© 2020, Диятова Екатерина Ивановна 313
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема социализации обучающихся с умственной отсталостью является наиболее значимой в процессе их образования. Практическая направленность всего образовательного процесса, ориентированного на индивидуально-типологические особенности каждого обучающегося, — важная составляющая обучения предмету «Социально-бытовая ориентация» в течение всех лет обучения в школе. В основу уроков по предмету «Социально-бытовая ориентация» положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающимся системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.
Цель: освоение системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих ее адекватное поведение в реальной жизни. Цель уроков СБО — подготовка ребенка к взрослой жизни через овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к жизни в обществе, воспитание у него максимально возможного уровня самостоятельности.
Предмет «Социально-бытовая ориентация» является практико - ориентированным. На занятиях ребенок учится применять в быту и в окружающем мире средства альтернативной коммуникации и вербальные средства общения, необходимые для сообщения о своих действиях, демонстрации умений, обращения за помощью в случае затруднений.
Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 3 класса (VIII вид ) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 23.07.2013г.) «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I, вариант II), МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова», утвержденного приказом от 31.08.2017г. № 830.
-Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под.ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.;
Программа составлена для Желкембаева Руслана, обучающегося 3 «Д» класса.
Психолого – педагогическая характеристика на Желкембаева Руслана Эдгаровича
Дата рождения 16. 07.2009 г. Возраст 9 лет Класс 3 «Д»
Обучается на дому, по адаптированной общеобразовательной программе с учетом индивидуальных возможностей здоровья и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Ребенок физически развит. Координация движений соответствует возрасту.
Условия семейного воспитания: Ребенок проживает и воспитывается в полной семье. Воспитанием в семье занимаются оба родителя. Мама ответственно относится к обучению и воспитанию ребенка, достаточно много уделяет внимания ребенку.
Навыки самообслуживания: не развиты. Одевается и раздевается с помощью мамы. Одежду складывает. Ест самостоятельно. Столовые приборы держит правильно.
Двигательно-моторное развитие: Двигательная активность соответствует возрасту. Быстро утомляется. Мелкая моторика рук неразвита: выполняет штриховку с нарушениями контура рисунка. Движения медленные, неловкие.
Отношение к учебной деятельности: С трудом концентрирует и переключает внимание на заданиях, предложенных взрослым. Не проявляет интерес к выполняемому заданию. Темп работоспособности низкий, что связано с рассеянным вниманием и очень быстрой утомляемостью. Объем памяти маленький, запоминание кратковременно. Отличается высокой двигательной активностью, неусидчивостью на занятиях. В течение урока может встать и ходить по дому.
Задания может делать только в течение 2-3 минут, отвлекается. Мелкая моторика не развита. Руслан не научился писать, ручку держит неправильно, строку и клеточку не видит. При работе с сюжетными картинками может показать жестом мимикой отдельные детали, затрудняется найти общее, связать их единым сюжетом.
-внимание :с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, предложенных взрослым. Не проявляет интерес к выполняемому заданию, не справляется с выполнением заданий. Темп работоспособности низкий, быстро утомляется.
— восприятие: знает и показывает правильно основные цвета. Правильно соотносит с образцом геометрические фигуры. Ориентация в пространстве: право-лево, верх-низ, близко-далеко знает, но иногда путает.
— память: преобладает зрительная память. Объем памяти маленький. Запоминание кратковременно, даже если была дана установка на запоминание.
-мышление: может выполнять основные логические операции в сопровождении взрослого. Вызывает затруднение классификация предметов по главному признаку, не выстраивает причинно-следственные связи.
— мотивационно-потребностная сфера : иногда инструкцию к заданию понимает не с первого раза. Ребенок нуждается часто в поддержке и похвале со стороны взрослого.
— эмоционально-волевое развитие : Эмоции неустойчивы: состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех слезами.
— коммуникативная деятельность : Руслан хорошо идет на контакт, при входе встречает целует
— индивидуальные особенности : по характеру ребенок доброжелательный, искренний, трудолюбивый, уравновешенный, уважительный. Но деятельность чаще всего мало результативна, так как очень быстро утомляется. Материал усваивает маленькими порциями. Санитарно-гигиенические навыки не сформированы.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Цель: Формирование навыков самообслуживания, представлений о себе, о людях, явлениях и предметах окружающего мира. Подготовить ребенка к жизни, оказать помощь в успешной адаптации и социализации.
Задачи:
- научить обучающегося к элементарным бытовым знаниям, обеспечивающих комфортное проживание в обществе;
-прививать социально-бытовые навыки и умения, необходимые ему для жизнедеятельности;
-прививать невербальные и вербальные модели коммуникативного общения, необходимого в процессе межличностного взаимодействия с окружающими в различных социально-бытовых ситуациях;
-воспитывать у ребенка трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Форма организации: индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
© 2020, Диятова Екатерина Ивановна 313