повысить эффективность целевого приёма. Ольга Васильева предложила обязать выпускников отрабатывать три года в организации, которая оплатила его учёбу. Если он не выполнит это условие, то будет платить штраф. При этом учреждение, которое направило студента на учёбу, должно поддерживать его социально: платить повышенную стипендию, помогать с жильём и поиском практики.
В итоге. В этом году расторгнули 51% договоров, так как сторона, которая обещала выпускникам социальную поддержку, её не давала. «Идёт процесс выстраивания и правового, и реальной деятельности этих договорных обязательств», — сказала Васильева.
Источник:
© 2017, Миланова Наталья Сергеевна 629